МИРНЫЕ СРЕДСТВА РАЗРЕШЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СПОРОВ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

МИРНЫЕ СРЕДСТВА РАЗРЕШЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СПОРОВ
средства, применяемые субъектами международного права в целях урегулирования международных споров в соответствии с принципом мирного разрешения международных споров. В ст. 33 Устава ООН приводятся такие средства, как переговоры, обследование, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональным органам или соглашениям. Данный перечень не является исчерпывающим: международному праву известны и другие средства, в частности добрые услуги, консультации, комиссии по разрешению споров.

Источник: Словарь международного права.

МИРНЫЕ СРЕДСТВА РАЗРЕШЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СПОРОВ
комплекс установленных международным правом процедурных способов и практических мер, которые могут быть предприняты субъектами международного права (в основном государствами) для урегулирования возникших между ними несогласий. Правовой фундамент для использования указанных средств составляет принцип мирного разрешения международных споров, закрепленный, в частности, в Уставе ООН. Статья 33 Устава ООН предусматривает возможность использования в качестве М. с. р. м. с. переговоры, обследование, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональным органам или соглашениям, а также иные подобные средства по выбору участников спора.

Источник: Большой юридический словарь

МИРНЫЕ СРЕДСТВА РАЗРЕШЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СПОРОВ
средства, применяемые субъектами международного права в целях урегулирования международных споров в соответствии с принципами мирного решения международных споров. В соответствии со ст. 33 Устава ООН в качестве таких средств используются переговоры, обследование, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональным органам или соглашениям. Этот перечень не является исчерпывающим: международному праву известны и другие средства - добрые услуги, консультации, комиссии по разрешению споров. Кроме того, в соответствии с Уставом ООН разрешением международных разногласий могут заниматься Генеральная Ассамблея ООН и Совет Безопасности ООН. Указанная система средств сложилась в ходе длительной международной практики и продолжает развиваться. Переговоры, арбитраж относятся к наиболее ранним средствам, тогда как судебное разбирательство, использование международных организаций стали применяться сравнительно недавно - с ХIХ-ХХ вв. В последние десятилетия широкое признание получили консультации, представляющие собой одно из эффективных средств разрешения споров. В соответствии с принципом мирного разрешения споров, относящимся в современном международном праве к основополагающим, спорящие стороны обязаны урегулировать свои разногласия исключительно мирным путем с помощью перечисленных выше или каких-либо иных средств по их собственному выбору. Принцип свободы выбора этих средств закреплен в ст. 33 Устава ООН и означает, что использование того или иного средства должно происходить по взаимному согласию и на основе свободного волеизъявления сторон. Такое согласие на обращение к какому-либо определенному средству, как правило, фиксируется в договорном порядке.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

МИРНЫЕ СРЕДСТВА РАЗРЕШЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СПОРОВ
средства, используемые государствами и иными субъектами международного права в целях урегулирования международных споров в соответствии с требованиями принципов мирного разрешения международных споров. К таким средствам, согласно Уставу ООН (ст. 33), в частности, относятся переговоры, обследования, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональным органам или соглашениям. Стороны в споре свободны в выборе того или иного способа разрешения спора, если они в договоре или иным образом не согласились при определенных условиях прибегнуть к одному из заранее согласованных средств. Основным средством разрешения споров являются переговоры сторон в споре, поскольку к другим средствам они могут прибегать только по взаимному согласию, достигнутому в ходе переговоров. Другие, помимо переговоров, мирные средства, предусматривающие участие не участвующей в споре стороны, можно подразделить на две категории — рекомендательного или обязательного характера для сторон в споре. В первом случае третья сторона служит либо связующим звеном между сторонами, либо, кроме того, предлагает свои рекомендации в отношении условий разрешения спора. Это касается, в частности, посредничества, добрых услуг, следственных и примирительных комиссий, региональных органов и т д . Во втором случае решения третьей стороны являются обязательными для сторон в споре. Такие решения выносят международные суды и арбитражи. Суды являются специально учрежденными и постоянно действующими органами разбирательства международных споров, открытыми для обращения к ним всех государств или специально указанных государств региональной или иной принадлежности. Главным таким судебным органом является Международный Суд ООН. Арбитражи учреждаются либо ас! Ьос, для данного спора, либо создаются заинтересованными государствами на заранее согласованных условиях для разрешения тех или иных категорий дел, возникающих между такими заинтересованными сторонами. НА. Ушаков

Источник: Юридическая энциклопедия

МИРНЫЕ СРЕДСТВА РАЗРЕШЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СПОРОВ
комплекс установленных международным правом процедурных способов и практических мер, которые могут быть предприняты в соответствующих случаях субъектами международного права (в основном государствами) для урегулирования возникших между ними разногласий без применения силы. Правовым фундаментом для использования указанных средств служит один из основных принципов международного права - принцип мирного разрешения международных споров, закрепленный, в частности, в Уставе ООН, согласно которому все члены этой Организации "разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость". Выработанные в процессе многовековой практики международного общения государств средства разрешения споров впервые получили нормативное закрепление в Гаагских конвенциях 1899 и 1907 гг. о мирном разрешении международных столкновений, предусматривающих в числе таких средств добрые услуги и посредничество, международные следственные комиссии, международный третейский суд. Принятый Лигой Наций в 1928 г. Общий акт о мирном разрешении споров дополнил этот перечень установлением обязательной юрисдикции Постоянной палаты международного правосудия, если межгосударственный спор не был урегулирован путем переговоров. Статья 33 Устава ООН предусматривает возможность использовать в качестве средств переговоры, обследование. посредничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональным органам или соглашениям, а также иные подобные средства по выбору участников спора. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. содержит положения о согласительной и обязательной процедурах в отношении межгосударственных споров в морской области, по которым не было достигнуто урегулирования, в том числе обращение в Международный трибунал по морскому праву.
В ст. 17 Устава СНГ записано: "Государства-члены будут добросовестно и в духе сотрудничества прилагать усилия к справедливому мирному разрешению своих споров посредством переговоров или достижению договоренностей о надлежащей альтернативной процедуре урегулирования спора". Главный орган СНГ - Совет глав государств - управомочен "в любой стадии спора, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию мира или безопасности в Содружестве, рекомендовать сторонам надлежащую процедуру или методы его урегулирования" (ст. 18).

Источник: Энциклопедия юриста

Мирные средства разрешения международных споров
средства, применяемые субъектами международного права в целях урегулирования международных споров в соответствии с принципом мирного решения международных споров. Мирные переговоры и консультации – оперативное средство разрешения международных споров, не требует участия третьей стороны, не участвующей в споре. М. п. и К. могут быть назначены и проведены в короткие сроки, что положительно характеризует их именно как оперативное средство разрешения спора. Однако их проведение не всегда приводит к разрешению спора. Добрые услуги – мирное средство разрешения международных споров, осуществляемое с помощью третьей стороны, не участвующей в споре (государства или международной организации). Основная функция субъекта, оказывающего добрые услуги, – установить прямые контакты между сторонами спора. Оказание добрых услуг по разрешению международного спора обычно предлагается самой незаинтересованной стороной. Субъектом, оказывающим Д. у., может являться как государство, так и международная организация. Своего варианта разрешения международного спора сторона, предоставляющая Д. у., обычно не предлагает. Однако в некоторых случаях добрые услуги могут перерасти в посредничество, тогда субъект, оказывавший до того момента Д. у., становится посредником и более активно участвует в переговорном процессе. Международное посредничество – мирное средство разрешения международных споров. Характеризуется тем, что посредник играет активную роль в урегулировании спора, может назначать время, место проведения переговоров по его урегулированию, предлагать сторонам вариант решения спора. Выделяют несколько видов посредничества. В зависимости от количества субъектов, осуществляющих П., выделяют индивидуальное и коллективное П., разновидностью последнего является посредничество, осуществляемое международной организацией. В зависимости от того, кто выступил инициатором осуществления, П. избираемое и предлагаемое. Отличается от добрых услуг более активной ролью субъекта, предоставляющего свою помощь в разрешении спора. Международные следственные и согласительные комиссии – создаются сторонами спора и состоят из экспертов в определенной сфере. Стороны назначают равное количество экспертов. Число экспертов должно быть четным. Обычно стороны назначают по 2–4 эксперта. Эксперты выбирают председателя комиссии, но не из своего состава. Следственные и согласительные комиссии действуют на основе международного договора и могут рассматривать только те вопросы, которые переданы им на его основании. Разрешение спора органами международных организаций – одно из новейших средств разрешения международных споров. Его возникновение и применение стало возможным только после возникновения в международном праве организаций, обладающих правом принимать юридически значимые для своих членов решения, а также применять к своим членам международно-правовые санкции. Так, например, органами ООН, обладающими полномочиями разрешать споры между ее членами, являются Генеральная ассамблея, которая рассматривает спор только по инициативе его сторон, и Совет Безопасности. Совбез ООН наделен достаточно широкими полномочиями в отношении межгосударственных споров. Он рассматривает их не только по просьбе сторон или Генеральной ассамблеи ООН, но и по своей инициативе, если, по мнению его членов, продолжение спора может привести к вооруженному конфликту. Совет Безопасности ООН может не только выносить обязательное для сторон спора решение, но и применять к ним международно-правовые санкции. Разрешение спора международными судебными органами – международная судебная процедура применяется для разрешения споров довольно давно. Межгосударственный спор, в зависимости от соглашения сторон, может быть рассмотрен в таких международных судебных органах, как Международный Суд ООН, международный арбитраж. Международные арбитражные (третейские суды) могут быть постоянными, полупостоянными и ad hoc. Разрешение спора международными судебными органами является наиболее эффективным способом разрешения международных споров, так как занимает меньшее время, чем применение большинства остальных средств, и заканчивается принятием для сторон обязательного судебного решения.

Источник: Юридический энциклопедический словарь.-2-е изд. — Москва Проспект 2016. — 1136 с.

МИРНЫЕ СРЕДСТВА РАЗРЕШЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СПОРОВ
способы урегулирования споров между государствами без применения военной силы или какого-либо иного принуждения.
Законными средствами разрешения международных споров в современном международном праве признаются М. с. р. м. с; обращение же к войне как . к способу разрешения международных разногласий считается недопустимым актом. Согласно Уставу ООН, члены организации, участвующие в споре, должны разрешать свой спор мирными средствами. Только в случае вооруженного нападения государство имеет «неотъемлемое право на индивидуальную или коллективную самооборону», т. е. право вооруженным путем отразить агрессию (см.).
М. с. р. м. с. классифицируются следующим образом: 1) дипломатические переговоры: а) непосредственные двусторонние или многосторонние на конференциях, б) переговоры с участием третьего, незаинтересованного государства [добрые услуги и посредничество (см.)]; в) переговоры с использованием консультативных органов – смешанных следственных и согласительных комиссий; 2) судебная процедура – международный суд и арбитраж (см. Международный суд Организации Объединенных Наций, Арбитраж международный); 3) использование органов международной организации безопасности (Совет Безопасности ООН).
Непосредственные переговоры являются основным, наиболее эффективным способом урегулирования международных конфликтов. Они в принципе исключают вмешательство третьих государств. Советское государство для разрешения своих разногласий с другими государствами чаще всего прибегает к непосредственным дипломатическим переговорам.
Непосредственные переговоры состоят в предъявлении заинтересованными государствами дипломатическим путем взаимных или односторонних претензий и в достижении соглашения по спорному вопросу. Непосредственные переговоры могут протекать в различных формах. В декрете о мире (см.) Советское правительство выражало, со своей стороны, готовность вести переговоры, как посредством письменных сношений, по телеграфу, так и путем переговоров между представителями разных сторон или на конференции таковых представителей.
В период сосуществования двух систем – социализма и капитализма непосредственным переговорам принадлежит исключительно важное место в деле борьбы за мир, так как с помощью их может быть реализована возможность мирного сосуществования двух систем, могут быть мирно разрешены международные споры и достигнуты важные и взаимно выгодные международные соглашения.
Все прогрессивное человечество одобряет идею непосредственных дипломатических переговоров как важнейшего средства мирного разрешения международных споров и разногласий.
Однако империалистические государства, не заинтересованные в сохранении и упрочении международного мира, стремятся к срыву мирного сотрудничества с СССР как путем грубого извращения института непосредственных переговоров, так и путем открытого отказа от переговоров. Характерным примером этого могут служить переговоры Англии и Франции с СССР в 1939 г. о заключении союзного договора против гитлеровской агрессии.
Одним из видов непосредственных переговоров является консультация. Консультация имеет место в силу заранее обусловленной договоренности сторон прибегать при разрешении разногласий между собой к непосредственным переговорам.
Добрые услуги и посредничество отличаются от непосредственных переговоров участием третьего государства в переговорах. При посредничестве третье государство имеет право предлагать свои условия разрешения по существу спора и вести соответствующие переговоры с участниками спора. Участие третьего государства при добрых услугах, как правило, касается процедурных вопросов, а не существа спора и ограничено лишь тем, о чем просят стороны.
К М. с. р. м. с. относятся также следственные и согласительные комиссии, являющиеся одной из форм дипломатических переговоров. При этой процедуре конфликт разрешается путем переговоров, осуществляемых с использованием смешанных комиссий, созданных на паритетных началах из представителей сторон (иногда с участием третьей, незаинтересованной стороны) и призванных либо уточнить спор путем расследования его обстоятельств, либо подготовить вариант его разрешения. Обращение к следственным и согласительным комиссиям, порядок их образования и делопроизводства, равно как и принятие или непринятие рекомендуемых ими условий разрешения спора, всецело зависят от воли сторон.
Международная судебная процедура (арбитраж и суд) отличается от всех других М. с. р. м. с. специальной организацией и формой судебного разбирательства и применяется, как правило, для разрешения т. н. юридических споров, т. е. споров, вытекающих из различного толкования сторонами данных конкретных источников права, гл. обр. действующих между ними договоров.
Международный суд и арбитраж (третейский суд) отличаются от следственных и согласительных комиссий и посредничества окончательностью и обязательностью своих решений. Различие между международным судом и арбитражем сводится к следующему: международный суд – это постоянно действующий орган, а арбитраж создается для каждого отдельного дела. При арбитраже стороны сами выбирают судей и устанавливают правила его производства. Состав же суда и его правила процедуры определяются международной организацией безопасности.
Идея арбитража и суда как средства разрешения международных конфликтов в руках буржуазной дипломатии служила и служит средством пацифистской демагогии. Заключая бесчисленные конвенции об арбитраже, согласительной процедуре и т. п. якобы для разрешения споров и предотвращения войны, буржуазные государства тем самым стремятся отвлечь народные массы от истинных путей борьбы за сохранение мира.
В действительности же третейские суды не являются столь эффективными органами, которые могли бы предотвратить войны.
Согласно Уставу ООН, международным органом, обладающим функциями мирного разрешения международных споров, является Совет Безопасности (см.). Совет Безопасности осуществляет: а) функцию добрых услуг, когда он «требует от сторон разрешения их спора при помощи» М. с. р. м. с. (ст. 33 п. 2); б) функцию посредничества, когда он рекомендует сторонам «надлежащую процедуру или метод урегулирования» (ст. 36 п. 1). и в) функцию примирения, когда он рекомендует сторонам «такие условия разрешения спора, какие он найдет подходящими» (ст. 37 п. 2).
При разрешении спора Совет Безопасности имеет право расследовать любую ситуацию или любой спор.
Действия Совета Безопасности, связанные с -осуществлением им функции мирного разрешения международных споров, носят характер рекомендаций. Рекомендации Совета Безопасности не обязательны, стороны сами устанавливают для себя условия.разрешения споров при помощи М. с. р. м. с, Совет Безопасности лишь следит за тем, чтобы в ходе или в результате этого разрешения не был поставлен под угрозу международный мир. Решения Совета Безопасности обязательны для членов ООН лишь по-вопросам применения санкций против агрессоров,, если они приняты в строгом соответствии с Уставом ООН.
Стремясь подорвать систему мирного разрешения международных споров, установленную Уставом ООН. и основанную на принципе единогласия великих держав (см.), ряд империалистических государств предпринимал неоднократные попытки подмены Совета Безопасности путем незаконного присвоения его-функций в области мирного разрешения споров Генеральной Ассамблее, а также различным органам, незаконно созданным решением большинства ООН под давлением США, – Межсессионному комитету, Балканской и Корейской комиссиям и т. п.
Империалистические государства сплошь и рядом незаконно используют переговоры и другие М. с. р. м. с. в качестве средств заключения агрессивных договоров, орудия диктата и навязывания своей воли другим государствам и народам.
Примером такого извращения института непосредственных переговоров могут служить Мюнхенская конференция 1938 г. и конференция 1951 г. в Сан-Франциско, где был заключен т. н. «мирный» договор с Японией (см. Сан-Францисский договор 1951 г. с Японией), а также различного рода панамериканские конференции и сессии агрессивного Атлантического» блока.
Грубые извращения института М. с. р. м. с. допускали США в переговорах о перемирии в Корее, которые систематически срывались американскими представителями с помощью всяких проволочек, запугивания, выдвижения явно неприемлемых требований и т. д.
Современная практика американской дипломатии: наглядно свидетельствует о том, что империалисты предпочитают вести переговоры «под давлением и под аккомпанемент артиллерии. Таковы уж музыкальные вкусы империалистов. То, что эта странная музыка смахивает на музыку каннибалов, – это, видимо, не смущает империалистов...» (Сталин И. В., Соч., т. 9, стр. 201).
Советский Союз в своей борьбе за мир и безопасность народов исходит из возможности мирного сосуществования и сотрудничества двух противоположных систем. В своих ответах группе редакторов американских газет в апреле 1952 г. И. В. Сталин заявил, что «мирное сосуществование капитализма и коммунизма вполне возможно при наличии обоюдного желания сотрудничать, при готовности исполнять взятые на себя обязательства, при соблюдении принципа равенства и невмешательства во внутренние дела других государств» («Правда» 2 апреля 1952 г.).
Объективная возможность мирного сосуществования двух систем и мирного урегулирования разногласий между ними лежит в основе последовательной и настойчивой борьбы советской дипломатии за мир и безопасность, против подготовки и развязывания агрессивными силами капиталистических государств третьей мировой войны.

Источник: Советский юридический словарь

Реклама