Модели взаимоотношений органов государственной власти и местного самоуправления

Найдено 1 определение
Модели взаимоотношений органов государственной власти и местного самоуправления
Как показывает опыт зарубежных стран, в отношениях между органами государственной власти и местным самоуправлением существуют три основные модели взаимоотношений: относительной автономии; агентств; взаимодействий.
Модель относительной автономии предоставляет независимость органам местного самоуправления, не снижая в то же время роли общенационального государства. Акцент делается на предоставление свободы действий местным властям в четко определенных рамках прав и обязанностей. Поэтому отношения между центром и местным самоуправлением в значительной степени определяются законодательством. Контроль центра носит ограниченный характер. Местные власти получают большую часть своих доходов через налогообложение. В рамках этой модели органы местного самоуправления могут проводить политику, аналогичную или отличающуюся от политики центрального правительства.
Модель агентств. По ней органы местного самоуправления рассматриваются главным образом в качестве своего рода агентств, проводящих политику центра. Это обеспечивается детальной спецификацией в законодательстве, развитием соответствующей системы правил и регулирования, а также организацией контроля. В этом случае нет необходимости или оснований для введения существенного местного налогообложения. Основу доходов местных властей составляют субсидии центра и другие неместные источники финансирования.
Большинство зарубежных исследователей, анализируя вышеуказанные модели, подчеркивали, что они достаточно абстрактны, носят полярный характер и поэтому истину следует искать где-то посередине. Практически ни в одном современном европейском государстве взаимоотношения центральных и местных властей нельзя описать лишь с точки зрения какой-либо одной модели, в различных сферах эти взаимоотношения носят разный характер.
В последнее время в научной литературе выдвигается новая модель — модель взаимодействий. В основе этой модели лежит идея взаимозависимости и сотрудничества. Здесь трудно определить сферы действия центральных и местных органов власти, поскольку они включены в сложную систему взаимоотношений, в которой акцент делается на взаимное влияние. Политические процессы в центре и на местах тесно взаимосвязаны (как, например, во Франции — через систему совмещения мандатов), когда проблемы часто решаются в процессе взаимных дискуссий. Чиновники всех уровней участвуют в обсуждении проектов и планов. В этой модели трудно провести разграничение ответственности между центром и местным самоуправлением, так как акцент в основном делается на совместную деятельность. Финансовая база органов местного самоуправления включает в себя как местные налоги, так и субсидии центра, при этом налоги могут быть разделены между центром и местными властями, а уровень субсидий защищен.
Взаимоотношения органов местного самоуправления с органами государственной власти в Российской Федерации не вписываются в рамки какой-либо одной модели. Можно говорить лишь о доминирующих тенденциях. Для России это, скорее всего, модель взаимодействия. В то же время необходимо учитывать и особенности российского законодательства, особенности становления новой российской государственности и муниципальных образований.
Конституция РФ закрепляет местное самоуправление как важнейший элемент основ конституционного строя, как самостоятельную форму осуществления народом принадлежащей ему власти. Конституция выделяет отдельную сферу гражданской самостоятельности и активности — местное самоуправление, определяет, что органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти, а действуют самостоятельно и ответственны перед населением. Однако это не означает, что государство полностью отстраняется от правового регулирования структуры, функций и полномочий местного самоуправления. Нельзя не учитывать, что это не только сфера самоорганизации жителей, но и специфический уровень власти.
Суть местного самоуправления — в праве населения (местного сообщества), признаваемом и закрепленном государством, самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения.
Населению территории (местным сообществам) должна быть предоставлена возможность самостоятельно определять:
1)пути, формы и стадии перехода к реальному самоуправлению с учетом специфики данного населенного пункта и региона, а также степень готовности населения взять на себя ответственность за управление развитием территории, решение местных дел;
2)структуру и организацию местного самоуправления с учетом исторических, национальных и местных традиций и обычаев;
3)способы осуществления собственных инициатив по вопросам, отнесенным к ведению местного самоуправления.
Взаимодействие местного самоуправления и государственной власти основано на законодательно закрепленных принципах: функционирования местного самоуправления в рамках закона; наделения органов местного самоуправления собственными полномочиями, в пределах которых они самостоятельны; наличия собственных ресурсов, достаточных для осуществления органами местного самоуправления своих полномочий; обязательности выборных органов в системе органов местного самоуправления.
Основными формами государственного регулирования местного самоуправления являются законодательное регулирование, экономическое регулирование, государственная поддержка, контроль и надзор, государственные гарантии прав.
З. М. Зотова
Список литературы
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (с изм.).
Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (постатейный) / под общ. ред. В. И. Шкатулла. — М., 2006.
Система муниципального управления: учебник для вузов / под ред. В. Б. Зотова. — 5-е изд. — Ростов н/Дону: Феникс, 2010.

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия

Реклама