Молодежь
Молодежь
(от vires, цветущий, молодой) — римские граждане в возрасте от 30 до 46 лет, составлявшие основу римского войска. (Делились на два возрастных класса.) — См. также: «Младшие».
Источник: Римское право. Основные понятия законы и иски персоналии и сентенции. Cловарь-справочник.
Молодежь
группа общества, выделяемая на основе возрастных характеристик и связанных с ними основных видов деятельности; в более узком, социологическом смысле — социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей.
Эта социально-демографическая группа неоднородна по своему составу. В ней выделяются различные слои по возрасту (подростки, юношество), полу, видам деятельности (учащиеся, работающие), месту жительства (городская, сельская) и др. Соответственно дифференцируются групповое самосознание и интересы. Определения молодежи претерпели на протяжении XX в. значительные изменения: от представления о ней как о категории «не взрослых» до выделения ее в самостоятельную когерентную (внутренне сплоченную) группу. Многообразие подходов условно можно сгруппировать следующим образом:
1.Рассмотрение молодежи как возрастной группы. В данном случае исходят из того, что возрастные сходства более значимы и нивелируют все остальные различия. Однако надо учитывать, что молодежь нельзя рассматривать как монолитный сегмент в возрастных рамках среднестатистического молодого человека. Правильнее разделять молодежь на поколения, ибо возраст в молодости воспринимается как наиболее значимая субстанция, нежели в старости. При рассмотрении молодежи как возрастной группы игнорируется влияние на молодежь социальных институтов, экономических и политических условий. В результате недооцениваются различия в отношениях, поведении и стилях жизни различных групп молодежи. Подобный статичный подход не улавливает связи между прошлым, настоящим и будущим в становлении молодежи. Понимание положения молодежи лишь как подготовительного этапа к будущей реальной взрослой жизни по существу делает ее маргинальным слоем общества.
2.Определение молодежи с точки зрения охвата определенного этапа жизненного цикла. При этом в качестве сущностной характеристики молодежи выделяются психофизические свойства молодости, особенности наиболее активного периода социализации (К. Гросс, С. Иконникова, В. Лисовский,
И. Слепенков, Г. Стенли Холл). Возраст — биологическая реальность. Однако его значение и значение опыта, соответствующего возрасту, — это результат социально-исторических и социокультурных процессов. Именно с культурологических позиций процесса взросления можно определить социальное содержание.
Специфические социальные и политические процессы в свою очередь обусловливают те рамки, внутри которых возникают культурные смыслы и значения. Следовательно, молодость имеет разное значение в зависимости от социальных, политических и культурных условий.
В этой связи наиболее распространенной становится концепция молодежи как универсальной стадии развития, которая имеет социальную природу. Хотя опыт молодежи сильно варьируется и даже может отсутствовать как феномен, данная концепция позволяет понять сложность происходящих социальных изменений и взаимодействие между институтами и персональными биографиями.
Эта концепция стоит на том, что молодость — процесс, в рамках которого возраст социально конструируется, институционализируется и контролируется историческими и культурными особенностями. Соответственно хронологические границы молодости зависят от общественноисторического развития, культуры, способов и форм социализации, характерных для данного общества.
В разные исторические эпохи возрастные границы молодости существенно менялись. Различаются они в традиционных и постиндустриальных обществах в связи с процессом акселерации. В отечественной социологии наиболее часто нижняя возрастная граница молодежи определяется между 14–16, а верхняя — между 25–29 годами.
3. Под термином «молодежь» понимается социальный статус, определяемый возрастом (И. Кон, Л. Розенмайр, Ф. Филиппов, Г. Шельски, Ш. Эйзенштадт). Социальный статус молодежи неоднороден и характеризуется промежуточностью ее социального положения. Он непосредственно связан с основными видами деятельности молодых людей (учебой, работой, вторичной занятостью), с ролевыми структурами личности, а также с теми представлениями и стереотипами, которые сложились в обществе по отношению к представителям молодого поколения. Так, социальное положение учащейся молодежи определяется специфическим видом общественно полезной деятельности — учебой, направленной на приобретение общего или специального, профессионального образования.
В свою очередь статус учащихся дифференцируется по видам обучения (статус учащихся неполной и полной средней школы, ПТУ, лицеев, техникумов, вузов).
Социальный статус работающей молодежи также неоднороден. Работающие подростки 15–18 лет имеют особый юридический статус и пользуются целым рядом льгот. Статус других возрастных категорий работающей молодежи дифференцируется по профессиональным группам не только в связи с неодинаковым престижем различных профессий, но и из-за сохраняющегося неравенства при использовании труда молодых. Не имея достаточного опыта и профессионального мастерства, они чаще других вынуждены выполнять самую непривлекательную работу, испытывая неполноту социального статуса, обусловленную возрастом.
З. М. Зотова
Список литературы
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ.
Данилин П. Новая молодежная политика 2003–2005. — М.: Европа, 2006.
Основы ювенологии. Опыт комплексного междисциплинарного исследования / под ред. Е. Г. Слуцкого. — СПб., 2002.
Чупров В. И., Зубок Ю. А., Уильямс К. Молодежь в обществе риска. — М.: Наука, 2001.
Эта социально-демографическая группа неоднородна по своему составу. В ней выделяются различные слои по возрасту (подростки, юношество), полу, видам деятельности (учащиеся, работающие), месту жительства (городская, сельская) и др. Соответственно дифференцируются групповое самосознание и интересы. Определения молодежи претерпели на протяжении XX в. значительные изменения: от представления о ней как о категории «не взрослых» до выделения ее в самостоятельную когерентную (внутренне сплоченную) группу. Многообразие подходов условно можно сгруппировать следующим образом:
1.Рассмотрение молодежи как возрастной группы. В данном случае исходят из того, что возрастные сходства более значимы и нивелируют все остальные различия. Однако надо учитывать, что молодежь нельзя рассматривать как монолитный сегмент в возрастных рамках среднестатистического молодого человека. Правильнее разделять молодежь на поколения, ибо возраст в молодости воспринимается как наиболее значимая субстанция, нежели в старости. При рассмотрении молодежи как возрастной группы игнорируется влияние на молодежь социальных институтов, экономических и политических условий. В результате недооцениваются различия в отношениях, поведении и стилях жизни различных групп молодежи. Подобный статичный подход не улавливает связи между прошлым, настоящим и будущим в становлении молодежи. Понимание положения молодежи лишь как подготовительного этапа к будущей реальной взрослой жизни по существу делает ее маргинальным слоем общества.
2.Определение молодежи с точки зрения охвата определенного этапа жизненного цикла. При этом в качестве сущностной характеристики молодежи выделяются психофизические свойства молодости, особенности наиболее активного периода социализации (К. Гросс, С. Иконникова, В. Лисовский,
И. Слепенков, Г. Стенли Холл). Возраст — биологическая реальность. Однако его значение и значение опыта, соответствующего возрасту, — это результат социально-исторических и социокультурных процессов. Именно с культурологических позиций процесса взросления можно определить социальное содержание.
Специфические социальные и политические процессы в свою очередь обусловливают те рамки, внутри которых возникают культурные смыслы и значения. Следовательно, молодость имеет разное значение в зависимости от социальных, политических и культурных условий.
В этой связи наиболее распространенной становится концепция молодежи как универсальной стадии развития, которая имеет социальную природу. Хотя опыт молодежи сильно варьируется и даже может отсутствовать как феномен, данная концепция позволяет понять сложность происходящих социальных изменений и взаимодействие между институтами и персональными биографиями.
Эта концепция стоит на том, что молодость — процесс, в рамках которого возраст социально конструируется, институционализируется и контролируется историческими и культурными особенностями. Соответственно хронологические границы молодости зависят от общественноисторического развития, культуры, способов и форм социализации, характерных для данного общества.
В разные исторические эпохи возрастные границы молодости существенно менялись. Различаются они в традиционных и постиндустриальных обществах в связи с процессом акселерации. В отечественной социологии наиболее часто нижняя возрастная граница молодежи определяется между 14–16, а верхняя — между 25–29 годами.
3. Под термином «молодежь» понимается социальный статус, определяемый возрастом (И. Кон, Л. Розенмайр, Ф. Филиппов, Г. Шельски, Ш. Эйзенштадт). Социальный статус молодежи неоднороден и характеризуется промежуточностью ее социального положения. Он непосредственно связан с основными видами деятельности молодых людей (учебой, работой, вторичной занятостью), с ролевыми структурами личности, а также с теми представлениями и стереотипами, которые сложились в обществе по отношению к представителям молодого поколения. Так, социальное положение учащейся молодежи определяется специфическим видом общественно полезной деятельности — учебой, направленной на приобретение общего или специального, профессионального образования.
В свою очередь статус учащихся дифференцируется по видам обучения (статус учащихся неполной и полной средней школы, ПТУ, лицеев, техникумов, вузов).
Социальный статус работающей молодежи также неоднороден. Работающие подростки 15–18 лет имеют особый юридический статус и пользуются целым рядом льгот. Статус других возрастных категорий работающей молодежи дифференцируется по профессиональным группам не только в связи с неодинаковым престижем различных профессий, но и из-за сохраняющегося неравенства при использовании труда молодых. Не имея достаточного опыта и профессионального мастерства, они чаще других вынуждены выполнять самую непривлекательную работу, испытывая неполноту социального статуса, обусловленную возрастом.
З. М. Зотова
Список литературы
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ.
Данилин П. Новая молодежная политика 2003–2005. — М.: Европа, 2006.
Основы ювенологии. Опыт комплексного междисциплинарного исследования / под ред. Е. Г. Слуцкого. — СПб., 2002.
Чупров В. И., Зубок Ю. А., Уильямс К. Молодежь в обществе риска. — М.: Наука, 2001.
Источник: Местное самоуправление: энциклопедия