Муниципальная экологическая политика

Найдено 1 определение
Муниципальная экологическая политика
Экологическая политика связана с поддержанием приемлемого уровня защищенности жизненно необходимых экологических потребностей человека и общества на здоровую, благоприятную для их жизни окружающую природную среду.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин РФ имеет право на благоприятную окружающую природную среду; достоверную информацию о ее состоянии; возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Охрана окружающей среды, согласно ст. 72 Конституции Российской Федерации, относится к совместному ведению РФ и ее субъектов, включая охраны местного самоуправления.
М. э. п. — это комплекс мер по постановке и реализации целей обеспечения благоприятной окружающей среды на территории муниципального образования, направленных на охрану и оздоровление окружающей природной среды; рациональное использование и возобновление природных ресурсов; сохранение и развитие социосферы, обеспечивающей нормальную жизнедеятельность и экологическую безопасность человека.
М. э. п. относится к числу частных муниципальных политик (см. Муниципальная политика).
Органы местного самоуправления в РФ являются субъектами природоохранной деятельности и несут ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
В соответствии с действующим законодательством предусматривается осуществление экологического мониторинга. Исходя из его результатов, определяется уровень экологической опасности для определенной местности. В число мер по нейтрализации экологической опасности входят ликвидация и перепрофилирование экологически вредных производств, замена экологически опасных технологий на экологически безвредные и т. д. Особое значение с точки зрения поддержания или восстановления экологической безопасной среды имеет позиция муниципальных органов власти на стадии экологической экспертизы всех хозяйственных проектов, используемых на конкретных территориях. Международное право и, в значительной степени, отечественное устанавливает приоритет муниципальных органов власти при оценке степени экологичности того или иного проекта. Такое положение вещей обосновывается во всем мире приоритетом прав личности перед государством.
Природоохранная деятельность органов местного самоуправления осуществляется преимущественно в сферах обращения с отходами, охраны зеленых насаждений, создания особо охраняемых природных территорий, организации и осуществления мероприятий по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Органы местного самоуправления и должностные лица обязаны оказывать содействие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в реализации их прав в области охраны окружающей среды, а также осуществлять экологическое просвещение, в том числе информирование населения о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности.
В свою очередь граждане, общественные и иные некоммерческие объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, имеют право: оказывать содействие органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды; обращаться в органы местного самоуправления с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы.
М. э. п. подразумевает организацию сотрудничества и взаимодействия органов местного самоуправления и заинтересованной общественности. При этом компетентные общественные природоохранные организации могут самостоятельно разрабатывать и реализовывать природоохранные проекты и программы. Задача органов местного самоуправления — использовать богатые возможности некоммерческого сектора для привлечения дополнительных средств на природоохранную деятельность, экологическое образование и просвещение на территории муниципального образования.
Следует иметь в виду, что экология и окружающая природная среда (О.П.Р.) — понятия взаимосвязанные, но не однородные. Экология — это, прежде всего, наука и род деятельности, связанные с обеспечением рационального взаимодействия человеческого общества с О.П.Р.
Экологические проблемы, как правило, возникают вследствие недоучета фактора дисбаланса между уровнем технологического развития общества и О.П.Р. Поскольку подобное противоречие возникает часто и повсеместно, то в системе управления экологией возникает потребность в соответствующих резервных ресурсно-финансовых фондах. В настоящее время такие фонды сконцентрированы в системе МЧС.
Реализация возрастающего объема природоохранных полномочий органов местного самоуправления требует не только финансового, материально-технического, но и адекватного организационного обеспечения.
Б. Л. Межиров
Список литературы
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ. Ст. 1, 3, 7, 11, 12, 13.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ. Ст. 14–16.
Ключникова Е. М. Экологические аспекты политики устойчивого развития муниципальных образований в Северном регионе, www. kolasc.net.ru. www.ecopolicy.ru — центр экологической
политики России.

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия

Реклама

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
357.85 кб

Экологическая безопасность как одно из направлений муниципальной политики г. Москвы

Миронова Александра Викторовна
Автор исследует отдельные аспекты осуществления экологической безопасности Москвы как одного из важных направлений муниципальной политики столицы.
Читать PDF
706.38 кб

Охрана зеленого фонда города как одно из направлений реализации муниципальной экологической политики

Морозова Галина Юрьевна
Рассматриваются нормативно-правовые проблемы охраны зеленого фонда города для формирования качественной среды обитания.