МУНИЦИПАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
разновидность публичной власти, связанная с реализацией функций местного самоуправления. М.в. - негосударственная, публичная власть (власть над обществом). Легальное понятие "публичная власть" введено постановлением Конституционного Суда РФ от 15 января 1988 г. по делу о проверку конституционности ст. 80, 92, 93 и 94 Конституции Республики Коми и Закона от 31 октября 1994 г. "Об органах исполнительной власти в Республике Коми". В постановлении отмечается, что понятие "органы власти" само по себе не свидетельствует об их государственной природе, что публичная власть может быть и муниципальной. Следовательно, в РФ существует две разновидности публичной власти - государственная и муниципальная. Являясь разновидностью публичной власти, М.в. действует в пределах муниципального образования, реализуется от имени местного сообщества органами местного самоуправления, основана на праве. Имея негосударственный характер, М.в. в то же время характеризуется признаками, присущими государственной власти: имеет четко выраженный институциализированный характер; обладает специфически обособленным аппаратом, осуществляющим эту власть; издает обязательные для исполнения нормативные акты; осуществляется на определенной территории (территория муниципального образования - это государственная территория) по отношению ко всем лицам; связана с установлением и сбором налогов; самостоятельно формирует бюджет; правомочна использовать возможности государственного принуждения для реализации своих целей и задач и др. В теории и на практике остается до конца не решенным вопрос о границах государственной и М.в.
(В.Ч.)

Источник: Конституционное право России. Энциклопедический словарь

Муниципальная власть
(М.в.) — разновидность публичной власти, связанная с реализацией функций местного самоуправления.
Есть все основания говорить о самостоятельной разновидности власти народа, осуществляемой на местном уровне, т. е. о местной, или муниципальной, власти, которая, будучи публичной, не является государственной властью. Поэтому справедливо определить муниципальную и государственную власти как самостоятельные формы публичной власти, поскольку и та и другая есть выражение власти народа, каналы непосредственного осуществления которой совпадают и разнятся лишь пространственным территориальным уровнем их проявления. Государственная власть осуществляется на федеральном и региональном уровнях, М.в. — в городских, сельских поселениях и на других территориях муниципальных образований.
Самостоятельность М.в. находит свое выражение в отделенности, обособленности местного самоуправления от государства и его структур, что прямо закреплено в ст. 12 Конституции РФ: «Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти». Структура этих органов в соответствии со ст. 131 Конституции РФ определяется населением самостоятельно. Свое правовое закрепление структура местной власти получает в уставе муниципального образования.
Самостоятельность М.в. проявляется также в обязанности для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов и должностных лиц местного самоуправления, принятых в пределах их полномочий.
Самостоятельный характер М.в. выражается в наличии собственных предметов ведения местного самоуправления и полномочий, которыми обладают органы местной власти.
Самостоятельность М.в. тесно связана с конституционно установленными гарантиями местного самоуправления:
правом на судебную защиту; правом на компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений, принятых органами государственной власти; запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией и федеральными законами.
Будучи самостоятельной, М.в. несет ответственность за свою деятельность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами. Органы местного самоуправления самостоятельно решают отнесенные к их компетенции вопросы жизни и деятельности местных сообществ. Это позволяет федеральным и региональным органам сконцентрироваться на ответственных для них вопросах общего руководства, координации и контроля.
М.в. при наличии финансово-экономических гарантий, призванная удовлетворять основные, насущные потребности населения, может стать стабилизирующим фактором в случае социальных кризисов. Значение местного самоуправления в современных условиях России определяется его возможностями как интегрирующего фактора: оно объединяет людей, проживающих в границах муниципального образования, предоставляя равные возможности для решения общих проблем независимо от социального статуса индивидов, их национальной принадлежности, политических пристрастий и пр. Оно может способствовать предотвращению национальных и религиозных конфликтов, так как строится не по этническому и конфессиональному признаку. Работа в органах местного самоуправления может стать механизмом отбора новой генерации российской политической элиты — это будут молодые энергичные политики, управленцы, прошедшие «сито» муниципальных выборов, знающие реальные проблемы населения и продемонстрировавшие умение эффективно их решать.
С. Г. Толкачев
Список литературы Конституция Российской Федерации от
12.12.1993 г.
Указ Президента РФ «О комиссии при Президенте Российской Федерации по подготовке предложений о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления» от 21.06.2001 г. № 741.
Игнатов В. Г., Рудой В. В. Местное самоуправление в современной России. — Ростов н/Д, 2001.
Рязанов Н. М. Государственная и муниципальная власть: проблемы взаимодействия / Государственная академия государственной службы. — Екатеринбург: Чиновник, 2003.
Сиддиков Р. Р. Местные органы власти и местного самоуправления (теоретические и организационно-правовые проблемы): автореф. дис. докт. юрид. наук. — М., 1993. Шугрина Е. С. Муниципальное право. — Новосибирск, 1995.
Югов А. А. Правовые основы публичной власти в Российской Федерации. — Екатеринбург, 1999.

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия

Реклама