МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Муниципальное право
правовое образование в системе права, совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления в городах, сельских поселениях и на других территориях.

Источник: Жилищная энциклопедия

Муниципальное право
комплексная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации местного самоуправления, муниципальной власти, порядка взаимоотношений государства и местного самоуправления.

Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО
в ряде стран подотрасль конституционного права, включающая систему норм, регулирующих организацию местного самоуправления. В РФ в находится в стадии формирования. Главный источник М.п. - ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 12 августа 1995 г.

Источник: Большой юридический словарь

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО
в ряде государств -подотрасль конституционного права, включающая систему норм, регулирующих организацию местного самоуправления. В РФ в настоящее время М.п. как особая подотрасль государственного права находится в стадии формирования. Главным источником М.п. в РФ является Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 12 августа 1995.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

Муниципальное право
это комплексная отрасль российского права, представляющая собой совокупность муниципально-правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные с формированием и деятельностью органов местного самоуправления по управлению различными сферами муниципальной жизни, участием граждан в местном самоуправлении, исполнением обязательств органов местного самоуправления перед государством, формированием основ местного самоуправления, защитой прав местного самоуправления.

Источник: Большой юридический словарь

Муниципальное право
совокупность правовых норм, регулирующих отношения местного самоуправления, связанные с осуществлением муниципальными образованиями функций по управлению соответствующих территорий для решения вопросов местного значения.
Предмет муниципального права образуют комплексные общественные отношения различных сфер - финансов, налогов, экономики, землепользования и других, объединяющим критерием которых является прежде всего их местный (локально-территориальный) уровень.
См. Местное самоуправление, Муниципальное образование.

Источник: Российское избирательное право от А до Я

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО
отрасль права, регулирующая так называемые муниципальные отношения, т. е. отношения, складывающиеся в сфере местного самоуправления. Соответственно есть наука "муниципального права", а в учебных заведениях - учебная дисциплина "муниципальное право". В России М. п. - относительно новая категория. В понимании муниципальных отношений нет единства. Можно выделить следующие блоки вопросов М. п.: 1) природа местного самоуправления, его место в системе народовластия; 2) конституционно-правовые основы местного самоуправления; 3) структура (система) местного самоуправления: представительные органы местного самоуправления, иные выборные коллегиальные органы местного самоуправления; глава муниципального образования, иные выборные должностные лица местного самоуправления; институты непосредственной демократии в системе местного самоуправления (местные референдумы, муниципальные выборы, собрания (сходы) граждан, народные инициативы); территориальное общественное самоуправление; 4) муниципальная собственность, экономические и финансовые основы местного самоуправления; 5)полномочия органов местного самоуправления по руководству хозяйственной, социально-культурной жизнью территории, обеспечению законности и охране прав и свобод граждан; 6) гарантии и ответственность местного самоуправления. (С. А.)

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО
совокупность правовых норм, регулирующих организацию и осуществление местного самоуправления. Конституция РФ использует понятия "местное самоуправление", "органы местного самоуправления". Но вместе с тем в качестве одной из форм она закрепляет муниципальную собственность, устанавливая, что право самостоятельного управления муниципальной собственностью принадлежит органам местного самоуправления.
Понятие "М.п." используется в двух основных значениях: как относительно самостоятельное образование в системе права РФ и как научная дисциплина, изучающая нормы М.п. и регулируемые ими общественные отношения. М.п. не является отраслью права или подотраслью, оно относится к так называемым межотраслевым комплексам правовых норм, формирующимся по обособленному предмету правового регулирования (такую же природу имеют, например, банковское, военное, хозяйственное право).
Предмет М.п. составляют отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления в городских, сельских поселениях и на других территориях. Можно выделить четыре группы таких сношений: а) отношения, возникающие в процессе выбора населением организационных форм местного самоуправления, его структуры, формирования органов; б) отношения, связанные с деятельностью местного самоуправления, его органов по управлению муниципальной собственностью, муниципальным хозяйством, формированием и исполнением местного бюджета, управленческой и контрольной деятельностью в различных сферах местной жизни; в) отношения, возникающие в процессе осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им в соответствии с законодательством, организации и исполнения ими законодательных и правовых актов федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ; г) отношения, связанные с реализацией органами местного самоуправления конституционного права на судебную защиту, на компенсацию расходов, возникающих в связи с возложением на них дополнительных полномочий, а также в связи с неправомерными действиями органов государственной власти.
Основу М.п. составляют традиционно нормы конституционного права, а также административного права. Эти отрасли (их нормы) играют ведущую роль в правовом закреплении основных принципов деятельности местной власти - местного самоуправления. Кроме того, в содержание М.п. входят отдельные нормы бюджетного, финансового, экологического, земельного и других отраслей права, которые также определяют полномочия местного самоуправления в различных сферах местной жизни.
Главный источник М.п. - Конституция РФ, в которой закреплены общие принципы организации и деятельности местного самоуправления, его гарантии. Этому посвящена гл. 8 Конституции РФ, а также ст. 3 и 12 Конституции РФ. Статья 72 (пункт "н") Конституции РФ содержит принципиальное положение о том, что установление общих принципов организации местного самоуправления относится к совместному ведению РФ и субъектов РФ.
Одним из основных источников М.п. является ФЗ РФ от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Одновременно продолжает действовать целый ряд норм Закона РФ от 6 июля 1991 г. № 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации", в части, не противоречащей новому закону. Еще один закон, непосредственно посвященный местному самоуправлению, - ФЗ РФ от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления".
Нормы М.п. содержатся не только в федеральных, но и в правовых актах субъектов РФ (Конституции республик в составе РФ, уставы других субъектов РФ, законы и положения о местном самоуправлении, о выборах в органы местного самоуправления и т.д.). Еще одним уровнем правового регулирования муниципальных отношений являются нормативно-правовые акты, принимаемые в соответствии с законодательством органами местного самоуправления (уставы, положения о местном самоуправлении и др.).
М.п. как комплексная отрасль права характеризуется системным строением, включая в себя следующие части: а) система, принципы и функции местного самоуправления; б)территориальные основы местного самоуправления; в) органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, муниципальная служба; г) формы прямого волеизъявления граждан и другие формы осуществления местного самоуправления; д) финансово-экономическая основа местного самоуправления: е) гарантии местного самоуправления; ж) ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.

Источник: Энциклопедия юриста

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО
в Российской Федерации новая комплексная отрасль права, представляющая собой совокупность, систему правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся при организации и осуществлении местного самоуправления. Муниципальные общественные отношения складываются в процессе институирования муниципальных образований и органов местного самоуправления, реализации полномочий по предметам ведения. Правовые нормы, составляющие отрасль муниципального права, носят комплексный характер. Закрепляя полномочия населения и органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, нормы муниципального права являются одновременно и нормами других отраслей права: гражданского, земельного, финансового, административного, экологического и др. Общими источниками М.п. являются нормативные правовые акты, регулирующие общественные отношения в сфере местного самоуправления. К их числу относятся Конституция Российской Федерации, федеральные законы «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации » 1995, «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» 1997, законы субъектов Федерации, международно-правовые акты, иные нормативные правовые акты, в т.ч. правовые акты местного нормотворчества. История правового регулирования самоуправления в России уходит в глубокое прошлое. Россия имеет многовековой опыт вечевой демократии, общинных форм самоуправления. Первые правовые реформы местной власти можно найти в законодательстве России времен Ивана Грозного. В 1555 им был введен институт кормления, функции сбора податей, полицейские и судебные дела. Правовое регулирование земского самоуправления в допетровской России носило значение поставки местным населением людей на целый ряд государственных дел (тягло). Приказно- коллегиальная система местного управления Петра I начиналась с издания «Положения о городским магистратурах», которые признавались главою и начальником всего города. С 1718 землевладельцам предоставлялось право избирать начальника уезда в лице земского комиссара и ландратов, которые получают в свое заведование части уезда, называемые долями. Екатерина И решительно становится на сторону самой крайней децентрализации, издает «Жалованную грамоту на права и выгоды городам Российский Империи», в 1782 — «Устав Благочиния», или «Полицейский устав», на основании которого действуют Управы благочиния, приказы общественного презрения, все судебные учреждения и ратуши, верхние и нижние земские суды, верхние и нижние расправы. С этого момента нормы, которые регулировали отношения на местах, традиционно принадлежали к Полицейскому праву в России. Последняя в дореволюционное время попытка правового регулирования вопросов муниципального права была предпринята Временным правительством: 3 марта 1917 оно приняло Декларацию, провозглашавшую реформу местного самоуправления, а затем 21 мая 1917 «Положение о волостном земстве». 15 июля 1917 было утверждено «Положение о поселковом управлении». К июлю 1918 все эти нормы и органы земского и городского самоуправления были ликвидированы советской властью. В правовом регулировании сферы местного самоуправления возобладала концепция, в силу которой все представительные органы — сверху донизу — входят в единую систему государственной власти; отношения на местах регулировались нормами так называемого советского строительства в рамках государственного права. На основании ст. 12 Конституции РФ 1993 местное самоуправление было признано самостоятельным институтом, а органы местного самоуправления не входящими в систему государственной власти, что создало предпосылки для формирования новой отрасли российского права — права местного самоуправления (муниципального права). Современную правовую базу формирующейся отрасли Российского М.п. составляют Конституция РФ, международно-правовые акты, федеральные законы, законы субъектов Федерации и большой пласт локального нормотворчества местных органов самоуправления. Став членом Совета Европы, Россия подписала и ратифицировала Европейскую Хартию о местном самоуправлении, а как страна, входящая в СНГ, присоединилась в Декларации «О принципах местного самоуправления в государствах — участниках Содружества». Оба эти акта в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ составляют важнейшие нормативные акты складывающейся отрасли муниципального права. Наряду с вышеупомянутыми федеральными законами они составляют блок федерального законодательства. Законодательство субъектов Федерации на основании п. «н» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ состоит по меньшей мере из двух блоков. Во-первых, это положения о местном самоуправлении, зафиксированные в главах «О местном самоуправлении» конституций, уставов субъектов Федерации. Во-вторых, это блок законов субъектов Федерации, регулирующих как общие вопросы организации и осуществления местного самоуправления на территории субъектов Федерации, так и регулирующих конкретные сферы муниципальной деятельности. Основной массив отношений, составляющих предмет муниципального права, регулируется подзаконными актами — указами Президента, постановлениями Правительства РФ, актами глав и администраций (представительств) субъектов Федерации. Уставы муниципальных образований составляют наиболее широкий круг нормативных актов, составляющих отрасль М.п. Поскольку отрасль М.п. в России еще только складывается, вопрос об ее основных принципах теоретически еще не в полной мере разработан. Однако можно говорить о наличии специфических принципов муниципального права. К ним можно отнести принцип нерушимости муниципальной собственности, принцип равенства граждан при осуществлении ими своего права на самоуправление, принципы самостоятельности, выборности и ответственности органов местного самоуправления. Вместе с тем, если придерживаться той точки зрения, что М.п. есть право местного с а м о у п р а в л е н и я , то к о с н о в н ы м п р и н ц и п ам М.п. могут быть отнесены и общие принципы местного самоуправления, зафиксированные в федеральном законодательстве. М.п. — это наименование научной дисциплины как системы научных знаний о природе и сущности местного самоуправления, механизме реализации принадлежащей народу власти на местном (муниципальном) уровне, соотношении государственной и местной власти, об основных закономерностях регулирования общественных отношений в сфере местного самоуправления, о принципах правовой, организационной, территориальной, финансово-экономической основ местного самоуправления, его функциях. Изучая всю совокупность общественных отношений, складывающихся при осуществлении народом принадлежащей ему власти на местном уровне, научная дисциплина муниципального права в силу этого приобретает комплексный характер, взаимодействует с другими отраслями научных знаний (правовых, экономических, социологических, психологических, политологических и др.), опирается как на исторический опыт развития местного самоуправления в России, так и на зарубежный опыт. По своей природе М.п. является составной частью российского государствоведения, поскольку местное самоуправление — один из институтов российского конституционного (государственного) права. Как учебная дисциплина, М.п. в России имеет глубокую традицию: оно преподавалось на юридических факультетах российских университетов в виде лекций о местном управлении России в курсе лекций Русского государственного права. В зарубежных странах, где принято деление права на публичное и частное, М.п. — это область публично- правовых отношений. Основные принципы муниципального права европейских стран зафиксированы в Европейской Хартии о местном самоуправлении. В то же время М.п. каждой страны обладает относительным своеобразием. Так, основными началами местного самоуправления в Германии являются: местное самоуправление как один из принципов государственного порядка; правовая регламентация местного самоуправления; признание за местным самоуправлением определенной компетенции; организационная самостоятельность местного самоуправления; территориальный принцип организации и деятельности местного самоуправления; открытый, публичный характер деятельности органов местного самоуправления. Конституция Японии в гл. VIII «Местное самоуправление» в ст. 92 провозглашает, что организация и работа местных органов публичной власти устанавливаются законом в соответствии с принципом местной экономии. В США основополагающим принципом местного самоуправления традиционно считается формула, высказанная А. Линкольном: «Правление народа при помощи своих представителей и в его интересах». «Муниципальное право США базируется на принципах «федерализма», «системы сдержек и противовесов», гармонизации интересов государства и личных прав и свобод человека и гражданина». Несмотря на национальное своеобразие М.п. каждой страны, необходимо упомянуть о наличии общих черт для муниципального права англосаксонского типа и М.п. континентального типа. Хотя значительные элементы англосаксонского типа права восприняты во многих развивающихся странах, М.п. англосаксонского типа не получило широкого распространения: оно сохранилось, в основном, в «старых» государствах (Великобритании, США, Канаде, Австралии). Этот тип М.п. характеризуется высокой степенью децентрализации. Каких-либо чиновников, назначаемых из центра на места для контроля за органами самоуправления или действующих как исполнительные органы центра на местах при данной системе нет. М.п. континентального типа (Франция, Италия, Испания, Бельгия, большинство латиноамериканских стран) характеризуется как более централизованное. Оно строится на сочетании начал выборности и назначаемости. В пределах территории муниципального образования действуют как выборные органы самоуправления, так и назначаемые представители центра. Назначенные чиновники (комиссары, префекты, суп- рефекты и т.п.) осуществляют административный контроль (опеку) над выборными органами местного самоуправления. Представители центра на местах могут приостанавливать деятельность выборных местных органов, а в установленном законом случаях и распускать эти органы. Так, Конституция Итальянской республики устанавливает в ст. 124, что «Правительственный комиссар, имеющий резиденцию в главном городе области, руководит деятельностью государственной администрации и координирует ее с административными функциями, осуществляемыми областью ». Лит:. Васильчиков А. И. О самоуправлении. Сравнительный обзор русских и иностранных земских и общественных учреждений. СПб., 1869—1871. Т. 1; Свешников М.К Русское государственное право. Ч. III. Местное управление России. СПб., 1897; Великое АЛ. Основы городского хозяйства. М.;Л., 1928; Барабашев Г.В. Местное самоуправление. М., 1996; Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения. М., 1994; Его же. Конституционное право зарубежных стран. М., 1997; Медведев И.П. Местное самоуправление в зарубежных странах. М., 1994; Муниципальное право. М., 1998. И.И. Овчинников, ЛЛ. Ревенко

Источник: Юридическая энциклопедия

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
265.45 кб

О системе муниципальных правовых норм

Кузнецова Мария Андреевна
Рассматривается система муниципальных правовых норм, обозначаются её особенности и недостатки.
Читать PDF
288.55 кб

Правовой ресурс муниципальной экономики

Земченков Н. Ф.
Читать PDF
81.74 кб

Объекты муниципально-правовых отношений

А. Н. Костюков
Читать PDF
255.32 кб

Принципы муниципального правотворчества

Галиахметов Игорь Абзалович
Статья рассматривает теоретические и практические аспекты определения принципов муниципального правотворчества, обусловливающие эффективность развития законодательства и становления системы муниципально-правовых норм в Украине
Читать PDF
190.36 кб

Муниципальная реформа в правовом измерении

Хабриева Талия Ярулловна
Читать PDF
255.91 кб

Муниципальная правотворческая деятельность

Цатурян Тамара Владимировна, Акопова Сусанна Николаевна, Гагиева Наталья Русланбековна
Согласно Конституции России одним из принципов организации публичной власти является принцип сочетания централизации и децентрализации властных полномочий, разделяющий полномочия между уровнями государственной власти, исходя из те
Читать PDF
358.54 кб

Право муниципальных депутатов на обращение

Карасев А.Т., Савоськин А.В.
Цель.
Читать PDF
191.04 кб

Правотворчество в муниципальных образованиях

Бажинов М. А.
Читать PDF
1.44 мб

Муниципальное образование как правовой феномен

Остапец О.Г.
Читать PDF
156.65 кб

Правовая природа и виды муниципального контроля

Зырянов С. М.
Федеральное законодательство об административном надзоре регулирует отношении, возникающие в свизи с осуществлением муниципального контроли, входищие в предмет отрасли муниципального права.
Читать PDF
71.99 кб

Правовая природа и виды муниципального контроля

Зырянов С. М.
Статья посвящена законодательному регулированию муниципального контроля.
Читать PDF
189.34 кб

Понятие и признаки муниципального правового акта

Кузнецов Дмитрий Сергеевич
В статье рассматриваются проблемы, связанные с понятием муниципального правового акта, анализируются признаки муниципального правового акта через признаки правового акта, обосновывается необходимость совершенствования в рамках сов
Читать PDF
440.38 кб

К вопросу о системе муниципальных правовых актов

Великанов К.В., Хатунцева А.С.
Аннотация: в статье рассмотрены вопросы применения системы муниципальных правовых актов на современном этапе.
Читать PDF
152.71 кб

К вопросу о системе муниципальных правовых актов

Леван Теймуразович Чихладзе
Рассматривается система муниципальных правовых актов в их взаимодействии. Дается характеристика нормативности муниципальных актов.
Читать PDF
247.42 кб

Принципы муниципального правотворческого процесса

Кузнецова Е. Н.
В научной статье представлена авторская интерпретация каталога принципов муниципального правотворческого процесса; выделены критерия для характеристики их видового многообразия.

Найдено книг по теме — 25

Похожие термины:

  • Муниципально-правовые нормы

    это общеобязательные правила поведения, установленные органами государственной власти, местного самоуправления, направленные на регулирование общественных отношений в сфере местного самоупра
  • Муниципальное право как наука

    представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов на устройство муниципальной власти, ее место в системе публичной власти, на сущность местного самоуправления в целом. Научная дисциплина му
  • Муниципально-правовой институт

    это совокупность муниципально-правовых норм, регулирующих сходные общественные отношения в сфере местного самоуправления (например, институт муниципальных выборов, местного референдума, муници
  • Муниципальное право как отрасль права

    представляет собой обособившуюся внутри системы российского права совокупность муниципально-правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные с организацией местно
  • Объекты муниципально-правовых отношений

    это то, на что направлены права и обязанности их участников. Объектами могут быть действия (бездействия) органов, должностных лиц местного самоуправления; материальные блага (муниципальное имущес
  • Субъекты муниципально-правовых отношений

    это их участники, обладающие субъективными правами и обязанностями по осуществлению местного самоуправления. Субъекты могут быть индивидуальными (конкретный гражданин, должностное лицо местног
  • Муниципальное право Российской Федерации

    (право местного самоуправления) — комплексная отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, в которых закрепляются и регулируются территориальные, финансово-эконо
  • Правовой статус муниципального служащего

    составляют его права и обязанности. Права муниципального служащего определены в ст. 11 Федерального закона от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ. См. Права муниципального служащего. Основные обязанности муниципально
  • Муниципальное право как учебная дисциплина

    Изучение учебной дисциплины "Муниципальное право" предусматривается учебными планами юридических вузов. Как учебный предмет муниципальное право изучается по специальной программе, которая пред
  • Правовое регулирование муниципальной службы

    совокупность источников права, определяющих права, обязанности и ответственность различных субъектов по вопросам организации, осуществления, прохождения и прекращения муниципальной службы. Зак
  • Право муниципальной собственности на имущество

    признаваемое и охраняемое законами и другими законодательными актами право муниципальных органов по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим им имуществом.
  • Правотворческий процесс в муниципальном образовании

    урегулированный нормативными правовыми актами порядок осуществления деятельности управомоченных органов и (или) должностных лиц по изданию муниципальных правовых актов, состоящий из ряда после
  • Правовое обеспечение бюджетного процесса муниципального образования

    правовое регулирование деятельности органов местного самоуправления по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению местных бюджетов, а также по контролю за их исполн
  • Право пользования земельным участком находящимся в государственной или муниципальной собственности

    право на бессрочное (без указания срока) или срочное (временное) пользование земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности.