Муниципальное регулирование потребительского рынка

Найдено 1 определение
Муниципальное регулирование потребительского рынка
Структуры потребительского рынка как составная часть городского хозяйства обеспечивают потребности населения в услугах торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Федеральный закон № 131-ФЗ г. относит к компетенции поселений и городских округов создание условий для обеспечения жителей услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Потребительский рынок составляет сферу непосредственного экономического воздействия на человека и фактор социальной стабильности в обществе. Его сбалансированность по ценам, товаропотокам, количеству и качеству товаров и услуг выступает необходимой составляющей оценки качества жизни населения.
Основная задача общественного питания в городах и сельских поселениях на ближайшие годы — восстановление его места в организации питания населения. Для решения этой задачи необходимо, во-первых, полнее, интенсивнее использовать мощности имеющихся предприятий, во-вторых, существенно увеличить число самих предприятий, повысить плотность сети, равномернее распределять предприятия по территории муниципального образования, сделать их доступными для всех жителей. Особое внимание должно уделяться организации рабочего, школьного, студенческого питания, питания в сфере туризма (в том числе международного), а также на обеспечение общественным питанием малообеспеченных слоев населения, на развитие сети предприятий питания в местах отдыха и проведения досуга населения, в том числе во время спортивных мероприятий, массовых гуляний и т.д
Бытовое обслуживание населения включает различные предприятия, способные предоставлять около 700 различных видов бытовых услуг. Сфера бытового обслуживания населения зависит от особенностей регионов и ценовой доступности услуг. Обеспеченность предприятиями бытового обслуживания в целом по России составляет около 20%, однако, по данным социологического исследования, спрос населения на бытовые услуги удовлетворяется на 70–80%. Такое распределение обусловлено тем, что более трети населения не имеет экономической возможности пользоваться бытовыми услугами. Главным препятствием для потребителей услуг являются высокие цены, которые устанавливают предприятия бытового обслуживания, несоответствие объема и качества выполняемых работ и несвоевременность выполнения работ.
Основная задача органов местного самоуправления в сфере бытового обслуживания населения — содействие созданию в каждом поселении (в отдельных случаях — в муниципальном районе) полного набора предприятий по социально значимым услугам повседневного спроса на нормативном уровне: ремонт одежды, обуви, мебели, бытовой техники, ремонт и изготовление металлоизделий, приемные пункты химчистки и прачечные, парикмахерские, услуги бань, саун, оздоровительных центров, фотографии.
Основные задачи муниципального регулирования потребительского рынка:
— обеспечение наполнения рынка товарами и удовлетворения спроса населения на товары и услуги;
— защита интересов низкодоходных групп населения;
— обеспечение добросовестной конкуренции, недопущение монополизации рынка;
— защита прав потребителей.
Решение этих задач возможно путем использования административных, правовых и экономических мер регулирующего воздействия на субъекты рынка.
Муниципальное регулирование потребительского рынка включает:
1)установление налоговых льгот и льготные кредиты;
2)выделение земельных участков для размещения объектов, сдача помещений в аренду;
3)снижение для жизненно важных предприятий тарифов на коммунальные услуги; 4) изменение ставок арендной платы;
5)административный контроль за соблюдением прав потребителей, прав торговли, санитарии, охраны окружающей среды;
6)страхование коммерческих рисков;
7)установление обязательного (минимального) ассортимента социально значимых товаров;
8)выдачу муниципального заказа;9) выдачу гарантий по займам.
Наряду с этим муниципальные органы управления могут воздействовать на частные и акционерные предприятия путем предоставления им информации, аналитических и маркетинговых данных о развитии потребительского рынка, разработки рекомендаций, прогнозов развития и балансов рынка.
Важную роль в контроле над муниципальным потребительским рынком должны играть объединения граждан — союзы потребителей, товаропроизводителей и предпринимателей, общества защиты прав потребителей. Органы местного самоуправления должны наладить взаимодействие с этими объединениями, оказывать содействие в их работе, использовать формы общественного контроля над потребительским рынком. В соответствии с Федеральным законом
«О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. № 2300–1 органы местного самоуправления в целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования вправе:
— рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей;
— обращаться в суды в защиту прав потребителей;
— при выявлении по жалобе потребителя товаров (услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды незамедлительно извещать об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (услуг).
Муниципальная власть воздействует на потребительский рынок также с помощью административных и контрольных механизмов. К ним могут быть отнесены установление правил торговли на территории муниципального образования, предусмотренное законодательством лицензирование торговли отдельными видами продукции, взаимодействие с государственными органами санитарно-эпидемиологического надзора, торговой и ветеринарной инспекций, создание муниципальных структур по защите (в том числе судебной) прав потребителей и содействие деятельности соответствующих общественных организаций.
В составе администрации муниципального образования обычно создается структурное подразделение по регулированию потребительского рынка.
А. Н. Кириллова
Список литературы
Система муниципального управления. учебник для вузов / под ред. В. Б. Зотова. —5-е изд. — Ростов н/Дону: Феникс, 2010.
Ростанец В. Г. Формы и методы регулирования потребительских рынков в условиях кризисной экономики и их региональные особенности. — М.: УРСС, 1999.
Основы экономики столичного мегаполиса. — М.: Экономика, 2006.

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия