Муниципальное унитарное предприятие

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Муниципальное унитарное предприятие
это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности муниципальному образованию.

Источник: Юридический энциклопедический словарь.-2-е изд. — Москва Проспект 2016. — 1136 с.

Муниципальное унитарное предприятие
коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. См. Государственное унитарное предприятие.
Имущество муниципального унитарного предприятия находится в муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения. Муниципальное унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.
Устав муниципального унитарного предприятия должен содержать помимо сведений, указание которых в соответствии с положениями статьи 52 ГК РФ обязательно в учредительных документах любого юридического лица (наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица), также сведения о предмете и целях деятельности предприятия, а также о размере уставного фонда предприятия, порядке и источниках его формирования. Фирменное наименование муниципального унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества.
Органом муниципального унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен.
Правовое положение муниципальных унитарных предприятий определяется ГК РФ и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

Источник: Российское избирательное право от А до Я

Муниципальное унитарное предприятие
коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником, в лице органов местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Муниципальное предприятие может быть создано только в форме унитарного предприятия. Термин «унитарное» (от лат. unitas — единство) означает единое, объединенное, составляющее одно целое. Правовая природа М.у.п. не предполагает многообразия форм собственности, используемой при его создании. Такое предприятие может быть создано только на основе муниципальной собственности. Создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Федерации или муниципальных образований, запрещено федеральным законодательством. Орган местного самоуправления как собственник имущества учрежденного им М.у.п. сохраняет в отношении этого имущества право собственности. М.у.п. указанное имущество принадлежит на основании ограниченных вещных прав — права хозяйственного ведения или права оперативного управления. М.у.п., основанное на праве оперативного управления, называют также муниципальным казенным предприятием (См. Управление муниципальным предприятием).
Имущество М.у.п. является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Поэтому единым и неделимым является и уставный фонд М.у.п. (основанных на праве хозяйственного ведения), в которых он создается. В муниципальных казенных предприятиях уставный фонд вообще не формируется.
Учредитель М.у.п. определяет стратегию хозяйственного развития предприятия, согласовывает его важнейшие действия, контролирует целевое использование и сохранность закрепленного за предприятием муниципального имущества, осуществляет иные важнейшие правомочия, которые не могут быть переданы другим лицам.
М.у.п. отличается от муниципальных бюджетных учреждений тем, что основной целью его создания и функционирования является систематическое получение прибыли (предпринимательская деятельность).
Текущей деятельностью М.у.п. руководит единоличный исполнительный орган, назначаемый собственником, полностью ему подотчетный и действующий в пределах своей компетенции на основе единоначалия. Это руководитель М.у.п. (генеральный директор). Образование иных исполнительных органов в М.у.п. российским законодательством не предусмотрено, кроме совещательных органов.
М.у.п. не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие). Унитарное предприятие по согласованию с собственником его имущества может создавать филиалы и открывать представительства.
М.у.п. может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. М.у.п. должно иметь самостоятельный баланс.
Унитарное предприятие должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения унитарного предприятия. Печать унитарного предприятия может содержать также его фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.
М.у.п. могут быть участниками (членами) коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, в которых в соответствии с федеральным законом допускается участие юридических лиц. М.у.п. не вправе выступать учредителями (участниками) кредитных организаций. Решение об участии унитарного предприятия в коммерческой или некоммерческой организации может быть принято только с согласия собственника муниципального имущества унитарного предприятия.
М.у.п. несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. М.у.п. не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества. Муниципальное образование не несет ответственности по обязательствам муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. Муниципальные образования несут субсидиарную ответственность только по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.
М.у.п. считается созданным как юридическое лицо со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц. Унитарное предприятие создается без ограничения срока, если иное не установлено его уставом. М.у.п. вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами.
М.у.п. до момента завершения формирования собственником его уставного фонда не вправе совершать сделки, не связанные с учреждением муниципального предприятия.
Отдельные виды деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, М.у.п. может осуществлять только на основании лицензии. Место нахождения унитарного предприятия определяется местом его государственной регистрации.
А. В. Руднев
Список литературы
Гражданский кодекс РФ.
Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ.
Тихомиров М. Ю. Юридические лица: учебно-практич. пособие. — М., 2006.

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
297.80 кб

Управление муниципального унитарного предприятия

Анверли Табриз Мубариз Оглы, Беляев Владимир Александрович, Омуров Руслан Хамракулыевич
Читать PDF
305.12 кб

Современный статус муниципальных унитарных предприятий

Баранова А. Ю.
Читать PDF
130.17 кб

Муниципальные унитарные предприятия как хозяйствующие субъекты

Маркварт Эмиль
Статья посвящена анализу предпосылок и ограничений права муниципалитетов на создание собственных хозяйствующих субъектов в целом и коммерческих организаций в частности.
Читать PDF
625.88 кб

Управление муниципальными унитарными предприятиями города Тулы

Баранов Андрей Николаевич, Баранова Елизавета Михайловна
Представлены результаты анализа финансово-экономического состояния муниципальных унитарных предприятий города Тулы, предложены пути управления муниципальными унитарными предприятиями.
Читать PDF
267.08 кб

Механизмы проведения аудита затрат муниципальных унитарных предприятий

Алферов В. Н.
Предмет / тема. В статье проводится исследование механизмов проведения аудита затрат муниципальных унитарных предприятий оказывающих жилищно-коммунальные услуги. Цели / задачи.
Читать PDF
51.12 кб

Сравнение лизинговой и кредитной сделок муниципальных унитарных предприятий

Саак А. Э.
Читать PDF
132.94 кб

Правовые основы финансовой деятельности муниципальных унитарных предприятий

Забелин Д.Л.
В статье рассмотрены законодательные подходы к организации финансовой деятельности муниципальных унитарных предприятий.
Читать PDF
967.52 кб

Правовые основы экономической деятельности муниципальных унитарных предприятий

Головко Ксения Геннадьевна
В данной статье рассматриваются положения российского законодательства, регулирующего деятельность муниципальных унитарных предприятий.
Читать PDF
172.42 кб

Технология принятия решения о приватизации муниципального унитарного предприятия

Скурихина Татьяна Григорьевна
В статье дано понятие и определены принципы принятия решения о приватизации, рассмотрены этапы принятия решения о приватизации муниципального унитарного предприятия.
Читать PDF
294.14 кб

Особенности правового статуса государственных и муниципальных унитарных предприятий

Угренинова Елена Александровна, Камышанова Анна Евгеньевна
Статья посвящена исследованию правовой природы государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Читать PDF
357.30 кб

Сравнительный анализ финансово-хозяйственных договоров муниципальных унитарных предприятий

Саак А. Э., Пахомов Е. В.
Читать PDF
383.84 кб

Финансирование государственных и муниципальных унитарных предприятий в Российской Федерации

Забелин Д.Л.
В статье рассмотрены законодательные подходы к правовому регулированию финансирования государственных и муниципальных унитарных предприятий в Российской Федерации.
Читать PDF
575.25 кб

Проблемы финансового состояния муниципальных унитарных предприятий коммунального сектора экономики

Даниловских Татьяна Евгеньевна
В предлагаемой статье автором была исследована сущность унитарных предприятий и особенности организации их финансовых отношений на муниципальном уровне, а также проведена оценка финансового состояния муниципального унитарного пред
Читать PDF
159.34 кб

Муниципальное унитарное предприятие как форма реализации органами местного самоуправления функции ор

Гериханов Исмаил Абдулгасанович
Автором указано на то, что целесообразно на уровне представительного органа местного самоуправления издать нормативно-правовой акт, регулирующий порядок заключения муниципальными транспортными унитарными предприятиями гражданско-п
Читать PDF
280.33 кб

Государственные и муниципальные унитарные предприятия: ключевые положения одноименного закона и докт

Ровный Валерий Владимирович
Статья, написанная в связи с принятием в 2002г. ФЗ РФ «Об унитарных предприятиях» и изменениями, внесенными в ГК РФ, посвящена современному статусу государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Похожие термины: