Муниципальное управление состоянием окружающей среды

Найдено 1 определение
Муниципальное управление состоянием окружающей среды
Состояние окружающей среды служит одним из важнейших параметров, определяющих качество жизни населения на территории муниципального образования. Экологическая безопасность территории — существенный компонент общественной безопасности, поэтому муниципальная власть, особенно в городах с неблагополучной экологической ситуацией, должна вырабатывать и реализовывать местную экологическую политику, увязанную с экологической политикой государства и направленную на охрану окружающей среды от неблагоприятных техногенных воздействий. Проведение эффективной муниципальной экологической политики позитивно влияет на экологическую ситуацию не только в конкретном муниципальном образовании, но и в регионе, и в государстве в целом. И наоборот, муниципальное образование с неблагоприятной экологической ситуацией как подсистема государства и региона вправе рассчитывать на участие государства и на привлечение его ресурсных возможностей для исправления той или иной ситуации.
Острота экологических проблем, необходимость обеспечения экологической безопасности и рационального использования природных ресурсов осознаны сегодня во всем мире. Целью государственной политики РФ в области охраны окружающей среды и природопользования является сбалансированное решение социально-экономических и экологических задач в интересах нынешнего и будущих поколений.
Экологическая емкость территории муниципального образования, под которой понимается способность природы преодолевать неблагоприятные воздействия и обеспечивать воспроизводство существующих на данной территории природных систем. Единого критерия экологической емкости не выработано, но может использоваться система критериев, позволяющая определить, хотя и ориентировочные, но имеющие реальные основы пределы допустимой совокупной антропогенной нагрузки на конкретные территории. Оценка экологической емкости территории является задачей специальных исследований и служб, а применение результатов, получаемых этими службами, выступает как один из важнейших элементов муниципальной экологической политики.
Влияние экологической обстановки на здоровье населения сильно зависит от экологической обстановки в целом и само является показателем качества местной среды обитания. Неопровержимо доказана связь многих заболеваний с качеством среды обитания.
Набор факторов, обусловливающих конкретную экологическую ситуацию в муниципальном образовании. Это специфический для каждого населенного пункта перечень, хотя он и состоит из сочетания общих факторов. Выявление и учет конкретных факторов, обусловивших ту или иную экологическую ситуацию в муниципальном образовании, является необходимым условием выработки муниципальной экологической политики. С этой целью анализируется структура экономики муниципального образования, определяются тенденции изменения ресурсоемкости предприятий, объемы поступающих в окружающую среду отходов, размеры территорий, требующих рекультивации, оценивается уровень концентрации антропогенных воздействий, выявляются локальные резервы (или их отсутствие) при характеристике экологической емкости территорий, исследования и ранжирования основных причин экологического неблагополучия.
Выделяется пять степеней неблагополучия и остроты экологической ситуации в муниципальном образовании: 1) относительно удовлетворительная; 2) напряженная; 3) критическая (предкризисная); 4) кризисная — зона чрезвычайной экологической ситуации; 5) катастрофическая — зона экологического бедствия
Формирование местной экологической политики должно базироваться на анализе существующей экологической ситуации и тенденций ее развития. На основании оценки экологической ситуации анализируются выявленные проблемы, выбираются конкретные направления муниципальной экологической политики и ее приоритеты. В большинстве случаев и экологические проблемы территории, и приоритеты муниципальной экологической политики носят эколого-хозяйственный характер, поскольку связаны с функционированием конкретных хозяйствующих субъектов, загрязняющих окружающую среду. Эколого-хозяйственные проблемы могут проявляться очень поразному и должны рассматриваться с учетом пространственно-временной и причинноследственной обусловленности. Только на этой основе можно выбрать эколого-хозяйственные приоритеты.
На основе анализа вырабатываются экономико-технологические и организационноправовые мероприятия по устранению или нейтрализации неблагоприятных факторов, включающие:
— внедрение прогрессивных технологий и модернизацию материально-технической базы конкретных производств;
— перепрофилирование, перебазирование или ликвидацию экологически опасных производств;
— многооборотное ресурсопользование (утилизация отходов производства, оборотное водоснабжение и т. п.);
— создание санитарно-защитных зон вокруг экологически вредных производств;
— использование экономических инструментов регулирования природопользования.
Субъектами муниципального управления окружающей средой являются органы местного самоуправления, взаимодействующие со специально уполномоченными государственными органами и с общественностью. Объектами муниципального управления выступают все природопользователи: юридические и физические лица, независимо от характера осуществляемой деятельности и организационно-правовых форм хозяйствования.
Основные задачи муниципального управления в сфере экологии:
— формирование эффективной системы экологического мониторинга, выявление и инвентаризация хозяйствующих субъектов и производственных процессов на территории, оказывающих негативное воздействие на состояние окружающей среды;
— создание программы и механизмов управления состоянием окружающей среды и рациональным использованием природных ресурсов, выработка и реализация системы административных мер и экономических рычагов, обеспечивающих качество окружающей среды.
Экологически ориентированное муниципальное управление — специальная область управления, предполагающая регулирование воздействия хозяйствующих субъектов на окружающую среду для защиты интересов населения, при одновременном обеспечении устойчивого, сбалансированного развития территории.
Важнейший принцип, на котором должна строиться экологическая политика органов местного самоуправления, состоит в том, что загрязнитель природной среды платит. Это подразумевает наличие в муниципальном образовании системы мониторинга (слежения) стационарных и мобильных источников загрязнения окружающей среды.
К экологическим платежам, взимаемым с природопользователей, относятся: налогообложение, сборы за нормативное и сверхнормативное использование природных ресурсов, сборы за лимитное использование и сверхлимитное загрязнение природной среды, штрафы, плата за страхование, импортные и экспортные тарифы по возмещению нанесенного ущерба.
Исходя из сущности и содержания муниципальной экологической политики, целесообразно выделить следующие основные задачи муниципальных властей:
— обоснование стратегической концепции управления окружающей средой в муниципальном образовании, включая рациональное использование природных ресурсов;
— использование системы административных мер и экономических механизмов регулирования, обеспечивающих достижение стратегических и тактических целей экологического развития муниципального образования;
— организация действенной системы экологического мониторинга;
— формирование системы экономического стимулирования и поощрения общественных и частных инициатив, направленных на улучшение экологической ситуации;
— содействие организации экологического просвещения и образования во всех формах обучения — от дошкольных учреждений до высшей школы, создание системы повышения экологической квалификации муниципальных служащих.
Для осуществления эффективной муниципальной экологической политики целесообразно формирование специальных экологических фондов за счет платежей и налогов за ресурсы, штрафов, муниципальных взносов.
Эффективное решение экологических проблем может быть достигнуто на основе согласованной деятельности органов местного самоуправления с органами государственного управления и субъектами хозяйствования при четком определении их прав и ответственности за природопользование и улучшение экологической ситуации на территории.
Состояние окружающей среды на территории города непосредственно затрагивает жизненные интересы каждого жителя.
Согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды», граждане имеют право создавать общественные экологические объединения, фонды и иные некоммерческие организации, а также получать в индивидуальном порядке информацию по данным вопросам, направлять жалобы, обращения, предложения, получать на них своевременные и обоснованные ответы, принимать участие в мирных массовых акциях.
А. Н. Кириллова
Список литературы
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ (с изм.).
Система муниципального управления: учебник для вузов / под ред. В. Б. Зотова. —5-е изд. — Ростов н/Дону: Феникс, 2010.
Фомичева Е. В. Экономика природопользования. — М.: Торговая корпорация «Дашков и К», 2003.

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия

Реклама