Муниципальное управление
Муниципальное управление
1) осуществление на основе законов и других нормативных правовых актах исполнительная и распорядительная деятельность муниципальных органов, направленная на регулирование общественных процессов и решение публичных проблем территории; 2) составная часть местного самоуправления, связанная с упорядочивающим воздействием органов муниципального управления (местного самоуправления) на территорию с целью решения вопросов местного значения.
Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.
Муниципальное управление
1) управление городом на принципах самоуправления; 2) равнозначно термину «местное самоуправление»; 3) конкретный вид деятельности по осуществлению местного самоуправления, имеющий функциональную и компетенциональную специфику; 4) организующее и регулирующее воздействие органов местного самоуправления на жизнедеятельность населения муниципального образования в целях ее упорядочения и воспроизводства, опирающееся на их властные полномочия;
Раскрытие понятия «муниципальное управление» требует толкования его составных частей. Прежде всего, М.у. ассоциируется со словом муниципалитет. Появление термина «муниципалитет» (от лат. municipium — город с правом самоуправления) относится к республиканской эпохе истории Древнего Рима: так назывались города, пользовавшиеся правами самоуправления. Поэтому употребление термина «муниципальное управление» в узком смысле слова представляется как управление городом на принципах самоуправления.
Анализ базовых нормативных правовых актов местного самоуправления показывает, что ни Европейская хартия местного самоуправления, принятая Советом Европы в 1985 г., ни Конституции Российской Федерации, ни Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не содержат определение муниципального управления, но в последнем указывается (ч. 2 ст. 2) следующее: «В законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации слова «местный» и «муниципальный» и образованные на их основе слова и словосочетания применяются в одном значении в отношении органов местного самоуправления, а также находящихся в муниципальной собственности организаций, объектов, в иных случаях, касающихся осуществления населением местного самоуправления». Именно на этом основании некоторые авторы и источники одинаково трактуют «местное самоуправление» и «муниципальное управление».
Большинство исследователей отмечают, что термины «местное самоуправление» и «муниципальное управление» действительно близки, но не идентичны: «местное самоуправление» шире понятия «муниципальное управление».
Местное самоуправление является формой выражения народной власти, а М.у. имеет дело с властным воздействием органов местного самоуправления. Идеология муниципального управления ориентирована на ценности, ресурсы, задачи и возможности, связанные с локальной территорией, и созвучна традиционным российским основам организации местной жизни.
Различие терминов «муниципальное управление» и «местное самоуправление» проистекает из различий в толковании понятий «управление» и «самоуправление». С точки зрения науки об управлении:
— управление — это функция различных организованных систем, обеспечивающая их целостность, т. е. достижение стоящих перед ними задач сохранения их структуры и деятельности (как самоуправляющейся территориальной целостности);
— управление служит интересам взаимодействия элементов этой системы (субъектов и объектов) и составляющих единое целое (муниципальное образование) с общими для этих элементов целями и задачами;
— управление — это целенаправленное управленческое воздействие субъекта на объект, которое упорядочивает систему, обеспечивает ее функционирование в соответствии с закономерностями ее существования и развития;
— управление — это внешнее воздействие, поступающее в систему в готовом виде извне, а самоуправление — внутреннее воздействие, вырабатываемое самой системой.
В отличие от местного самоуправления, где местное сообщество выступает и как субъект и как объект в одном лице, в муниципальном управлении субъектом являются органы местного самоуправления (М.у.), а объектом —муниципальное образование как сложная социально-экономическая система, состоящая из нескольких тесно взаимодействующих и взаимосвязанных объектов: населения, природно-географической среды, градообразующей базы и жизнеобеспечивающей системы, обслуживающей функционирование, сохранение и развитие всего муниципального образования.
М.у. осуществляется в пределах муниципального образования и представляет собой целенаправленное упорядочивающее воздействие органов местного самоуправления на систему общественных отношений, связанных с территориальной самоорганизацией населения, самостоятельно решающего вопросы местного значения, вопросы устройства и функционирования муниципальной власти.
Главной целью М.у. является повышение уровня и качества жизни населения.
Приверженцы данной точки зрения объясняют свою позицию следующим образом. Согласно Конституции РФ местное самоуправление в нашей стране осуществляется гражданами в различных организационных формах. В своей совокупности эти организационные формы в границах соответствующих муниципальных образований составляют единую систему местного самоуправления, посредством которой обеспечивается решение вопросов местного значения, местной жизни. В Гражданском кодексе РФ установлено, что органы местного самоуправления являются юридическими лицами и действуют от своего имени самостоятельно. Приобретение, осуществление имущественных и личных неимущественных прав и обязанностей от имени муниципального образования возлагаются только на органы местного самоуправления. Для населения таких прав и обязанностей ни в Конституции РФ, ни в Гражданском кодексе РФ не предусмотрено. Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения. Они управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Исходя из этого, место и роль М.у. в местном самоуправлении определяются следующими характеристиками:
а) М.у. — определенный вид деятельности по осуществлению местного самоуправления, имеющий свои функции и компетенцию;
б) М.у. — деятельность специальных субъ-
ектов, обобщенно обозначаемых как органы муниципального управления (в законодательных актах — местного самоуправления);
в) М.у. — в основном исполнительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного непосредственного руководства экономической, социальной, политической и духовной сферами муниципального образования;
г) М.у. — подзаконная деятельность, ре-
гламентируемая муниципальным правом.
Характерные черты М.у., раскрывающие его взаимосвязь с местным самоуправлением состоят в следующем:
1.Концепция М.у. опирается на философию и базовые принципы местного самоуправления.
2.В системе М.у. объектами управле-ния являются муниципальные образования и происходящие в них социально-экономические процессы.
3.В системе М.у. имеются два субъекта управления: население муниципального образования (местное сообщество) и органы местного самоуправления, действующие от имени местного сообщества.
Зарубежными исследователями, стоящими на позициях государственной теории местного самоуправления (см. Государственная теория самоуправления), М.у. представляется более объемным понятием, включающим в себя как государственную администрацию на местах, так и непосредственно представительные и исполнительные органы местного управления. Схожую с ними позицию, отражающую мнение, что «муниципальное управление» шире понятия «местное самоуправление», занимают и некоторые российские исследователи.
Н. Н. Мусинова
Список литературы Конституция Российской Федерации от
12.12.1993 г.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г.
№ 131-ФЗ.
Васильев А. А. Система муниципального управления: учебник. — 2-е изд., испр.
и доп. — М.: КНОРУС, 2010. — С. 48–55.
Гладышев А. Г., Иванов В. Н., Мельников С. Б., Патрушев В. И. Основы современного муниципального управления. — М., 2000.
Система муниципального управления / под ред. В. Б. Зотова. — 5-е изд., испр. и доп. — Ростов н/Д.: Феникс, 2010. — С. 13– 20, 179–184.
Чиркин В. Е. Система государственного и муниципального управления: учебник. — М.: Юристъ, 2005.
Раскрытие понятия «муниципальное управление» требует толкования его составных частей. Прежде всего, М.у. ассоциируется со словом муниципалитет. Появление термина «муниципалитет» (от лат. municipium — город с правом самоуправления) относится к республиканской эпохе истории Древнего Рима: так назывались города, пользовавшиеся правами самоуправления. Поэтому употребление термина «муниципальное управление» в узком смысле слова представляется как управление городом на принципах самоуправления.
Анализ базовых нормативных правовых актов местного самоуправления показывает, что ни Европейская хартия местного самоуправления, принятая Советом Европы в 1985 г., ни Конституции Российской Федерации, ни Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не содержат определение муниципального управления, но в последнем указывается (ч. 2 ст. 2) следующее: «В законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации слова «местный» и «муниципальный» и образованные на их основе слова и словосочетания применяются в одном значении в отношении органов местного самоуправления, а также находящихся в муниципальной собственности организаций, объектов, в иных случаях, касающихся осуществления населением местного самоуправления». Именно на этом основании некоторые авторы и источники одинаково трактуют «местное самоуправление» и «муниципальное управление».
Большинство исследователей отмечают, что термины «местное самоуправление» и «муниципальное управление» действительно близки, но не идентичны: «местное самоуправление» шире понятия «муниципальное управление».
Местное самоуправление является формой выражения народной власти, а М.у. имеет дело с властным воздействием органов местного самоуправления. Идеология муниципального управления ориентирована на ценности, ресурсы, задачи и возможности, связанные с локальной территорией, и созвучна традиционным российским основам организации местной жизни.
Различие терминов «муниципальное управление» и «местное самоуправление» проистекает из различий в толковании понятий «управление» и «самоуправление». С точки зрения науки об управлении:
— управление — это функция различных организованных систем, обеспечивающая их целостность, т. е. достижение стоящих перед ними задач сохранения их структуры и деятельности (как самоуправляющейся территориальной целостности);
— управление служит интересам взаимодействия элементов этой системы (субъектов и объектов) и составляющих единое целое (муниципальное образование) с общими для этих элементов целями и задачами;
— управление — это целенаправленное управленческое воздействие субъекта на объект, которое упорядочивает систему, обеспечивает ее функционирование в соответствии с закономерностями ее существования и развития;
— управление — это внешнее воздействие, поступающее в систему в готовом виде извне, а самоуправление — внутреннее воздействие, вырабатываемое самой системой.
В отличие от местного самоуправления, где местное сообщество выступает и как субъект и как объект в одном лице, в муниципальном управлении субъектом являются органы местного самоуправления (М.у.), а объектом —муниципальное образование как сложная социально-экономическая система, состоящая из нескольких тесно взаимодействующих и взаимосвязанных объектов: населения, природно-географической среды, градообразующей базы и жизнеобеспечивающей системы, обслуживающей функционирование, сохранение и развитие всего муниципального образования.
М.у. осуществляется в пределах муниципального образования и представляет собой целенаправленное упорядочивающее воздействие органов местного самоуправления на систему общественных отношений, связанных с территориальной самоорганизацией населения, самостоятельно решающего вопросы местного значения, вопросы устройства и функционирования муниципальной власти.
Главной целью М.у. является повышение уровня и качества жизни населения.
Приверженцы данной точки зрения объясняют свою позицию следующим образом. Согласно Конституции РФ местное самоуправление в нашей стране осуществляется гражданами в различных организационных формах. В своей совокупности эти организационные формы в границах соответствующих муниципальных образований составляют единую систему местного самоуправления, посредством которой обеспечивается решение вопросов местного значения, местной жизни. В Гражданском кодексе РФ установлено, что органы местного самоуправления являются юридическими лицами и действуют от своего имени самостоятельно. Приобретение, осуществление имущественных и личных неимущественных прав и обязанностей от имени муниципального образования возлагаются только на органы местного самоуправления. Для населения таких прав и обязанностей ни в Конституции РФ, ни в Гражданском кодексе РФ не предусмотрено. Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения. Они управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Исходя из этого, место и роль М.у. в местном самоуправлении определяются следующими характеристиками:
а) М.у. — определенный вид деятельности по осуществлению местного самоуправления, имеющий свои функции и компетенцию;
б) М.у. — деятельность специальных субъ-
ектов, обобщенно обозначаемых как органы муниципального управления (в законодательных актах — местного самоуправления);
в) М.у. — в основном исполнительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного непосредственного руководства экономической, социальной, политической и духовной сферами муниципального образования;
г) М.у. — подзаконная деятельность, ре-
гламентируемая муниципальным правом.
Характерные черты М.у., раскрывающие его взаимосвязь с местным самоуправлением состоят в следующем:
1.Концепция М.у. опирается на философию и базовые принципы местного самоуправления.
2.В системе М.у. объектами управле-ния являются муниципальные образования и происходящие в них социально-экономические процессы.
3.В системе М.у. имеются два субъекта управления: население муниципального образования (местное сообщество) и органы местного самоуправления, действующие от имени местного сообщества.
Зарубежными исследователями, стоящими на позициях государственной теории местного самоуправления (см. Государственная теория самоуправления), М.у. представляется более объемным понятием, включающим в себя как государственную администрацию на местах, так и непосредственно представительные и исполнительные органы местного управления. Схожую с ними позицию, отражающую мнение, что «муниципальное управление» шире понятия «местное самоуправление», занимают и некоторые российские исследователи.
Н. Н. Мусинова
Список литературы Конституция Российской Федерации от
12.12.1993 г.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г.
№ 131-ФЗ.
Васильев А. А. Система муниципального управления: учебник. — 2-е изд., испр.
и доп. — М.: КНОРУС, 2010. — С. 48–55.
Гладышев А. Г., Иванов В. Н., Мельников С. Б., Патрушев В. И. Основы современного муниципального управления. — М., 2000.
Система муниципального управления / под ред. В. Б. Зотова. — 5-е изд., испр. и доп. — Ростов н/Д.: Феникс, 2010. — С. 13– 20, 179–184.
Чиркин В. Е. Система государственного и муниципального управления: учебник. — М.: Юристъ, 2005.
Источник: Местное самоуправление: энциклопедия