Муниципальные целевые программы

Найдено 1 определение
Муниципальные целевые программы
комплекс взаимоувязанных по целям, задачам, ресурсам и срокам осуществления мероприятий, обеспечивающих эффективное функционирование и развитие муниципального образования или его отдельных составляющих.
В зависимости от статуса органа власти, утвердившего целевую программу, различают федеральные (Правительство Российской Федерации), субфедеральные (органы власти субъекта Российской Федерации), муниципальные (органы местного самоуправления) и ведомственные (органы исполнительной власти различных уровней) целевые программы. Целевые программы субфедерального и муниципального уровня называют также региональными.
Муниципальные целевые программы могут быть общемуниципальными или территориальными (охватывают всю территорию муниципального образования) и ведомственными (программы департаментов, управлений, комитетов и прочих подразделений местной администрации). При этом общемуниципальные и ведомственные муниципальные целевые программы могут иметь как муниципальное (местный бюджет), так и смешанное финансирование, включающее в различных комбинациях, кроме средств местного бюджета, еще и средства федерального и субфедерального бюджетов, а также средства внебюджетных фондов и корпоративных источников.
Муниципальные целевые программы могут быть комплексными (охватывают деятельность всего муниципального образования или всего подразделения местной администрации) или проблемными (обеспечивать решение отдельной проблемы муниципального образования или подразделения местной администрации).
Муниципальные целевые программы подразделяются на программы функционирования и программы развития. Программы развития могут быть стратегическими (программный период — 5 и 10 лет) и тактическими (программный период — 3 года и менее). Стратегические программы называют также долгосрочными, а тактические — среднесрочными (3 года) и краткосрочными (один год). Программы функционирования могут быть только тактическими. Все тактические муниципальные программы являются бюджетными, так как разрабатываются и реализуются в рамках трехлетнего муниципального бюджетного процесса.
Муниципальные целевые программы могут быть циклическими и скользящими. К циклическим относятся стратегические программы, продолжительность цикла которых равна их программному периоду. Тактические бюджетные программы являются скользящими с шагом, равным одному году. Они ежегодно разрабатываются на один бюджетный и 2 прогнозных года. При этом мероприятия текущего бюджетного года ежегодно уточняются и корректируются.
Таким образом, термин «муниципальные» имеет собирательный характер и указывает лишь на то, что программа содержит мероприятия, обеспечивающие деятельность на территории конкретного муниципального образования. Термин «целевые» означает, что мероприятия данной программы взаимоувязаны между собой и объединены общим деревом целей, наличие которого является основным принципом целевого программного управления.
В соответствии с современными представлениями о системной реализации метода административного целевого программного управления на территории каждого крупного муниципального образования (городского округа или муниципального района) должен быть разработан комплекс муниципальных целевых программных документов, включающий:
— стратегию (концепцию) социальноэкономического развития муниципального образования на период 15–20 лет;
— концептуальную программу социально-экономического развития муниципального образования на 10 лет;
— стратегическую циклическую программу социально-экономического развития муниципального образования на 5 лет;
— тактическую бюджетную скользящую программу развития муниципального образований на 3 года;
— тактическую бюджетную скользящую программу функционирования муниципального образования на 3 года.
Последние три программных документа имеют вложенную структуру и включают в качестве составляющих комплексные и проблемные общемуниципальные (территориальные) и ведомственные стратегические и тактические муниципальные целевые программы. Это обеспечивает возможность закрепления целевых программ за центрами ответственности, которыми в данном случае являются функциональные и отраслевые (ведомственные) подразделения местных администраций.
Подобная систематизация муниципальных целевых программ является залогом их своевременной разработки и эффективной реализации, что в свою очередь обеспечивает необходимую целенаправленность и результативность деятельности органов местного самоуправления.
А. А. Сапожников
Список литературы
Постановление Правительства Российской Федерации «О реализации Федерального закона “О поставках продукции для федеральных государственных нужд”» от 26.06.1995 г. № 594 (утв. Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация).
Приказ Минэкономразвития России «О совершенствовании разработки, утверждения и реализации программ экономического и социального развития субъектов Российской Федерации» от 17.06.2002 г. № 170.
Постановление Правительства Российской Федерации «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» от 22.05.2004 г. № 249.
Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ» от
19.04.2005 г. № 239.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.04.2006 г. № 467-р (одобрена Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в 2006–2008 гг.).
Сапожников А. А. Бюджетное целевое программное управление в системе реформирования муниципальных финансов // Конспект лекций. — Братск: ГОУ ВПО «БрГУ», 2006.

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF

Муниципальные целевые программы

Любченко А.О.
Предмет. Предметом исследования являются финансовые отношения по использованию бюджетных средств в рамках реализации муниципальных целевых программ. Цели. Оценка результативности реализации целевых программ г. Новосибирска.
Читать PDF

Типология муниципальных комплексно-целевых программ

Озеров Петр Викторович
Статья отражает особенности современной типологии муниципальных комплексно-целевых программ, приведены авторские рекомендации по расширению типологических границ.
Читать PDF

Управление муниципальным имуществом: программно-целевой подход

Урал Рамазанович Мусин, Ильмир Вилович Нусратуллин, Ринат Галиевич Хабибуллин
В статье отражены существующие проблемы при разработке и реализации муниципальных программ по повышению эффективности управления муниципальным имуществом.
Читать PDF

Программно-целевое управление расходами бюджетов муниципальных районов

Гордеева Г. П., Макарова С. Н.
Дана оценка программно-целевого управления с помощью методов бюджетных коэффициентов на примере бюджета Березовского района Красноярского края.
Читать PDF

Проблемы использования программно-целевого метода на муниципальном уровне

Кузнецова Ольга Петровна
Рассматриваются проблемы использования программно-целевого метода управления муниципалитетами и роль экономического прогнозирования, мониторинга социально-экономического развития на муниципальном уровне.
Читать PDF

Программно-целевой подход в управлении развитием муниципального образования

Димакова Е. С.
В статье определена актуальность программно-целевого управления развитием муниципального образования. Рассматриваются преимущества и особенности программно-целевого подхода в условиях рыночной экономики.
Читать PDF

Специфика реализации программно-целевого подхода в муниципальном образовании

Умерова Светлана Александровна, Абрамова Марина Игоревна
В статье анализируется реализация программ на примере муниципального образования «Город Саратов» за период с 2008 по 2015 г.
Читать PDF

Анализ развития муниципальных целевых программ в городах-миллионниках ПФО РФ

Кемалов Арсен Меджитович
В данной статье проведен анализ муниципальных целевых программ, принятых и реализуемых в городах-миллионниках Приволжского Федерального округа РФ на начало 2017 года.
Читать PDF

Муниципальные целевые программы: проблемы разработки и эффективной реализации

Шашина Нина Сергеевна
Муниципальные целевые программы являются инструментом развития малого бизнеса.
Читать PDF

Оценка эффективности реализации региональных и муниципальных целевых программ

Курченков Владимир Викторович, Коробкина Татьяна Валерьевна, Калмыкова Татьяна Николаевна
В статье раскрываются особенности реализации региональных и муниципальных целевых программ. Определяются преимущества использования программно-целевого метода в стратегическом управлении территорией.
Читать PDF

Анализ, средства и оценка эффективности реализации муниципальных целевых программ

Орлов Василий Александрович
В статье анализируются подходы и средства к оценке эффективности реализации муниципальных целевых программ. Рассматриваются задачи, которые необходимо решить в процессе оценки эффективности муниципальных целевых программ.
Читать PDF

Анализ развития здравоохранения на муниципальном уровне (программно-целевой подход)

Проскурина Наталья Вячеславовна
Представлены результаты анализа сферы здравоохранения муниципального района в рамках реализации основных задач целевых программ развития здравоохранения.
Читать PDF

Оценка муниципальных целевых программ развития и поддержки малого предпринимательства

Баранова И.В.
В статье рассмотрена значимость поддержки малого предпринимательства в условиях финансового кризиса, предложена система индикаторов, характеризующих состояние и развитие малого предпринимательства, эффективность и результативность
Читать PDF

Моделирование процесса программно-целевого управления развитием муниципального района

Молотков Юрий Иванович
В статье рассмотрена проблема развития муниципального района, как основного звена муниципальных образований в РФ. Это развитие обеспечивается программно-целевым управлением социально-экономической среды в исследуемом объекте.
Читать PDF

Муниципальная социально-экономическая система как объект программно-целевого управления

Елохов А. М.
Исследуются проблемы низкой эффективности программно-целевого управления развитием муниципального образования. Особое внимание уделено рассмотрению муниципального образования как сложной социально-экономической системы.