Муниципальные целевые программы

Найдено 1 определение
Муниципальные целевые программы
комплекс взаимоувязанных по целям, задачам, ресурсам и срокам осуществления мероприятий, обеспечивающих эффективное функционирование и развитие муниципального образования или его отдельных составляющих.
В зависимости от статуса органа власти, утвердившего целевую программу, различают федеральные (Правительство Российской Федерации), субфедеральные (органы власти субъекта Российской Федерации), муниципальные (органы местного самоуправления) и ведомственные (органы исполнительной власти различных уровней) целевые программы. Целевые программы субфедерального и муниципального уровня называют также региональными.
Муниципальные целевые программы могут быть общемуниципальными или территориальными (охватывают всю территорию муниципального образования) и ведомственными (программы департаментов, управлений, комитетов и прочих подразделений местной администрации). При этом общемуниципальные и ведомственные муниципальные целевые программы могут иметь как муниципальное (местный бюджет), так и смешанное финансирование, включающее в различных комбинациях, кроме средств местного бюджета, еще и средства федерального и субфедерального бюджетов, а также средства внебюджетных фондов и корпоративных источников.
Муниципальные целевые программы могут быть комплексными (охватывают деятельность всего муниципального образования или всего подразделения местной администрации) или проблемными (обеспечивать решение отдельной проблемы муниципального образования или подразделения местной администрации).
Муниципальные целевые программы подразделяются на программы функционирования и программы развития. Программы развития могут быть стратегическими (программный период — 5 и 10 лет) и тактическими (программный период — 3 года и менее). Стратегические программы называют также долгосрочными, а тактические — среднесрочными (3 года) и краткосрочными (один год). Программы функционирования могут быть только тактическими. Все тактические муниципальные программы являются бюджетными, так как разрабатываются и реализуются в рамках трехлетнего муниципального бюджетного процесса.
Муниципальные целевые программы могут быть циклическими и скользящими. К циклическим относятся стратегические программы, продолжительность цикла которых равна их программному периоду. Тактические бюджетные программы являются скользящими с шагом, равным одному году. Они ежегодно разрабатываются на один бюджетный и 2 прогнозных года. При этом мероприятия текущего бюджетного года ежегодно уточняются и корректируются.
Таким образом, термин «муниципальные» имеет собирательный характер и указывает лишь на то, что программа содержит мероприятия, обеспечивающие деятельность на территории конкретного муниципального образования. Термин «целевые» означает, что мероприятия данной программы взаимоувязаны между собой и объединены общим деревом целей, наличие которого является основным принципом целевого программного управления.
В соответствии с современными представлениями о системной реализации метода административного целевого программного управления на территории каждого крупного муниципального образования (городского округа или муниципального района) должен быть разработан комплекс муниципальных целевых программных документов, включающий:
— стратегию (концепцию) социальноэкономического развития муниципального образования на период 15–20 лет;
— концептуальную программу социально-экономического развития муниципального образования на 10 лет;
— стратегическую циклическую программу социально-экономического развития муниципального образования на 5 лет;
— тактическую бюджетную скользящую программу развития муниципального образований на 3 года;
— тактическую бюджетную скользящую программу функционирования муниципального образования на 3 года.
Последние три программных документа имеют вложенную структуру и включают в качестве составляющих комплексные и проблемные общемуниципальные (территориальные) и ведомственные стратегические и тактические муниципальные целевые программы. Это обеспечивает возможность закрепления целевых программ за центрами ответственности, которыми в данном случае являются функциональные и отраслевые (ведомственные) подразделения местных администраций.
Подобная систематизация муниципальных целевых программ является залогом их своевременной разработки и эффективной реализации, что в свою очередь обеспечивает необходимую целенаправленность и результативность деятельности органов местного самоуправления.
А. А. Сапожников
Список литературы
Постановление Правительства Российской Федерации «О реализации Федерального закона “О поставках продукции для федеральных государственных нужд”» от 26.06.1995 г. № 594 (утв. Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация).
Приказ Минэкономразвития России «О совершенствовании разработки, утверждения и реализации программ экономического и социального развития субъектов Российской Федерации» от 17.06.2002 г. № 170.
Постановление Правительства Российской Федерации «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» от 22.05.2004 г. № 249.
Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ» от
19.04.2005 г. № 239.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.04.2006 г. № 467-р (одобрена Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в 2006–2008 гг.).
Сапожников А. А. Бюджетное целевое программное управление в системе реформирования муниципальных финансов // Конспект лекций. — Братск: ГОУ ВПО «БрГУ», 2006.

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия

Реклама