Муниципальные услуги

Найдено 1 определение
Муниципальные услуги
Муниципальная услуга является базовым элементом всей муниципальной деятельности, основой экономических и социальных отношений между людьми на территории муниципального образования.
Муниципальные услуги предоставляются в месте проживания человека или вблизи от него и за обеспечение которых органы местного самоуправления несут ту или иную меру ответственности.
Понятие «муниципальные услуги» подразумевает их местный характер, определяемый местом проживания человека. К М.у. относится весь комплекс жилищно-коммунальных, транспортных (в пределах территории поселения), бытовых, торговых, образовательных, медицинских, культурных, досуговых и других услуг. К М.у. следует относить и такие, как обеспечение общественного порядка, обустройство и содержание территории, обеспечение ее экологического и санитарного благополучия и т. д. Даже то, что мы называем «комплексным социально-экономическим развитием» муниципального образования, означает не что иное, как целенаправленное изменение ситуации в сторону увеличения объема и повышения качества муниципальных услуг. По отношению к функции оказания М.у. населению все остальные функции местного самоуправления производны.
Перечень основных М.у., оказание которых обязана обеспечить местная власть, перечислен в законодательстве о местном самоуправлении в качестве его предметов ведения или вопросов местного значения.
Потребителями муниципальных услуг являются как жители, так и предприятия и организации, обслуживающие нужды населения.
Специфические свойства М.у.:
— необходимость бесперебойного (для многих услуг — круглосуточного) оказания услуг;
— необходимость рассредоточения оказания услуг по территории поселения с целью максимального приближения к месту проживания человека (для крупных городов это весьма сложная задача);
— увеличение числа потребителей услуг не влечет за собой уменьшения их полезности для каждого, а удовлетворение потребности в одной услуге не снижает потребности в другой (свойство «отсутствия соперничества»);
— практическая невозможность ограничения доступа неограниченного круга потребителей к некоторым муниципальным услугам;
— местный монополизм исполнителей некоторых муниципальных услуг (водоснабжение, электроснабжение и т. п.). Такие услуги должны быть предметом особой заботы органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления должны самостоятельно устанавливать муниципальные минимальные социальные стандарты, определяющие объемы, качество и периодичность предоставления отдельных М.у., а также нормативы расходов местных бюджетов на эти цели.
Объем финансовых ресурсов, необходимых органам местного самоуправления для организации предоставления М.у., зависит от того, кто конкретно будет платить за них: потребитель услуги, местный бюджет или оба они в какой-то пропорции.
Частные услуги характеризуются индивидуальным характером их использованием. К числу таких услуг относится большинство бытовых и торговых услуг, такси и т. п. Они оплачиваются потребителями по сложившимся в рыночной среде ценам и тарифам.
Общественные услуги отличаются общественным характером их производства и потребления. К общественным услугам могут быть отнесены благоустройство и озеленение территории, содержание дорог и мест общего пользования, охрана общественного порядка, пожарная безопасность, содержание мест захоронения и др. Эти услуги как правил оплачиваются из местного бюджета.
Услуги, общественные по форме их предоставления, но частные по характеру потребления в основном являются социально значимыми. К социально значимым услугам относятся охрана здоровья, возможность получения образования, доступ к достижениям культуры, которые гарантируется государством каждому гражданину, независимо от уровня его материального благосостояния. В то же время должно быть обеспечено экономное потребление данных услуг, поэтому для оплаты этого типа услуг целесообразно сочетание личного и бюджетного финансирования.
К М.у. относятся услуги, которые полностью или частично финансируются из местного бюджета. К ним относятся общественные услуги и большинство социально значимых услуг. В отдельных случаях бюджетными могут быть и некоторые частные услуги. Например, в ряде городов установлены льготы на услуги парикмахерских и бань для отдельных социальных групп. В этом случае бюджет должен компенсировать производителю услуги потери его доходов.
Результативность М.у. определяется с помощью показателей, характеризующих степень удовлетворения тех или иных потребностей населения или потери от отсутствия данной услуги. Самым важным индикатором такого рода служит увеличение или уменьшение количества обращений и жалоб населения на качество услуг.
Для отдельных видов М.у. могут использоваться частные показатели результативности: время ожидания городского транспорта на остановке, периодичность вывоза бытовых отходов, температура в квартирах в отопительный период, расчетное время на устранение аварии в эксплуатации жилищного фонда, состояние городских дорог, время от вызова скорой помощи до момента ее прибытия и т. д. Эти показатели должны устанавливаться муниципальными социальными стандартами. Органы местного самоуправления должны уметь оценивать результативность каждой услуги, соизмерять полученный результат с затратами на его достижение (т. е. оценивать эффективность оказания услуги) и на основе такого сопоставления производить выбор приоритетов.
Непосредственную работу по оказанию М.у. населению могут проводить предприятия и организации всех форм собственности и организационно-правовых форм, а также индивидуальные предприниматели. Для предоставления важнейших услуг, контроль над которыми местная власть не может выпустить из рук, администрация муниципального образования имеет право создавать муниципальные предприятия и учреждения. Одновременно муниципальная власть должна создавать частному бизнесу благоприятные условия для оказания М.у..
Органы местного самоуправления несут полную ответственность, хотя финансируют частично, в доле с населением и государством (льготные категории граждан). К этой группе относятся жилищно-коммунальные услуги, городской транспорт, детские дошкольные учреждения, медицинская помощь (кроме специализированной), культура и т. п.;
М.у. (частные услуги) полностью финансируют их потребители, а органы местного самоуправления лишь создают условия для возможности оказания этих услуг путем правового регулирования, сдачи в аренду помещений, предоставления земельных участков и т. д. (например, торговля, бытовое обслуживание, гостиницы);
Особую группу М.у. составляют справочно-информационные и согласовательно-разрешительные услуги, оказываемые непосредственно в органах местного самоуправления, а также услуги, связанные с рассмотрением жалоб и обращений граждан. По качеству предоставления этих услуг население часто оценивает всю работу органов местного самоуправления.
Управление процессом оказания М.у., выбор наиболее эффективных измерителей и способов оплаты, сочетания личного и бюджетного финансирования услуг в различных сферах муниципальной деятельности, сочетания муниципального и частного секторов экономики при оказании М.у. является одним из ключевых моментов муниципального управления. См. также Классификация муниципальных услуг.
А. Н. Кириллова
Список литературы
Абрютина М. С. Ценообразование в рыночной экономике: учебник. — М.: Дело и сервис, 2002.
Каменева Е. А., Барулин С. В. Финансы жилищно-коммунального хозяйства. — М.: ОСЬ-89, 2003.
Система муниципального управления: учебник для вузов / под ред. В. Б. Зотова. —5-е изд. — Ростов н/Д: Феникс, 2010.

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
439.88 кб

Молодежь Калмыкии и муниципальные услуги

Ункуров Э.Ю.
В настоящей публикации представлены результаты социологического опроса населенияреспублики и, в частности, мнение молодых людей о качестве предоставляемых им муниципальных услуг.
Читать PDF
306.33 кб

Муниципальные услуги: сравнительный анализ

Хайдаров Рамис Рамилович
Одной из основных функций, осуществляемых органами местного самоуправления, является оказание услуг населению.
Читать PDF
333.07 кб

Муниципальные услуги:способы предоставления

Кирсанов С.А., Ошурков А.Т.
Кратко охарактеризован международный опыт регламентации предоставления муниципальных услуг; проанализирован актуальный режим правового регулирования взаимоотношений между потребителем, поставщиком и организатором муниципальных усл
Читать PDF
1.28 мб

Муниципальные услуги как вид публичных услуг

Кирсанов Сергей Алексеевич
В статье приводятся различные определения понятия «муниципальная услуга» и их сравнительный анализ. Автор дает собственное определение этого понятия и обосновывает свою трактовку.
Читать PDF
545.50 кб

Структура полной стоимости муниципальных услуг

Шестаков В. А.
В настоящее время муниципальные услуги становятся одним из объектов расчета полной стоимости с учетом административных расходов на их предоставление.
Читать PDF
100.40 кб

Проблемы эффективности оказания муниципальных услуг

Терентьева Ирина Викторовна
Статья посвящена вопросам повышения эффективности оказания муниципальных услуг на основе применения концепции бюджетирования, ориентированного на результат.
Читать PDF
218.18 кб

Современные проблемы предоставления муниципальных услуг

Немгирова С.Н.
Приведен анализ проблем предоставления муниципальных услуг. Выявлены технологии, образующие комплексный управленческий инструментарий на основе практического опыта решения проблем.
Читать PDF
304.59 кб

Понятие и функции государственной и муниципальной услуги

Бабаева З.К.
Правовая регламентация предоставления государственных и муниципальных услуг в Российской Федерации имеет свои характерные черты и особенности, что обусловливает и определенную специфику предоставления таких услуг.
Читать PDF
321.96 кб

Государственные (муниципальные) услуги в сфере образования

Зуденкова Светлана Александровна
В статье рассматриваются нормативно-правовые основы предоставления государственных и муниципальных услуг в сфере образования.
Читать PDF
3.37 мб

Муниципальные услуги в сфере культуры в республике Калмыкия

Спиридонова Л. Ю.
В данной статье рассматривается ситуация, сложившаяся в сфере культурного обслуживания населения органами местного управления городского округа и районных муниципальных образований Республики Калмыкия.
Читать PDF
486.05 кб

Оценка состояния системы предоставления муниципальных услуг

Зиннурова Гульмира Равилевна
Автором рассмотрены системы предоставления муниципальных услуг городского округа город Октябрьский и городского округа город Салават Республики Башкортостан.
Читать PDF
1.30 мб

управление стоимостью государственных и муниципальных услуг

Н. В. Климовских, Т. Л. Герман
В статье рассматриваются основные этапы управления стоимостью государственных и муниципальных услуг в субъектах Российской Федерации и муниципалитетах.
Читать PDF
290.42 кб

Совершенствование практики регламентации муниципальных услуг

Иван Александрович Андроняк
В статье рассмотрено современное состояние механизма предоставления государственных и муниципальных услуг, а также их регламентация.
Читать PDF
1.14 мб

Финансовое обеспечение государственных и муниципальных услуг

Евтюхова В.А., Кирьяненко А.Н., Малашенко Р.Н.
В статье рассмотрены законы, регулирующие финансовое обеспечение предоставления государственных и муниципальных услуг. Даны определения государственных и муниципальных услуг, а также государственного и муниципального задания.
Читать PDF
700.97 кб

Проблемы повышения качества услуг ЖКХ на муниципальном уровне

Пастухова Н. И.
В статье представлена концепция повышения качества услуг жилищно-коммунального хозяйства на муниципальном уровне. Исследование выполнено на примере муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области.

Похожие термины: