Муниципальные услуги

Найдено 1 определение
Муниципальные услуги
Муниципальная услуга является базовым элементом всей муниципальной деятельности, основой экономических и социальных отношений между людьми на территории муниципального образования.
Муниципальные услуги предоставляются в месте проживания человека или вблизи от него и за обеспечение которых органы местного самоуправления несут ту или иную меру ответственности.
Понятие «муниципальные услуги» подразумевает их местный характер, определяемый местом проживания человека. К М.у. относится весь комплекс жилищно-коммунальных, транспортных (в пределах территории поселения), бытовых, торговых, образовательных, медицинских, культурных, досуговых и других услуг. К М.у. следует относить и такие, как обеспечение общественного порядка, обустройство и содержание территории, обеспечение ее экологического и санитарного благополучия и т. д. Даже то, что мы называем «комплексным социально-экономическим развитием» муниципального образования, означает не что иное, как целенаправленное изменение ситуации в сторону увеличения объема и повышения качества муниципальных услуг. По отношению к функции оказания М.у. населению все остальные функции местного самоуправления производны.
Перечень основных М.у., оказание которых обязана обеспечить местная власть, перечислен в законодательстве о местном самоуправлении в качестве его предметов ведения или вопросов местного значения.
Потребителями муниципальных услуг являются как жители, так и предприятия и организации, обслуживающие нужды населения.
Специфические свойства М.у.:
— необходимость бесперебойного (для многих услуг — круглосуточного) оказания услуг;
— необходимость рассредоточения оказания услуг по территории поселения с целью максимального приближения к месту проживания человека (для крупных городов это весьма сложная задача);
— увеличение числа потребителей услуг не влечет за собой уменьшения их полезности для каждого, а удовлетворение потребности в одной услуге не снижает потребности в другой (свойство «отсутствия соперничества»);
— практическая невозможность ограничения доступа неограниченного круга потребителей к некоторым муниципальным услугам;
— местный монополизм исполнителей некоторых муниципальных услуг (водоснабжение, электроснабжение и т. п.). Такие услуги должны быть предметом особой заботы органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления должны самостоятельно устанавливать муниципальные минимальные социальные стандарты, определяющие объемы, качество и периодичность предоставления отдельных М.у., а также нормативы расходов местных бюджетов на эти цели.
Объем финансовых ресурсов, необходимых органам местного самоуправления для организации предоставления М.у., зависит от того, кто конкретно будет платить за них: потребитель услуги, местный бюджет или оба они в какой-то пропорции.
Частные услуги характеризуются индивидуальным характером их использованием. К числу таких услуг относится большинство бытовых и торговых услуг, такси и т. п. Они оплачиваются потребителями по сложившимся в рыночной среде ценам и тарифам.
Общественные услуги отличаются общественным характером их производства и потребления. К общественным услугам могут быть отнесены благоустройство и озеленение территории, содержание дорог и мест общего пользования, охрана общественного порядка, пожарная безопасность, содержание мест захоронения и др. Эти услуги как правил оплачиваются из местного бюджета.
Услуги, общественные по форме их предоставления, но частные по характеру потребления в основном являются социально значимыми. К социально значимым услугам относятся охрана здоровья, возможность получения образования, доступ к достижениям культуры, которые гарантируется государством каждому гражданину, независимо от уровня его материального благосостояния. В то же время должно быть обеспечено экономное потребление данных услуг, поэтому для оплаты этого типа услуг целесообразно сочетание личного и бюджетного финансирования.
К М.у. относятся услуги, которые полностью или частично финансируются из местного бюджета. К ним относятся общественные услуги и большинство социально значимых услуг. В отдельных случаях бюджетными могут быть и некоторые частные услуги. Например, в ряде городов установлены льготы на услуги парикмахерских и бань для отдельных социальных групп. В этом случае бюджет должен компенсировать производителю услуги потери его доходов.
Результативность М.у. определяется с помощью показателей, характеризующих степень удовлетворения тех или иных потребностей населения или потери от отсутствия данной услуги. Самым важным индикатором такого рода служит увеличение или уменьшение количества обращений и жалоб населения на качество услуг.
Для отдельных видов М.у. могут использоваться частные показатели результативности: время ожидания городского транспорта на остановке, периодичность вывоза бытовых отходов, температура в квартирах в отопительный период, расчетное время на устранение аварии в эксплуатации жилищного фонда, состояние городских дорог, время от вызова скорой помощи до момента ее прибытия и т. д. Эти показатели должны устанавливаться муниципальными социальными стандартами. Органы местного самоуправления должны уметь оценивать результативность каждой услуги, соизмерять полученный результат с затратами на его достижение (т. е. оценивать эффективность оказания услуги) и на основе такого сопоставления производить выбор приоритетов.
Непосредственную работу по оказанию М.у. населению могут проводить предприятия и организации всех форм собственности и организационно-правовых форм, а также индивидуальные предприниматели. Для предоставления важнейших услуг, контроль над которыми местная власть не может выпустить из рук, администрация муниципального образования имеет право создавать муниципальные предприятия и учреждения. Одновременно муниципальная власть должна создавать частному бизнесу благоприятные условия для оказания М.у..
Органы местного самоуправления несут полную ответственность, хотя финансируют частично, в доле с населением и государством (льготные категории граждан). К этой группе относятся жилищно-коммунальные услуги, городской транспорт, детские дошкольные учреждения, медицинская помощь (кроме специализированной), культура и т. п.;
М.у. (частные услуги) полностью финансируют их потребители, а органы местного самоуправления лишь создают условия для возможности оказания этих услуг путем правового регулирования, сдачи в аренду помещений, предоставления земельных участков и т. д. (например, торговля, бытовое обслуживание, гостиницы);
Особую группу М.у. составляют справочно-информационные и согласовательно-разрешительные услуги, оказываемые непосредственно в органах местного самоуправления, а также услуги, связанные с рассмотрением жалоб и обращений граждан. По качеству предоставления этих услуг население часто оценивает всю работу органов местного самоуправления.
Управление процессом оказания М.у., выбор наиболее эффективных измерителей и способов оплаты, сочетания личного и бюджетного финансирования услуг в различных сферах муниципальной деятельности, сочетания муниципального и частного секторов экономики при оказании М.у. является одним из ключевых моментов муниципального управления. См. также Классификация муниципальных услуг.
А. Н. Кириллова
Список литературы
Абрютина М. С. Ценообразование в рыночной экономике: учебник. — М.: Дело и сервис, 2002.
Каменева Е. А., Барулин С. В. Финансы жилищно-коммунального хозяйства. — М.: ОСЬ-89, 2003.
Система муниципального управления: учебник для вузов / под ред. В. Б. Зотова. —5-е изд. — Ростов н/Д: Феникс, 2010.

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия

Реклама