МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ДОЛГ
Муниципальный долг
обязательства, возникающие из муниципальных займов (заимствований), принятых на себя муниципальным образованием гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя муниципальным образованием обязательства третьих лиц;
Источник: Юридический энциклопедический словарь.-2-е изд. — Москва Проспект 2016. — 1136 с.
Муниципальный долг
общая сумма задолженности муниципальногообразования по непогашенным долговым обязательствам и не выплаченным по ним процен там. Муниципальный долг полностью и без условий обеспе чивается всем муниципальным имуществом, составляющим му ниципальную казну (ст. 100 БК РФ). Структура муниципального долга представляет собой группировку муниципальных долговых обязательств по: 1) ценным бумагам муниципального образования (муниципальным ценным бумагам); 2) бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет от других бюджетов; 3) кре дитам, полученным муниципальным образованием от кредитных организаций; 4) гарантиям муниципального образования (муниципальным гарантиям). В отличие от государственного долга муниципальный долг не может форми роваться за счет привлечения кредитов иностранных банков и ме ж дународных финансовых организаций. Указанный в БК РФ (ст. 100) перечень форм (видов) муниципального долга является исчерпываю щим, в иных формах (видах) долговые обязательства заключать ся не могут.
Источник: Юридический энциклопедический словарь.-2-е изд. — Москва Проспект 2016. — 1136 с.
Муниципальный долг
совокупность обязательств, возникающих из муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, других долговых обязательств, принятых на себя муниципальным образованием. Является одним из видов задолженности местных бюджетов (см. Задолженность местных бюджетов).
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (ст. 100) структура М.д.представляет собой группировку муниципальных долговых обязательств по:
— ценным бумагам муниципального образования (муниципальным ценным бумагам);
— бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
— кредитам, полученным муниципальным образованием от кредитных организаций;
— гарантиям муниципального образования (муниципальным гарантиям).
Иные долговые обязательства муниципального образования не предусмотрены российским законодательством.
В объем М.д. включаются номинальная сумма долга по муниципальным ценным бумагам, объем основного долга по бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет, объем основного долга по кредитам, полученным муниципальным образованием, объем обязательств по муниципальным гарантиям, объем иных (за исключением указанных) непогашенных долговых обязательств муниципального образования.
Долговые обязательства муниципального образования могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до 5 лет) и долгосрочными (от 5 до 10 лет включительно).
М.д. обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну (см. Муниципальное имущество).
В случае, если муниципальное долговое обязательство, выраженное в валюте Российской Федерации, не предъявлено к погашению (не совершены кредитором определенные условиями обязательства и муниципальными правовыми актами муниципального образования действия) в течение 3 лет с даты, следующей за датой погашения, предусмотренной условиями муниципального долгового обязательства, или истек срок муниципальной гарантии, указанное обязательство считается полностью прекращенным и списывается с М.д., если иное не предусмотрено муниципальными правовыми актами.
Местная администрация по истечении сроков издает муниципальный правовой акт о списании с М.д. муниципальных долговых обязательств. Списание с М.д. осуществляется посредством уменьшения объема М.д. по видам списываемых муниципальных долговых обязательств, выраженных в валюте Российской Федерации, на сумму их списания без отражения сумм списания в источниках финансирования дефицита местного бюджета.
Это правило не распространяется на обязательства по кредитным соглашениям, на муниципальные долговые обязательства перед Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и другими муниципальными образованиями.
Управление М.д. осуществляется исполнительно-распорядительным органом муниципального образования (местной администрацией) в соответствии с уставом муниципального образования.
Российская Федерация и субъект РФ не несут ответственности по долговым обязательствам муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы Российской Федерацией и субъектом РФ. Соответственно муниципальное образование не несет ответственности по долговым обязательствам Российской Федерации, субъектов РФ и иных муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы этим муниципальным образованием.
Бюджетный кодекс РФ (ст. 107) установил предельный объем М.д., т. е. объем, который не может быть превышен при исполнении соответствующего местного бюджета.
Предельный объем М.д. не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
В муниципальных образованиях, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 70% объема собственных доходов бюджета, предельный объем М.д. не должен превышать 50% утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
Превышение при исполнении местного бюджета указанных ограничений является нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и влечет применение мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства РФ.
Предельный объем расходов на обслуживание М.д. в очередном финансовом году, утвержденный решением о соответствующем бюджете, по данным отчета об исполнении бюджета за отчетный финансовый год не должен превышать 15% объема расходов местного бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
А. В. Руднев
Список литературы
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ.
Гражданский кодекс Российской Федерации.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (ст. 100) структура М.д.представляет собой группировку муниципальных долговых обязательств по:
— ценным бумагам муниципального образования (муниципальным ценным бумагам);
— бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
— кредитам, полученным муниципальным образованием от кредитных организаций;
— гарантиям муниципального образования (муниципальным гарантиям).
Иные долговые обязательства муниципального образования не предусмотрены российским законодательством.
В объем М.д. включаются номинальная сумма долга по муниципальным ценным бумагам, объем основного долга по бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет, объем основного долга по кредитам, полученным муниципальным образованием, объем обязательств по муниципальным гарантиям, объем иных (за исключением указанных) непогашенных долговых обязательств муниципального образования.
Долговые обязательства муниципального образования могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до 5 лет) и долгосрочными (от 5 до 10 лет включительно).
М.д. обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну (см. Муниципальное имущество).
В случае, если муниципальное долговое обязательство, выраженное в валюте Российской Федерации, не предъявлено к погашению (не совершены кредитором определенные условиями обязательства и муниципальными правовыми актами муниципального образования действия) в течение 3 лет с даты, следующей за датой погашения, предусмотренной условиями муниципального долгового обязательства, или истек срок муниципальной гарантии, указанное обязательство считается полностью прекращенным и списывается с М.д., если иное не предусмотрено муниципальными правовыми актами.
Местная администрация по истечении сроков издает муниципальный правовой акт о списании с М.д. муниципальных долговых обязательств. Списание с М.д. осуществляется посредством уменьшения объема М.д. по видам списываемых муниципальных долговых обязательств, выраженных в валюте Российской Федерации, на сумму их списания без отражения сумм списания в источниках финансирования дефицита местного бюджета.
Это правило не распространяется на обязательства по кредитным соглашениям, на муниципальные долговые обязательства перед Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и другими муниципальными образованиями.
Управление М.д. осуществляется исполнительно-распорядительным органом муниципального образования (местной администрацией) в соответствии с уставом муниципального образования.
Российская Федерация и субъект РФ не несут ответственности по долговым обязательствам муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы Российской Федерацией и субъектом РФ. Соответственно муниципальное образование не несет ответственности по долговым обязательствам Российской Федерации, субъектов РФ и иных муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы этим муниципальным образованием.
Бюджетный кодекс РФ (ст. 107) установил предельный объем М.д., т. е. объем, который не может быть превышен при исполнении соответствующего местного бюджета.
Предельный объем М.д. не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
В муниципальных образованиях, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 70% объема собственных доходов бюджета, предельный объем М.д. не должен превышать 50% утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
Превышение при исполнении местного бюджета указанных ограничений является нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и влечет применение мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства РФ.
Предельный объем расходов на обслуживание М.д. в очередном финансовом году, утвержденный решением о соответствующем бюджете, по данным отчета об исполнении бюджета за отчетный финансовый год не должен превышать 15% объема расходов местного бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
А. В. Руднев
Список литературы
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ.
Гражданский кодекс Российской Федерации.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ.
Источник: Местное самоуправление: энциклопедия