регламентированная нормами права деятельность государственных и муниципальных органов власти (должностных лиц), а также специальных учреждений по проверке своевременности, точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в местный бюджет, правильности и эффективности использования средств бюджета.
Объектом муниципального финансового контроля выступают денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов местного самоуправления. Основу муниципального финансового контроля составляют документы бухгалтерского учета, бюджетной и налоговой отчетности. Предметом контроля выступают налоги, доходы и другие контрольные показатели местного бюджета. В зависимости от методов проведения муниципальный финансовый контроль подразделяется на: наблюдения, проверки, обследования, анализ, ревизии.
Органами, осуществляющими муниципальный финансовый контроль, являются:
— представительный орган муниципального образования (в том числе контрольный орган представительного органа местного самоуправления);
— финансовый орган (финансовое должностное лицо) администрации муниципального образования;
— контрольное управление администрации муниципального образования;
— главные распорядители и распорядители средств бюджета муниципального образования.
Представительный орган местного самоуправления и его контрольный орган осуществляют:
— предварительный контроль — в ходе обсуждения и утверждения проекта решения о бюджете муниципального образования и иных проектов решений по бюджетнофинансовым вопросам;
— текущий контроль — в ходе проверок отдельных вопросов исполнения решения о бюджете муниципального образования на заседаниях комиссий, рабочих групп представительного органа и в связи с депутатскими запросами;
— последующий контроль — в ходе проведения анализа отчета об исполнении бюджета муниципального образования, выполнения муниципальных программ и проверок главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджета муниципального образования.
Контроль представительных органов предусматривает право соответствующих органов на получение от местных администраций муниципальных образований необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета; получение от финансовых органов оперативной информации об исполнении бюджетов; утверждение (неутверждение) отчета об исполнении бюджета; создание собственных контрольных органов; вынесение оценки деятельности органов, исполняющих местные бюджеты.
Финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной власти, органами (должностными лицами) местных администраций муниципальных образований, также осуществляют Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, федеральное казначейство, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и (или) уполномоченные ими органы, главные распорядители, распорядители бюджетных средств. Формы и порядок осуществления такого финансового контроля определены Бюджетным кодексом РФ (ст. 267–270), иными актами бюджетного законодательства и нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления.
Финансовый орган (финансовое должностное лицо) администрации муниципального образования осуществляет:
— предварительный и текущий, а последующий контроль — совместно с контрольным управлением администрации муниципального образования, за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджета муниципального образования, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса по бюджету муниципального образования;
— внутренний контроль за использованием бюджетных средств главными распорядителями, распорядителями и получателями средств местного бюджета;
— взаимодействие с контрольным управлением администрации муниципального образования в процессе осуществления последующего контроля за расходованием бюджетных средств и координацию данной работы;
— контроль за соответствием нормативно-правовых актов, влияющих на процесс составления проекта бюджета муниципального образования и его исполнение, установленным требованиям Бюджетного кодекса РФ.
Контрольное управление администрации муниципального образования осуществляет контроль в соответствии с Положением о контрольном управлении администрации муниципального образования, утвержденным постановлением главы администрации муниципального образования.
Главные распорядители, распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за использованием бюджетных средств получателями бюджетных средств в части обеспечения целевого использования и своевременного возврата бюджетных средств, а также представления отчетности и внесения платы за пользование бюджетными средствами.
Главные распорядители бюджетных средств проводят проверки подведомственных муниципальных предприятий, бюджетных учреждений.
Органы местного самоуправления вправе создавать подразделения внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля), осуществляющие разработку и контроль за соблюдением внутренних стандартов и процедур составления и исполнения местного бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, а также подготовку и организацию осуществления мер, направленных на повышение результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств.
А. В. Руднев
Список литературы
Бюджетный кодекс РФ от
17.07.1998 г. № 145.
Поляк Г. Б. Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие для ВУЗов / под ред. Г. Б. Поляка. — М.: ЮНИТИДАНА, 2008.
Бюджет и бюджетная система: учебник / под ред. Мст. П. Афанасьева. — М.: Издательство Юрайт, 2009.