по определению Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" от 24 декабря 1992 г. "фонд, находящийся в собственности района, города, входящих в них административно-территориальных образований, в т.ч. в городах Москве и Санкт-Петербурге, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении муниципальных предприятий или оперативном управлении муниципальных учреждений".
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЖИЛИЩНЫЙ ФОНД
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЖИЛИЩНЫЙ ФОНД
Источник: Большой юридический словарь
Муниципальный жилищный фонд
фонд, находящийся в собственности района, города, входящих в них административно-территориальных образований, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном управлении муниципальных учреждений. Согласно ст. 29 Федерального закона от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в состав муниципальной собственности входит муниципальный жилищный фонд. С 1 января 2006 года в собственности муниципальных образований будет находиться лишь жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (ст. 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Источник: Жилищная энциклопедия
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЖИЛИЩНЫЙ ФОНД
жилищный фонд, находящийся в собственности района, города, входящих в них административно-территориальных образований, в т.ч. в городах Москве и Санкт- Петербурге, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении муниципальных предприятий или оперативном управлении муниципальных учреждений. Развитие М.ж.ф. рассматривается законодателем как одна из гарантий реализации гражданами конституционного права на жилище и как одна из форм государственной помощи гражданам, не обеспеченным жильем по установленным нормативам. Отношения наймодателя и нанимателя оформляются в виде договора найма, который заключается местной администрацией, государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями и общественными объединениями с гражданами, получающими жилые помещения, или проживающими в квартирах и иных жилых помещениях. Наряду с договором найма предусматривается использование договоров аренды и купли-продажи, однако в этом случае величина долей М.ж.ф., представляемого собственником по договору аренды и для продажи, определяются исполнительной властью Российской Федерации или правительствами республик в ее составе, органами государственного управления краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на фиксированные сроки. Новым институтом в регулировании жилищных отношений применительно к М.ж.ф. является институт приватизации жилищного фонда. В этом случае административно-правовое регулирование заменяется применением гражданско-правовых норм. Граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в домах М.ж.ф., вправе приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных законом. Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах М.ж.ф. (равно как и государственного) один раз. В случае изменения статуса предприятий жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в т.ч. права на приватизацию жилья. О.Н. Юнино
Источник: Юридическая энциклопедия
Муниципальный жилищный фонд
по законодательству РФ — жилищный фонд, находящийся в собственности района, города, входящих в них административнотерриториальных образований, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении муниципальных предприятий или оперативном управлении муниципальных учреждений.
Основным источником образования муниципального жилищного фонда явилась передача в собственность муниципальных образований — городских, сельских поселений и других населенных пунктов — жилых домов (жилых помещений), которые раньше были объектами права государственной собственности.
Муниципальный жилищный фонд как часть муниципальной собственности имеет определенное сходство с государственным жилищным фондом; вместе с тем он представляет собой самостоятельный вид (форму) собственности, самостоятельный вид жилищного фонда страны.
В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на:
— жилищный фонд социального использования — совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;
— специализированный жилищный фонд — совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV Жилищного кодекса РФ и предназначен для удовлетворения потребностей муниципального образования в обеспечении граждан общежитиями, служебными жилыми помещениями, для обеспечения возможности расселения граждан из домов, непригодных для проживания;
— жилищный фонд коммерческого использования — совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ).
Муниципальный жилищный фонд — один из основных объектов права муниципальной собственности, предназначенный для удовлетворения потребностей населения данной территории в жилище.
Объекты муниципального жилищного фонда, как и государственного, подлежат пообъектной регистрации в реестре муниципальной собственности, который ведут органы по управлению муниципальным имуществом.
Государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений — документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).
Конституционное положение о том, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальным жилищным фондом, означает, что указанные органы распоряжаются входящими в состав этой собственности жилыми домами в соответствии с волей и интересами населения района, города, поселка. К ведению органов местного самоуправления относятся, в частности, вопросы энерго-, водо- и теплоснабжения населенных пунктов, их планирования и застройки, благоустройства и др. Вместе с тем Конституция РФ устанавливает, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству (ч. 2 ст.
132 Конституции РФ).
С 1 января 2006 г. в собственности муниципальных образований находится жилищный фонд лишь социального использования, который предназначен для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (ст. 50 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Согласно пункту 1 статьи 672 ГК РФ, в муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма.
Договор социального найма жилого помещения — это разновидность договора найма жилого помещения, предусмотренного статьей 671 ГК РФ, согласно части 1 которой по договору найма жилого помещения одна сторона — собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) — обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.
А. А. Левов
Список литературы 1. Жилищный кодекс РФ (ЖК РФ) от
29.12.2004 N 188-ФЗ, статья 19.
2.Конституция Российской Федерации.
3.Жилищное право (П. И. Седугин), 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2003. — 384 с.
Основным источником образования муниципального жилищного фонда явилась передача в собственность муниципальных образований — городских, сельских поселений и других населенных пунктов — жилых домов (жилых помещений), которые раньше были объектами права государственной собственности.
Муниципальный жилищный фонд как часть муниципальной собственности имеет определенное сходство с государственным жилищным фондом; вместе с тем он представляет собой самостоятельный вид (форму) собственности, самостоятельный вид жилищного фонда страны.
В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на:
— жилищный фонд социального использования — совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;
— специализированный жилищный фонд — совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV Жилищного кодекса РФ и предназначен для удовлетворения потребностей муниципального образования в обеспечении граждан общежитиями, служебными жилыми помещениями, для обеспечения возможности расселения граждан из домов, непригодных для проживания;
— жилищный фонд коммерческого использования — совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ).
Муниципальный жилищный фонд — один из основных объектов права муниципальной собственности, предназначенный для удовлетворения потребностей населения данной территории в жилище.
Объекты муниципального жилищного фонда, как и государственного, подлежат пообъектной регистрации в реестре муниципальной собственности, который ведут органы по управлению муниципальным имуществом.
Государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений — документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).
Конституционное положение о том, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальным жилищным фондом, означает, что указанные органы распоряжаются входящими в состав этой собственности жилыми домами в соответствии с волей и интересами населения района, города, поселка. К ведению органов местного самоуправления относятся, в частности, вопросы энерго-, водо- и теплоснабжения населенных пунктов, их планирования и застройки, благоустройства и др. Вместе с тем Конституция РФ устанавливает, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству (ч. 2 ст.
132 Конституции РФ).
С 1 января 2006 г. в собственности муниципальных образований находится жилищный фонд лишь социального использования, который предназначен для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (ст. 50 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Согласно пункту 1 статьи 672 ГК РФ, в муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма.
Договор социального найма жилого помещения — это разновидность договора найма жилого помещения, предусмотренного статьей 671 ГК РФ, согласно части 1 которой по договору найма жилого помещения одна сторона — собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) — обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.
А. А. Левов
Список литературы 1. Жилищный кодекс РФ (ЖК РФ) от
29.12.2004 N 188-ФЗ, статья 19.
2.Конституция Российской Федерации.
3.Жилищное право (П. И. Седугин), 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2003. — 384 с.
Источник: Местное самоуправление: энциклопедия