Муравьев Никита Михайлович

Найдено 1 определение
Муравьев Никита Михайлович
(1795—1843 гг.) декабрист, составленный им, проект конституции отличается от проекта П. И. Пестеля большей умеренностью и ограниченностью требований по всем вопросам. Проект конституции Н. М. Муравьева устанавливает равенство всех перед законом, отмену сословных различий, Табели о рангах, подушной подати, провозглашает свободу слова, печати, собраний, союзов, вероисповедания. В целом же конституция Н. М. Муравьева по своему содержанию весьма умеренная отвергалась не только П. И. Пестелем и членами Южного общества, но и большинством декабристов. В качестве формы государства устанавливалась конституционная монархия и вводился высокий имущественный ценз (для выборных должностей и представительных учреждений). Для Н. М. Муравьева, как и всех декабристов, характерна ненависть к самодержавию и крепостному праву: «Опыт всех народов и всех времен, — указывал он, — доказал, что власть самодержавия равно гибельна для правителей и для обществ, что она не согласна ни с правами святой веры вашей, ни с началами здравого рассудка». Единственным источником власти и сувереном Н. М. Муравьев признает народ, подчеркивая, что «русский народ свободный и не зависимый не есть и не может быть принадлежностью никакого лица и никакого семейства». Сторонник конституционной монархии при непременном введении в жизнь принципа разделения властей, Н. М. Муравьев проектировал вручить законодательную власть Народному вечу, состоявшему из двух палат. Палата народных представителей в количестве 450 лиц по проекту составлялась из депутатов, избираемых в округах, включающих 50 тысяч лиц мужского пола. Правом участвовать в выборах наделялись лишь лица, имеющие недвижимого имущества не менее чем на 500 рублей или движимого — на сумму не менее 1000 рублей. Вторая палата, имеющая название Верховной думы, выбиралась от каждой из тринадцати держав, составляющих Россию как федерацию.
Для того чтобы быть выбранным в нее, требовался возрастной ценз не менее чем в тридцать лет, девять лет гражданства и обладание высоким имущественным цензом. Верховная дума имеет право суда над министрами, верховными судьями и всеми сановниками империи. Обвинение должно быть в этом случае возбуждено палатой народных представителей большинством (не менее двух третей) голосов. Народное вече в составе двух палат собирается ежегодно в первый вторник декабря. Заседания обеих палат публичны, и протоколы заседаний публикуются во всеобщее сведение. Законодательная инициатива принадлежит членам палат Народного веча. Всякий законодательный проект должен быть принят обеими палатами и, чтобы получить силу закона, нуждается в одобрении императора. Однако император имеет право отлагательного, но не абсолютного вето. Если император не одобрил предложенного закона, он отправляет его обратно в ту палату, откуда этот закон поступил. Если обе палаты примут его вторично большинством в две трети голосов каждая, проект становится законом. Компетенция Народного веча по этой конституции весьма велика, и к ней относятся как законодательная деятельность, так и право общей и частной амнистии, роспуск представительных собраний отдельных держав, превысивших свою компетенцию, установление налогов и заключение внешних займов, утверждение порядка несения службы чиновниками. Вече может издать закон о назначении регентства вследствие телесной или нравственной болезни императора, его кончины, отречения и провозгласить совершеннолетнего наследника императором. Народное вече не имело права изменять конституцию. Установление и изменение ее должно было производиться особым Державным собором, который собирается специально для рассмотрения вопроса об изменении конституции. Исполнительная власть по конституции Н. М. Муравьева вручалась наследственному монарху, который «есть верховный чиновник Российского правительства». Император при вступлении его в должность приносит в Народном вече присягу о том, что будет сохранять и защищать конституцию. Император надзирает за деятельностью министерств, но все такие выражения, как «быть по сему» или «по высочайшему соизволению», уничтожаются как «неприличные и не имеющие никакого значения». Члены императорской семьи не имеют никаких преимуществ по отношению к прочим гражданам: «Так называемый «двор» не может иметь существования в земле благоустроенной».
Придворные чины уничтожаются, кабинет, ведавший собственностью императорской фамилии, также. Император как глава государства и исполнительной власти получает ежегодно два миллиона рублей на содержание свое и своего семейства, в которых никому не отдает отчета. Он может иметь окружающих его лиц и жаловать им чины, но их содержание оплачивается самим императором, они лишаются избирательных прав как находящиеся в частном услужении. Император не имеет права покидать пределы России. Выезд его за границу должен считаться оставлением страны навсегда и отречением от престола. Для организации судебной власти учреждается «Верховное судилище», состоящее из пяти или семи верховных судей, избранных Народным вечем из числа лиц, владеющих имуществом не менее 150 тысяч рублей. В основу организации судебной власти положены принципы отделения суда от администрации, участия адвокатуры в суде и ведения суда присяжных, как по уголовным, так и по гражданским делам. Подозреваемый в злоумышлении или совершенном им преступлении может быть взят под стражу в соответствии с порядком, установленным законом, но в 24 часа ему должно быть объявлено письменно о причине задержания; в противном случае он немедленно освобождается. Заключенный, если он обвинен не по уголовному делу, должен быть освобожден, если за него найдутся поручители. Н. М. Муравьев предлагал, установим, в России федерацию. Вся Россия делилась на тринадцать держав и две области. Державы не имели самостоятельных конституций, их управление и устройство были унифицированы и определялись единой союзной конституцией. Каждая держава имела свои представительные учреждения, в которых сосредоточена верховная власть в лице Державной думы и палаты выборных. Власть исполнительная осуществлялась правителем державы, назначаемым союзным Народным вечем из кандидатов, выдвигаемых членами представительных палат державы.

Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.