Мутазилиты

Найдено 1 определение
Мутазилиты
(арабское, буквально - отделившиеся), представители раннемусульманской теологии, предшественники арабских философов. Первыми стали применять рассудочные методы древнегреческой логики и философии к истолкованию взаимоотношений бога и человека, положив начало теологии (калам) как самостоятельной области знания наряду с мусульманским правом (фикх). Согласно историческим свидетельствам, истоки мутазилитов восходят к кругу последователей Хасана аль-Басри (ум. 728 г.), от которого откололись его ученики Васил ибн Ата (699 – 748 гг.) и Амр ибн Убайд (ум. 762 г.) Появлению Мутазилитов способствовали усиленная переводческая деятельность во 2-й половине VIII в. и рост влияния так называемых приверженцев мнения (асхаб ар-рай) в правоведении.
Мутазилиты выступили против буквалистского понимания атрибутов бога традиционалистами, считая, что наделение бога телесными признаками человека (воля, речь, слух и т. п. противоречит догмату о единстве бога). Отвергая, что бог обладает атрибутом речи, слова, Муртазилиты пришли к отрицанию извечности Корана, рассматривая его лишь как одно из творений Бога. Святость Корана они относили не к «букве», а к «духу», считая возможным и необходимым аллегорическое толкование Корана (благодаря Муртазилитам сложилась целая отрасль теологии – «илм аттафсир», наука комментирования). Муртазилиты утверждали свободу воли и соответственно нравственной ответственности человека за совершённые им действия; в своих поступках люди выбирают («присваивают») из возможного набора действий, созданного богом. Отсюда апелляция муртазилитов к «весам деяний»; Бог не может произвольно изменить меру воздаяния, ибо она точно соответствует земным делам человека. В отличие от хариджитов и мурджиитов, муртазилиты считали, что мусульманин, совершивший так называемый великий грех (сахиб кабира), выходит из ряда верующих, но не становится безбожником (кафиром), занимая «среднее положение». Идеи муртазилитов способствовали развитию свободомыслия и освоению античной философии. Муртазилиты в целом определили круг проблем, рассматриваемых каламом: первое творение, пространственновременная структура бытия (учение о «предсуществовании» - кумун, об атомах – джаухар аль-фард, причинной связи – таваллуд, сущности – манна и т. п.), вопросы практической этики (концепция «присвоения» - касб, благодати – лутф, познания как «успокоения души» - сукун ан-нафс, учение о единстве «знания и действия» и др.). Для атомистического учения мутазилизма характерно представление о мире как состоящем из непротяжённых частиц, каждой из которых в каждое мгновение управляет Бог. Наиболее известными школами муртазилитов в IX – X вв. были школы в Басре и Багдаде. Учение муртазилитов (прежде всего идеи о единстве Бога и сотворённости Корана) получило официальное признание при аббасидских халифах 1-й половины IX в., когда противники муртазилитов преследовались властями. При аль-Мутаваккиле (правил в 847 - 861) учение муртазилитов было объявлено ересью; в дальнейшем оно развивалось в одном направлении с ортодоксальной теологией. Муртазилиты исчезли окончательно в XIII – XIV вв. Традиции их сказывались в дальнейшем в воззрениях шиитских сект (зейдиты в Йемене, имамиты в Ираке и Иране). Муртузалиты оказали значительное влияние на Кинди и Рази, а также европейскую схоластическую философию.

Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.

Реклама