НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АВТОНОМИЯ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Национально-культурная автономия

Национально-культурная автономия является важным средством выявления и удовлетворения этнокультурных запросов граждан, достижения межнациональной стабильности, предупреждения конфликтов на национальной почве. Будучи экстерриториальным общественным формированием, национально-культурная автономия, не ущемляя прав субъектов Российской Федерации, закрепленных за ними Конституцией Российской Федерации, расширяет их возможности и ответственность в осуществлении государственной национальной политики.
Концепция, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 15.06.96 N 909

Источник: Словарь юридических понятий (из актов Российского законодательства)

НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АВТОНОМИЯ
в РФ форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой общественное объединение граждан РФ, относящих себя к определенным Этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры (ФЗ "О национально-культурной автономии" от 22 мая 1996 г.) Н.-к. а могут быть местными (городскими, районными, поселковыми, сельскими), региональными, федеральными. Они образуют органы внутреннего управления. Порядок формирования, функции и названия таких органов определяются национально-культурными автономиями самостоятельно в соответствии с законодательством РФ об общественных объединениях.

Источник: Большой юридический словарь

НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АВТОНОМИЯ
особый, определенный законом статус отдельных этнических групп и государственно-правовая форма разрешения национальных противоречий в многонациональном государстве. Как форма самоорганизации граждан одной национальной принадлежности Н.-к.а. создается для выражения своих национальных, духовных, культурных, образовательных и иных интересов. Идеи Н.-к.а. разработаны в начале XX в. в Австро-Венгрии К. Пеннером, О. Бауэром и другими лидерами австрийской социал-демократии. Эти идеи легли в основу Бронкской программы (1899) по национальному вопросу, где выдвигался принцип территориально-федеративного устройства Австрии. Программа подверглась критике со стороны большевиков и в особенности В.И. Ленина, считавших, что при таком решении национальной проблемы игнорируется фактическое территориальное расселение народов и этнических групп, а сама идея Н.-к.а. основана на неправильном понимании нации как союза одинаково мыслящих людей, сложившегося на почве общности судьбы. В Советской России возобладал тип национально-территориальной автономии, в то время как Н.-к.а. широко применяется во многих государствах современного мира для этнических меньшинств. Сущность Н.-к.а. сводится к образованию в национально-смешанных районах этнических общин, или землячеств, этнокультурных центров с введением образования на родном языке, стимулированием разнообразных форм национального развития и национальных традиций. Проблема Н.-к.а. актуальна для русского этноса, учитывая, что свыше 25 млн. русских проживают за пределами РФ.
(В.Ч.)

Источник: Конституционное право России. Энциклопедический словарь

НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АВТОНОМИЯ
форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой общественное объединение граждан, относящих себя к определенным этническим общностям. Создается на основе добровольной самоорганизации граждан в целях самостоятельного решения вопросов о сохранении самобытности, развитии языка, образования, национальной культуры. Н.-к.а. используется обычно разрозненно проживающими этническими группами, право на нее не является правом на национально-территориальное самоопределение. Различные формы Н.-к.а. используются саамами в Норвегии, Финляндии, Швеции, многими национальностями в Венгрии, Австрии, Румынии, Словакии и многих других странах. Протокол Совета Европы 1993 о правах национальных меньшинств, дополняющий Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950, поощряет использование различных форм Н.-к.а. В России в соответствии с Федеральным законом «О национально-культурной автономии» 1996 могут быть созданы местные (городские, районные, поселковые, сельские), региональные и федеральные Н.- к.а. Местные автономии учреждаются на общих собраниях (конференциях) делегатами национальных общественных объединений, региональные и федеральные — на конференциях, съездах делегатов нижестоящих автономий; регистрируются в органах юстиции. При органах местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, при органах исполнительной власти субъектов Федерации, при Правительстве РФ создаются консультативные советы по делам Н.-к.а. Н.-к.а. в РФ создаются на принципах свободного волеизъявления граждан при отнесении себя к определенной этнической общности, самоорганизации и самоуправления, сочетания общественной инициативы с государственной поддержкой, законности и др. Н.-к.а. имеет право обращаться в органы законодательной, исполнительной власти, местного самоуправления, представляя свои национально-культурные интересы, создавать средства массовой информации, получать и распространять информацию на родном языке, иметь свободный доступ к национальным культурным ценностям, возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремесла, создавать учреждения культуры, научные и образовательные учреждения, участвовать через своих представителей в деятельности международных неправительственных организаций, устанавливать и поддерживать в соответствии с законодательством гуманитарные контакты с гражданами, общественными организациями иностранных государств. В.Е. Чиркин

Источник: Юридическая энциклопедия

АВТОНОМИЯ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ
форма самоорганизации граждан одной национальной принадлежности для выражения своих национальных духовных, культурных, образовательных и иных интересов. В Российской Федерации принят Федеральный закон "О национально-культурной автономии" от 22 мая 1996 г. В этом акте дается следующее определение А. и. к.: это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой общественное объединение граждан РФ, относящих себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры (ст. 1). Закон предусматривает следующую систему А. н. к. Низший уровень - местная А. н. к. Она учреждается в городе, районе, поселке, сельсовете гражданами, входящими в национальное общественное объединение (землячество, община и т. п.). Для этого проводится собрание (конференция) делегатов данного национального общественного объединения. Следующий уровень - региональный, т.е. территория субъекта РФ. Региональная А. н. к. учреждается на конференции (съезде) делегатами местных А. н. к. Наконец - федеральные А. н. к., учреждаются на съезде делегатами региональных А. н. к. По этой схеме, например, проживающие в России немцы образуют А. н. к. в тех районах и городах, где они проживают, далее - объединения субъектов РФ и, наконец, - свою всероссийскую А. н. к. По логике Закона 1996 г., создание А. н. к. не предполагается для граждан, относящихся к этническим общностям, имеющим в Российской Федерации республику, автономную область, автономный округ и проживающим на их территории (хотя и прямого запрета в Законе тоже нет). К примеру, татары в Республике Татарстан не учреждают свою А- н. к., а проживающие в Москве, Мордовии, Башкирии и т. д. могут учредить региональные А. н. к. Затем они вправе учредить федеральную татарскую А. н. к. Согласно Закону, такие региональные и федеральные А. н. к. и органы государственной власти соответствующего субъекта РФ могут координировать свою деятельность, участвовать в разработке федеральных и региональных программ в области сохранения и развития национальных (родных) языков и национальной культуры на основе взаимных соглашений и договоров. Правда, ситуация для некоторых этнических общностей такова, что им впору создавать свои национально-культурные объединения на территории собственных республик или автономных округов, где они составляют меньшинство. После учреждения А. н. к. следует ее регистрация соответственно в органе юстиции субъекта РФ или Министерстве юстиции РФ.
Согласно Закону 1996 г., А. н. к. имеет право: получать поддержку со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, необходимую для сохранения национальной самобытности, развития национального (родного) языка и национальной культуры; обращаться в органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, органы местного самоуправления, представляя свои национально-культурные интересы; создавать средства массовой информации в порядке, установленном законодательством РФ, получать и распространять информацию на национальном (родном) языке; сохранять и обогащать историческое и культурное наследие, иметь свободный доступ к национальным культурным ценностям; следовать национальным традициям и обычаям, возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремесла; создавать образовательные и научные учреждения, учреждения культуры и обеспечивать их функционирование в соответствии с законодательством РФ; участвовать через своих полномочных представителей в деятельности международных неправительственных организаций; устанавливать на основании законодательства РФ и поддерживать без какой-либо дискриминации гуманитарные контакты с гражданами, общественными организациями иностранных государств. Особое внимание Закон 1996 культуры на удовлетворение национально-культурных потребностей. Финансирование деятельности, связанной с реализацией прав А. н. к., осуществляется за счет: а) А. н. к., их учреждений и организаций, частных лиц; б) федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов. В этих же целях могут формироваться специальные федеральные, региональные и местные фонды. А. н. к. обладают правом собственности в соответствии с законодательством РФ, могут получать от органов исполнительной власти и органов местного самоуправления имущество в собственность или в аренду. Органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ оказывают помощь, в том числе целевую финансовую, при осуществлении программ и проектов национально-культурного развития. Закон подчеркивает, что право на А. н. к. не является правом на национально-территориальное самоопределение. Осуществление права на А. н. к. не должно наносить ущерба интересам других этнических общностей. А. н. к образуют органы своего внутреннего управления. При Правительстве РФ создается консультативный совет по делам А. и. к., который является совещательным органом и действует на общественных началах.

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

Реклама

Найдено научных статей по теме — 13

Читать PDF
74.45 кб

Нация и национально-культурная автономия в современном обществе

Ярощук Наум Зосимович
Исходя из того, что нация является самой стабильной и устойчивой социальной общностью, анализируется роль и значение национального фактора в современном гражданском обществе.
Читать PDF
232.35 кб

Национально-культурная автономия: к вопросу о понятии и назначении

Иванов Максим Васильевич
В статье рассматривается актуальный вопрос о национально-культурных автономиях, вызванный растущей потребностью многонационального государства к реализации прав граждан на национальное самоопределение.
Читать PDF
288.33 кб

Национальные меньшинства и право на национально-культурную автономию

Скатулина Елена Владимировна, Овчинников Валентин Алексеевич
Исследована актуальная проблема реализации национальными меньшинствами их права на создание национально-культурной автономии.
Читать PDF
248.96 кб

Эволюция идеи национально-культурной автономии в постсоветской России

Трофимов Евгений Николаевич
С распадом СССР и образованием РФ начался активный поиск новых форм самоидентификации, федерализма, сосуществования и взаимодействия этносов.
Читать PDF
72.11 кб

Актуальные проблемы учреждения национально-культурных автономий в Республике Калмыкия

Гунаев Евгений Александрович
В статье рассмотрены проблемы учреждения и организации института национально-культурной автономии применительно к Республике Калмыкия
Читать PDF
434.71 кб

Национально-культурная автономия после СССР: символическая или инструментальная политика?

Осипов Александр Геннадьевич
Статья посвящена судьбе концепта национально-культурной (нетерриториальной, культурной) автономии (НКА) в законодательстве, политической практике и общественных дискуссиях постсоветских государств.
Читать PDF
845.99 кб

Национально-культурные автономии как путь правового обеспечения межэтнической толерантности

Петухова Т. Н.
В статье описаны национальнокультурные автономии как путь правового обеспечения межэтнической толерантности.
Читать PDF
159.62 кб

Общественное объединение как организационно-правовая форма национально-культурной автономии

Гришин Д. Ю.
Читать PDF
64.50 кб

Федеральный закон «о национально-культурной автономии» в правовом поле этнонациональной политики

Максимова Ольга Николаевна
В статье рассматриваются особенности реализации ФЗ «О национально-культурной автономии» в правовом поле этнонациональной политики.
Читать PDF
259.05 кб

Государственное управление национальными отношениями (на примере национально -культурных автономий)

Будаева Дарима Цырендоржиевна
Данная статья посвящена анализу теоретических предпосылок формирования национально-культурных автономий и выявлению методов совершенствования государственного регулирования межнациональных (межэтнических) отношений.
Читать PDF
1.46 мб

О реализации федеральных законов «о национально-культурной автономии» и «Об общественных объединения

Мосин Михаил Васильевич
Читать PDF
436.29 кб

Национально-культурная автономия как форма этнокультурного самоопределения коренных малочисленных на

Гоголев Петр Васильевич
Рассматриваются проблемы сохранения самобытности и выбора форм защиты культурных интересов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, состояния законодательства о национально-культурной автономии.
Читать PDF
439.82 кб

Формирование регулирования государственной поддержки национально-культурных автономий в Республике К

Овчинников Р.А., Космач Б.В.
В данной работе представлена позиция авторов по вопросу совершенствования нормативного регулирования субъектно-объектных отношений государственного управления, возникающих при реализации прав и свобод национально-культурных автоно

Похожие термины: