Национальные программы РФ

Найдено 1 определение
Национальные программы РФ
представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научноисследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.
Национальные приоритеты, выбранные на основе долгосрочного макропрогноза и системно представленные в стратегическом плане, находят реализацию в национальных программах и проектах, которые являются конкретным воплощением стратегически-инновационной функции государства в рыночной экономике.
Программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.
Государственное регулирование социально-политической динамики находит свое выражение в национальном программировании в четырех основных видах:
1.Национальная антикризисная программа, позволяющая мобилизовать ресурсы страны для прохождения кризисной фазы в более короткие сроки и с меньшими потерями; такая программа носит обширный характер, но ограничены во времени;
2.Национальные программы, концентрирующие ресурсы государства и общества на одном или нескольких узловых направлениях инновационного прорыва;
3.Национальные проекты, имеющие более ограниченную сферу действия, чем национальные программы, и выступающие самостоятельно или как элементы программ;
4.Целевые программы федерального, регионального или корпоративного уровня, обеспечивающие решение конкретных проблем в той или иной сфере.
Одна из наиболее актуальных проблем, связанных с национальными программами, это их финансирование. Как правило, национальные программы и проекты, исследовательские, инновационные и управленческие проекты финансируются на многоканальной основе, включающей следующие основные источники:
— бюджетное финансирование (федеральный, региональные, муниципальные бюджеты) для проектов коммерческого некоммерческого характера, а также для крупных проектов коммерческого характера
в стартовый период;
— вложения внебюджетных инвестиционных, венчурных, инновационных, экологических, социальных фондов (в том числе международных);
— инвестиции заинтересованных частных отечественных инвесторов-корпораций, банков;
— инвестиций заинтересованных иностранных инвесторов (с ограничениями исходя из национальных интересов);
— самофинансирование участников реализации проектов (особенно на стадии диффузии) нового поколения техники за счет полученной инновационной сверхприбыли (технологической квазиренты). Соотношения указанных источников меняются в зависимости от характера проекта, его эффективности и во времени.
Для успешного выполнения программы необходимо достаточно полное нормативноправовое, информационное и кадровое ее обеспечение. Нормативно-правовое обеспечение состоит в формировании необходимой законодательной базы, стандартов, регламентов, обеспечивающих создание и функционирование национальной программы и ее элементов. Необходима полная система нормативов и стандартов, обеспечивающая эффективное и безопасное функционирование полученных результатов программы и ее проектов.
Информационное обеспечение состоит в сборе, обработке и предоставлении исполнителям статистической, аналитической, прогнозной, научно-технической и нормативно правовой информации в необходимом объеме и в сжатые сроки, в предоставлении в Интернете программы, ее элементов, организации их обсуждения, дистанционного обучения. Кадровое обеспечение состоит в организации подготовки, переподготовки, повышения квалификации и дистанционного обучения исследователей, конструкторов, инженеров, квалифицированных рабочих, менеджеров, госслужащих по программе и ее элементам, издании и распространении учебников и учебно-методической литературы, организации консультационной службы, повышении квалификации преподавателей и т. п.
П. В. Кухтин
Список литературы
Кузык Б. Н., Кушлин В. И., Яковец Ю. В. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование: Учебник — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Экономика, 2011.
Логвинов С. А. Макроэкономическое стратегическое планирование. — М: Инфра-М
2001 г.
Примаков Е. М. Национальные программы//Бизнес-журнал. — 2006. — № 6 от 28 Марта 2006 г.

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия

Реклама