Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями

Найдено 1 определение
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями
Особым предметом ведения органов местного самоуправления является осуществление отдельных государственных полномочий. Согласно ч. 2 ст. 132 Конституции РФ, органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Исходя из принципа субсидиарности, передача ряда государственных полномочий на местный уровень является целесообразной. В этом случае органы местного самоуправления выступают перед населением в качестве агентов государственной власти. Такая передача позволяет экономить затраты на создание соответствующих территориальных государственных органов исполнительной власти, учитывать местные условия и особенности для повышения качества обслуживания населения и поставить исполнение ряда жизненно важных вопросов под общественный контроль.
Всякое полномочие органа публичной власти включает в себя три компонента: нормативно-правовое регулирование, финансирование и реальное предоставление тех или иных услуг.
Для вопросов местного значения все эти компоненты закреплены за органами местного самоуправления. Для вопросов государственного значения, передаваемых органам местного самоуправления, должны передаваться только полномочия по предоставлению услуг. Уровень власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в той или иной сфере, устанавливающий нормативы и стандарты предоставления услуг, а также различные социальные льготы, должен знать, с какими затратами связано обеспечение этих нормативов, стандартов и льгот, и нести ответственность за их финансовое обеспечение.
Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ установлено, что все полномочия органов местного самоуправления, не отнесенные данным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации — законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.
Осуществление отдельных государственных полномочий возлагается на органы местного самоуправления муниципальных районов и органы местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта РФ.
Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок, либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий.
Установлено, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций (см. Предоставление субвенций местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий) из соответствующих бюджетов.
Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
Положения соответствующих федеральных, региональных законов вводятся в действие ежегодно и только в том случае, если в федеральном законе, законе субъекта РФ о бюджете на очередной финансовый год предусмотрены необходимые для этого средства. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Федеральный закон, закон субъекта РФ, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должны содержать:
1)вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями;
2)перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий;
3)способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ для осуществления соответствующих полномочий, включая федеральные или региональные государственные минимальные социальные стандарты;
4)перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня;
5)порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий;
6)порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль;
7)условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.
По вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством в пределах своей компетенции вправе издавать обязательные для исполнения нормативные правовые акты и осуществлять контроль за их исполнением.
Органы местного самоуправления реализуют переданные полномочия самостоятельно. По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий ими могут приниматься муниципальные правовые акты.
За реализацией передаваемых полномочий осуществляется государственный контроль в части целевого использования предоставленных материальных ресурсов и расходования финансовых средств, а также в части проведения правовой экспертизы и анализа муниципальных правовых актов, принятых по вопросам реализации передаваемых полномочий.
Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны предоставлять уполномоченным государственным органам документы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий. В случае выявления нарушений требований законодательства по вопросам осуществления органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления отдельных государственных полномочий уполномоченные государственные органы вправе давать письменные предписания по устранению таких нарушений, обязательные для исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления. Указанные предписания могут быть обжалованы в судебном порядке.
Следует отметить, что федеральный законодатель, регламентируя вопросы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, не устанавливает каких-либо ограничений ни по количеству полномочий, передаваемых одновременно одному и тому же муниципальному образованию, ни по условиям, с которыми должно быть связано решение о передаче полномочий в конкретных случаях. Поэтому в субъектах Федерации эти вопросы решаются по-разному, исходя из усмотрения самого регионального законодателя. В результате имеют место явные диспропорции при определении нагрузки органов местного самоуправления по реализации государственных полномочий: в одних субъектах Федерации она довольно значительная, в других — практически нулевая.
Большинство передаваемых полномочий так или иначе связаны с обеспечением условий жизни населения. Но ряд таких полномочий этому критерию не соответствует. Это приводит к осуществлению органами местного самоуправления не свойственных им функций, а в конечном итоге — к «размыванию» границ между органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Н. Н. Мусинова
Список литературы
Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г.
№ 131-ФЗ. — Ст. 19–21.
Система муниципального управления / под ред. В. Б. Зотова. — 5-е изд., испр.
и доп. — Ростов н/Д: Феникс, 2010. — С.63–65.

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия

Реклама