НАКАЗЫ ИЗБИРАТЕЛЕЙ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

НАКАЗЫ ИЗБИРАТЕЛЕЙ
поручения избирателей своим депутатам в представительном органе, одобренные в установленном порядке; выражают принцип императивного мандата.

Источник: Большой юридический словарь

НАКАЗЫ ИЗБИРАТЕЛЕЙ
один из действенных институтов электоральной правовой культуры в рамках которого реализуется воля и интересы населения, их непосредственное участие в управлениями делами государства, местного самоуправления, олицетворение устойчивой связи между избранными депутатами и избирателями.

Источник: Электоральная правовая политика современной России. Словарь-справочник. — Москва. Проспект. 2018.

НАКАЗ ИЗБИРАТЕЛЕЙ
поручения избирателей своим депутатам в представительном органе, имеющие общественное значение и одобренные в установленном порядке; одно из выражений принципа императивного мандата, на основе которого формально строятся отношения депутатов с избирателями в государствах советского типа.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

НАКАЗЫ ИЗБИРАТЕЛЕЙ
поручения избирателей своим депутатам в представительном органе, имеющие общественное значение и одобренные в установленном порядке; являются одним из выражений принципа императивного мандата. Юридический фундамент Н.и. составили нормы Конституции СССР 1977 г., конституций союзных и автономных республик. Н.и. вносились, как правило, в период избирательной кампании при встречах кандидатов в депутаты с избирателями. Принимались Н.и. их открытым голосованием. Долгие годы у кандидата не было права отказаться от наказов. Но на последнем этапе использования Н.и. (конец 80-х гг.) законодательство предоставило ему такую возможность. Принятые Н.и. передавались кандидатом в исполнительный комитет местного Совета или Президиум Верховного Совета. Эти органы обобщали Н.и., объединяли повторяющиеся и подготавливали план мероприятий по их реализации. Окончательное право принятия или отклонения Н.и. имел соответствующий Совет народных депутатов. Он же утверждал указанный план мероприятий. Таким образом, императивность Н.и. была относительной.

Источник: Энциклопедия юриста

НАКАЗЫ ИЗБИРАТЕЛЕЙ
обязательные поручения избирателей своим депутатам в представительном органе, одобренные в установленном порядке. Н.и. являются наряду с правом отзыва одним из выражений принципа императивного мандата, предполагающего право избирателей давать депутатам обязательные для них наказы и досрочно отзывать своих избранников, если они не выполняют эти наказы или выполняют их плохо. Юридическая обязанность выполнять Н.и., оформленные определенным образом (как правило, принятые к исполнению представительным органом), существовала ранее во всех социалистических странах и была отражена в конституциях социалистических стран. В СССР Н.и. были закреплены в Конституции СССР 1977 и в конституциях союзных и автономных республик. На практике такие наказы имели, как правило, формальное значение. Ныне черты императивного мандата сохраняются в конституциях и законодательстве Китая, Кубы, КНДР и некоторых развивающихся стран, однако конституционные нормы этих государств, как правило, конкретно не говорят о Н.и. Так, Конституция КНДР 1972 ограничивается общим утверждением, что депутаты органов власти всех ступеней ответственны в своей работе перед избирателями, не предусматривая ни наказов, ни отзыва. Согласно большинству конституций демократических государств депутаты (члены парламента) являются представителями всей нации, а не избирательного округа, и никто не вправе давать им обязывающих наказов. Конституционное законодательство постсоциалистических стран также отказалось от института Н.и. Действующее законодательство РФ о статусе депутата не предусматривает Н.и. Вместе с тем депутаты поддерживают постоянную связь с избирателями. Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ обязаны принимать меры, направленные на обеспечение прав, свобод и законных интересов своих избирателей, рассматривать поступившие от них предложения, заявления и жалобы и тд. Депутаты ведут прием граждан, информируют избирателей о своей деятельности во время встречи с ними, а также через средства массовой информации. В. И. Чехарина

Источник: Юридическая энциклопедия

НАКАЗЫ ИЗБИРАТЕЛЕЙ
одна из характеристик императивного мандата депутата (см.: Депутат). Ее суть состоит в том, что депутат связан волей и поручениями своих избирателей, несет ответственность за их выполнение, обязан отчитываться о своей работе и может быть отозван избирателями, если они считают, что он не оправдывает их доверия.
Н. и. воплощают волю избирателей. Это - их поручения общественно значимого характера, которые соответствующий представительный орган (Совет) должен положить в основу своей деятельности. Юридическим фундаментом Н. и. были нормы Конституции СССР 1977 г., конституций союзных и автономных республик, указы и положения о порядке работы с наказами, законы о статусе депутатов.
Н. и. вносились, как правило, в период избирательной кампании при встречах кандидатов в депутаты с избирателями. Были попытки установить, что Н. и. вносятся также при отчетах депутатов перед избирателями, однако этот вариант не имел распространения.
Принимались Н. и. открытым голосованием избирателей на собраниях-встречах с кандидатами в депутаты. Долгие годы у кандидата не было права отказаться от наказов. Но на последнем этапе (конец 90-х гг.) использования Н. и. законодательство предоставило кандидату право отказаться от принятия такого Н. и., с которым он не мог согласиться.
Принятый Н. и. передавался кандидатом в исполнительный комитет местного Совета или Президиум Верховного Совета. Эти органы обобщали Н. и., объединяли повторяющиеся и подготавливали план мероприятий по реализации Н. и. Окончательное право принятия или отклонения Н. и. имел соответствующий Совет народных депутатов. Он же утверждал указанный план мероприятий. Таким образом, императивность Н. и. была относительной: нереальные Н. и. Совет мог отклонить.
При введении выборов народных депутатов от общественных организаций (1988 г.) были также предусмотрены их наказы депутатам.
Н. и. играли определенную конструктивную роль, особенно на местном уровне, помогая депутатам полнее охватить своей деятельностью круг проблем избирательного округа, всей территории Совета. Кроме того, депутаты в большей степени ощущали свою ответственность перед избирателями.(С. А.)

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

НАКАЗЫ ИЗБИРАТЕЛЕЙ
одна из характеристик императивного мандата депутата (см. Депутат). Суть императивного мандата состоят в том, что депутат связан волей и поручениями своих избирателей, несет ответственность за их выполнение, обязан отчитываться о своей работе, и может быть отозван избирателями, если они считают, что депутат не оправдывает их доверия.
Н.и. как раз и воплощают волю избирателей. Это их поручения депутату общественно значимого характера, которые депутат и соответствующий представительный орган должны положить в основу своей деятельности. Юридическим фундаментом н.и. в советский период отечественной истории были нормы Конституции СССР 1977 г., конституций союзных и автономных республик, указы и положения о порядке работа с наказами, законы о статусе депутатов.
Н.и. вносились, как правило, в период избирательной кампании при встречах кандидатов в депутаты с избирателями. Были также попытки установить, что н.и. вносятся также при отчетах депутатов перед избирателями, однако все же этот вариант не имел распространения.
Принимались н.и. открытым голосованием избирателей на собранияхвстречах с кандидатами в депутаты. Долгие годы у кандидата не было права отказаться от наказов. На этапе использования н.и. в конце 90х годов прошлого века законодательство предоставило кандидату право отказаться от принятия н.и., с которым он не мог согласиться.
Принятый н.и. передавался кандидатом в исполнительный комитет местного Совета или Президиум Верховного Совета. Эти органы обобщали н.и., объединяли повторяющиеся и подготавливали план мероприятий по реализации н.и. Окончательное право принятия или отклонения н.и. имел соответствующий Совет народных депутатов. Он же утверждал указанный план мероприятий.
Таким образом, императивность н.и. была относительной. От них нельзя было отмахнуться, поскольку депутат обязан был сообщать избирателям, что сделано по их наказам. Но какието особенно нереальные н.и., Совет мог отклонить. В большей мере можно было характеризовать н.и. как институт, совмещавший императивные и консультативные начала.
При введении выборов народных депутатов от общественных организаций (1988 г.) были также предусмотрены их наказы депутатам.
Несмотря на критическое отношение к практике прошлого, можно сказать, что н.и. в определенном плане играли конструктивную роль, особенно на местном уровне. Они помогали депутатам полнее охватить своей деятельностью круг проблем избирательного округа, всей территории Совета. Кроме того, депутаты несколько полнее ощущали свою ответственность перед избирателями.
Поэтому в новейший период наблюдается возвращение законодательства и практики н.и. В ряде субъектов РФ приняты положения о н.и. депутатам представительных органов власти субъектов РФ и местного самоуправления – например, Республика Саха (Якутия), Архангельская, Астраханская области и др.
Эти документы свидетельствуют о том, что попрежнему остается важной проблема обязательности н.и. В новейших актах, возрождающих наказы избирателей, порой вообще обходят вопрос о юридическом определении наказа. Ряд актов, чтобы не превратить наказы в инструмент предвыборной агитации, не связывает наказы с избирательным процессом и с кандидатами на выборные должности, а определяют, что наказы даются на встречах с избирателями. Если в актах все же дается характеристика н.и., то их называют предложениями, поручениями избирателей, а вносить наказы можно и не предвыборных собранияхвстречах с кандидатами, и на собраниях, когда депутаты встречаются с избирателями и отчитываются о своей деятельности. В одном вопросе можно видеть единство регулирования – обязательно решение представительного органа об утверждении н.и., программы их реализации.

Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.

Реклама

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
219.18 кб

Наказы избирателей в системе местного самоуправления

Мокшина Маргарита Анатольевна
Рассмотрена проблема роли наказов избирателей в системе местного самоуправления, исследована история развития наказов избирателей, определено понятие и правовое регулирование наказов избирателей, обращено внимание на порядок реали
Читать PDF
65.51 кб

Наказы избирателей в системе местного самоуправления

Нудненко Лидия Алексеевна
Исследуется правовая основа наказов избирателей депутатам в системе местного самоуправления России.
Читать PDF
587.42 кб

Правовое регулирование наказов избирателей в Российской Федерации

Васюткин Николай Ефремович -
В статье дана правовая характеристика наказов избирателей как института непосредственной демократии и рассматриваются особенности правового регулирования в Российской Федерации.
Читать PDF
1.05 мб

Особенности коррупционной природы административно наказуемого подкупа избирателей

В. В. Игнатенко