Налоговая конкуренция затрагивает две сферы деятельности любого государства: внутреннюю, когда при перераспределении налоговых доходов между уровнями власти возникает конкуренция между регионами и муниципальными образованиями, а также внешнюю, когда оно активно участвует в глобальной налоговой конкуренции, сталкиваясь с проблемами миграции налогового дохода [2, с. 111].
В отечественной научной и учебной литературе вопросы налоговой конкуренции остаются малоосвещенными, а имеющиеся исследования в большей части касаются международной налоговой конкуренции.
Сущность международной налоговой конкуренции заключается в соперничестве многочисленных фискальных юрисдикций за право привлечения в свою национальную экономику "глобальных налогоплательщиков" (как хозяйствующих субъектов - резидентов других стран, так и своих собственных субъектов внешнеэкономической деятельности), для того чтобы претендовать на обложение их доходов как от операций внутри данной фискальной территории, так и за рубежом [4, с. 123].
Можно говорить о двух формах международной налоговой конкуренции:
1) добросовестная налоговая конкуренция, основой которой служит ориентация национальной налоговой политики на постулаты собственной теоретической школы налогообложения, а также на передовые зарубежные налоговые теории и практический зарубежный опыт, проведение налоговых реформ в соответствии с теоретическими пожеланиями и рекомендациями. Такая конкуренция существует тогда, когда в данной стране отсутствуют существенные различия в режимах обложения доходов, получаемых на ее территории нерезидентами, и глобальных доходов резидентов. При этом гарантирована отчетность всех без исключения налогоплательщиков перед национальной налоговой администрацией, а также фискальная прозрачность проводимых хозяйственных операций [4, с. 126 - 127];
2) губительная налоговая конкуренция, возникающая, если какая-либо юрисдикция радикальным образом изменяет ранее действовавший налоговый режим либо отклоняется от принципов и норм налогообложения, принятых в цивилизованном мире [1]. Так, налоговая конкуренция может рассматриваться как губительная, если она способствует искажению расположения бизнеса и торговли, снижению налоговой базы других государств, подрыву справедливости, нейтральности и социального восприятия налоговых систем [7, с. 214].
Квалификация действий государства в качестве губительной налоговой конкуренции сопряжена с определенными трудностями, а ее результат не всегда однозначен. Признаки проводимой отдельной налоговой юрисдикцией фискальной политики, наносящей ущерб другим государствам и мировой экономике, обычно раскрываются через ее цель, задачи, инструменты и последствия. Основная цель такой политики - получение средств за счет иных государств, с территориями которых связано создание материальных благ, формирующих налоговую базу и являющихся источником уплаты налогов. Задачи губительной налоговой конкуренции состоят в организации инфраструктуры привлечения финансовых ресурсов и защиты иностранных капиталов от принудительной репатриации. Инструменты - многообразны и по своему составу нередко мало отличаются от обычных средств налогового регулирования [5, с. 579 - 580].
На межгосударственном уровне все более и более активно претворяются в жизнь мероприятия по противодействию губительной налоговой конкуренции. Так, в 1998 г. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) выпустила Доклад "Губительная налоговая конкуренция: развивающаяся глобальная проблема" [8], посвященный определению критериев налоговых гаваней и губительных преференциальных налоговых режимов и мерам по противодействию губительной налоговой конкуренции.
В 2009 г. по результатам Лондонского саммита G-20 ОЭСР был издан Текущий доклад о юрисдикциях, наблюдаемых глобальным форумом ОЭСР по имплементации налоговых стандартов, принятых на международном уровне. Данный Доклад представил список государств и территорий, так или иначе имеющих отношение к недобросовестной налоговой конкуренции, разделив их на три категории:
- "белый список" - юрисдикции, которые в достаточной степени имплементировали международные налоговые стандарты;
- "серый список" - юрисдикции, которые взяли на себя обязательства по принятию международных налоговых стандартов, но пока еще не в достаточной мере их имплементировали;
- "черный список" - юрисдикции, которые не взяли на себя обязательства по принятию международных налоговых стандартов [6].
В зависимости от субъектов (участников) налоговой конкуренции следует различать вертикальную и горизонтальную налоговую конкуренцию.
Вертикальная налоговая конкуренция представляет собой конкуренцию за налоговые полномочия между центром и регионами или конкуренцию внутри "сложносоставных" регионов за расширение полномочий в области установления, изменения региональных и местных налогов.
Вертикальная налоговая конкуренция за налоговую базу происходит на фоне выравнивания финансовых различий в уровне развития субъектов федерации посредством налогов. В современных федеративных государствах выравнивание осуществляется следующими способами через:
- закрепление налоговой базы за определенным уровнем власти (региональный или местный налог полностью поступает в соответствующий бюджет либо разграничивается между бюджетами различных уровней);
- разделение налоговых доходов (между уровнями власти распределяются налоговые поступления);
- "параллельное использование налоговых баз" (федерация и субъект федерации независимо друг от друга могут вводить свой налог на одну и ту же базу) [3, с. 13, 15].
Горизонтальная налоговая конкуренция за налогоплательщика представляет собой конкуренцию между территориями за источники формирования доходов своих бюджетов [2, с. 111]. Рассмотренные выше внутренняя и международная налоговая конкуренции являются, по сути, видами горизонтальной налоговой конкуренции.
Конечная цель горизонтальной налоговой конкуренции состоит в привлечении инвестиций с других территорий для расширения налоговой базы, которая служит источником формирования бюджета конкретной территории. Для любого территориального образования актуальной является задача повышения своей налоговой конкурентоспособности, под которой подразумевается предоставление на определенной территории общественных благ, отвечающих в наибольшей степени интересам налогоплательщиков, более высокого качества с меньшими затратами или более эффективно, чем на других территориях [3, с. 16].
Список литературы:
1. Герасименко Н.В. Международная налоговая конкуренция: правовой аспект // Современная конкуренция. 2007. N 3; http://moderncompetition.ru/r/articles/article/index.php?article_id_4=60.
2. Налоговые системы: Методология развития: Монография для магистрантов, обучающихся по программам "Налоги и налогообложение", "Финансы и кредит" / [И.А. Майбуров и др.]; Под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 463 с.
3. Пинская М.Р. Налоговая конкуренция: от теории к практике: Монография. М.: ИНФРА-М, 2013. 136 с.
4. Погорлецкий А.И. Принципы международного налогообложения и международного планирования. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005. 386 с.
5. Шахмаметьев А.А. Международное налоговое право. М.: Международные отношения, 2014. 824 с.
6. A Progress Report jn the Jurisdictions Surveyed be the OECD Clobal Forum in Implementingthe Internationally Agreed Tax Standad // http://www.oecd.org/ctp/42497950.pdf.
7. International Tax Glossary / Amsterdam: IBFD Publications BV, 2010. Revised 6th edition. 550 p.
8. Harmful Tax Competition: An Emerging Global Issue // http://www.oecd.org/tax/harmful/1904176.pdf.
Налоговая конкуренция
Налоговая конкуренция
Источник: 101 термин налогового права. Краткое законодательное и доктринальное толкование.