НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА
совокупность налогов, взимаемых в государстве, а также форм и методов их построения.

Источник: Гражданское право (терминологический словарь). 2018

Налоговая система
совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке.

Источник: Римское право. Основные понятия законы и иски персоналии и сентенции. Cловарь-справочник.

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА
совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке. См. также Налог, Таможенные пошлины.

Источник: Большой юридический словарь

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА
Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей (далее - налоги), взимаемых в установленном порядке, образуют налоговую систему.

Источник: Словарь понятий и терминов, сформулированных в нормативных документах российского законодательства

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА
совокупность взаимосвязанных налогов, сборов, пошлин, взимаемых в государстве, и методов налогообложения, сбора и использования налогов, а т.ж. налоговых органов. См. т.ж. НАЛОГИ; ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

Налоговая система
совокупность налогов, сборов, пошлин и иных платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков – юридических и физических лиц на территории страны. Составным элементом этой системы являются налоговые органы.

Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА
совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков - юридических и физических лиц на территории страны. Все налоги, сборы, пошлины и другие платежи "питают" бюджетную систему РФ. Кроме того, существуют государственные внебюджетные фонды, доходная часть которых формируется за счет целевых отчислений.
В соответствии с Законом РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образует Н.с. Специальные функции налогов формируют структуру Н.с., определяют ее основные звенья, правовые институты, принципы и методы. К таким функциям относятся следующие: а) реализация конституционных основ налогового федерализма установлением совместной налоговой компетенции федерации и ее субъектами (конституционная); б) создание общего налогового режима в интересах формирования единого рынка (координирующая); в)обеспечение доходов бюджетов разного уровня (фискальная); г) регулирование через систему налоговых льгот и налоговых санкций производственной и социальной активности (стимулирующая); д) координация и контроль финансовой деятельности с использованием налоговых методов (контрольная); е) использование Н.с. для согласования и взаимодействия различных финансовых и правовых сфер (межотраслевая); ж) формирование системы норм налогового законодательства и его кодификация (правовая); з) защита национальных экономических интересов специальным таможенным режимом, налоговым режимом иностранных инвестиций, обеспечивающих внешнеэкономическую безопасность государства (внешнеэкономическая).
Конституционные нормы и принципы, по которым построена Н.с., можно разделить на две группы: принципы, определяющие основы налоговой политики и налоговых отношений между РФ и ее субъектами: принципы, определяющие основы поведения и правовой статус участников налоговых отношений. К первой группе относятся: а) принцип обеспечения единства налоговой политики и Н.с. на всей территории РФ; б) принцип равенства прав субъектов РФ в принятии собственного налогового законодательства; в) принцип конституционности актов налогового законодательства: г) принцип регулятивности (гибкости) налоговых платежей как инструмента внешнеторговой и инвестиционной политики; д) принцип обеспечения сбалансированности бюджетов разного уровня; е) принцип самостоятельности местного самоуправления в сборе местных налогов и распоряжении своими бюджетными средствами; ж) принцип равенства налогоплательщиков перед государством и законом; з) принцип обязательности уплаты налогов, учета налогоплательщика и неотвратимости ответственности за нарушение налогового законодательства; и) принцип защиты имущественных прав налогоплательщиков от неправомерных действий должностных лиц и иного ущерба, обязательность возврата из бюджета неправильно взысканных налогов: к) принцип предотвращения двойного налогообложения и неотягощения налогового бремени. Законы, отягчающие налоговое бремя, обратной силы не имеют; л) принцип публичности и гласности информации в налоговых отношениях; м) принцип социальной ориентированности налоговой политики; н) принцип обеспечения законности и правопорядка в налоговых отношениях, защита интересов участников налоговых отношений в суде;

Источник: Энциклопедия юриста

Налоговая система
система налогов и сборов Российской Федерации, установленная законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В РФ установлены три вида налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.
Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.
Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действие на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах.
Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативноправовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.
Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются НК РФ. Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ. Кроме того, НК РФ устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.
К федеральным налогам и сборам относятся:
1) налог на добавленную стоимость; 2) акцизы;
3)налог на доходы физических лиц;
4)налог на прибыль организаций;
5)налог на добычу полезных ископаемых;
6)водный налог;
7)сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; 8) государственная пошлина.
К региональным налогам относятся: 1) налог на имущество организаций; 2) налог на игорный бизнес; 3) транспортный налог.
К местным налогам относятся:
1)земельный налог;
2)налог на имущество физических лиц.
К специальным налоговым режимам относятся:
1)система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
2)упрощенная система налогообложения;
3)система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
4)система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.
В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.
Специальные налоговые режимы устанавливаются НК РФ и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах. Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.
Информация и копии законов, иных нормативных правовых актов об установлении, изменении и прекращении действия региональных и местных налогов направляются органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в Министерство финансов РФ и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, а также в финансовые органы соответствующих субъектов РФ и территориальные налоговые органы.
А. А. Сапожников
Список литературы
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (с изм.).

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия

Налоговая система
Действующее законодательство не содержит дефиниции термина "налоговая система", в то время как в научной и учебной литературе существует значительное количество определений понятия "налоговая система".
Налоговая система была впервые определена в Законе РФ N 2118 от 27.12.1991 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" как совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей (далее - налоги), взимаемых в установленном порядке. Данное определение подвергалось критике со стороны правоведов, экономистов и практических работников, при этом стержнем критики являлась ограниченность законодательного подхода к пониманию налоговой системы, а также стремление искусственно "пристегнуть" платежи неналогового характера к налоговым платежам [7, с. 66 - 67].
В то же время некоторые авторы придерживаются именно "узкого" подхода в понимании налоговой системы. Так, Н.В. Миляков указывает, что налоговая система - это совокупность налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке. Автор подчеркивает, что понятие "налоговая система" и применяемое Налоговым кодексом РФ словосочетание "система налогов и сборов" - синонимы [6, с. 83].
В литературе неоднократно отмечалась некорректность отождествления понятия "система налогов" с понятием "налоговая система". В частности, на это указывает авторский коллектив Е.Ю. Грачевой и Г.П. Толстопятенко, определяя систему налогов как совокупность отдельных налогов, обладающую организационно-правовым и экономическим единством, а налоговую систему как совокупность установленных в государстве существенных условий налогообложения [13, с. 238]. Такого же понимания налоговой системы придерживается С.Г. Пепеляев, при этом подчеркивая, что понятие "налоговая система" характеризует налоговый правопорядок в целом, а система налогов - только элемент налоговой системы [8, с. 262].
Существуют, по сути, схожие определения налоговой системы как основанной на определенных принципах системы урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в сфере налогообложения [10, с. 129; 12, с. 149].
Э.Д. Соколова предлагает определение налоговой системы государства как правовой формы налогообложения, определяемого экономическими условиями развития общества, функционирующего в условиях действия рыночных отношений, т.е. налоговая система опосредует налогообложение, систему налогообложения [11, с. 31].
Имеющиеся в специальной литературе определения налоговой системы разнообразны, однако значительная их часть исходит из установления тех или иных элементов налоговой системы.
Так, К.С. Бельский определяет налоговую систему как основанную на определенных принципах совокупность взаимосвязанных частей (элементов) в сфере налогообложения, к которым относится налоговая платежеспособность, система установленных законом налогов и сборов, налоговая администрация и принимаемые государством методы налогообложения [1, с. 55].
Авторский коллектив И.А. Майбурова дает определение налоговой системы как целостного единства четырех основных ее элементов: законодательства о налогах и сборах, совокупности налогов и сборов, плательщиков налогов и сборов, системы налогового администрирования. При этом каждый из элементов находится друг с другом в тесной взаимосвязи и взаимозависимости [7, с. 68].
И.И. Кучеров указывает, что в широком смысле налоговая система может быть определена как основанная на определенных принципах система урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в связи с установлением и взиманием налогов и сборов. Составляющими этой сложной системы являются не только налоги и сборы, но и налогооблагающие субъекты, действующие от их имени налоговые (финансовые, таможенные) органы, органы государственных внебюджетных фондов, налогоплательщики, налоговые агенты и пр. Кроме того, налоговая система включает в себя принципы ее организации и функционирования, а также нормы налогового права [4, с. 215].
В.Г. Пансков придерживается следующего определения: налоговая система - совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства [9, с. 171].
Согласно позиции Л.Н. Лыковой, налоговая система любого государства представляет собой:
во-первых, взаимосогласованную совокупность налогов, сборов и иных обязательных платежей, используемых для финансирования государственного бюджета, местных бюджетов и внебюджетных фондов;
во-вторых, систему законов, указов и подзаконных нормативных актов, регулирующих порядок исчисления и уплаты в бюджет различных налогов, сборов и иных налоговых платежей;
в-третьих, систему государственных институтов, обеспечивающих принятие законов и иных нормативных актов, администрирование налогов в соответствии с нормативными актами и контроль за своевременностью и правильностью уплаты налогов [5, с. 82].
Существуют и иные подходы к определению налоговой системы. По мнению В.В. Коровкина, возможны два подхода к определению налоговой системы. Первый исходит из определения сущности и функционального назначения системы, второй базируется на определении ее содержания. Согласно первому налоговую систему можно определить как императивную структуру организации взаимоотношений между сувереном (в лице государства) и налогоплательщиками или систему отправления государственно-властных функций при формировании казны. Согласно второму под налоговой системой понимается взаимосвязанная совокупность всех существенных условий налогообложения, действующих в данной стране в данный конкретный период времени [3, с. 197].
М.Н. Карасев указывает, что налоговая система, опосредуя большую часть или большинство общественных отношений, возникающих в сфере налогообложения, является формальным выражением налоговой политики государства. Автор делает вывод о возможности характеристики налоговой системы с двух позиций. С одной стороны, как совокупности нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере налогообложения (условно такую характеристику можно рассматривать как внешнюю форму налоговой системы). С другой стороны, налоговая система отражает основные элементы налогообложения, включая в себя разграничение полномочий органов власти различных уровней в сфере налогообложения, существенные элементы налогообложения, права и субъекты налоговых отношений [2, с. 164].
Налоговые системы можно классифицировать по различным основаниям.
В зависимости от уровня налоговой нагрузки на экономику страны налоговые системы подразделяют на:
- либерально-фискальные, обеспечивающие налоговые изъятия с учетом платежей социального характера до 30% ВВП;
- умеренно фискальные, с уровнем налогового бремени от 30 до 40% ВВП;
- жесткофискальные, позволяющие перераспределить посредством налогов более 40% ВВП [7, с. 70 - 71].
В зависимости от доли косвенного налогообложения налоговые системы подразделяют на:
- подоходные, делающие основной акцент на обложение доходов и имущества, в которых доля поступлений от косвенных налогов не превышает 35% совокупных налоговых доходов;
- умеренно косвенные, равномерно распределяющие налоговую нагрузку на обложение доходов и потребления, в которых доля косвенных налогов составляет от 35 до 50% совокупных налоговых доходов;
- косвенные, делающие основной акцент на обложение потребления, в котором косвенные налоги обеспечивают более 50% совокупных налоговых доходов [7, с. 71 - 72].
В зависимости от уровня централизации налоговых полномочий налоговые системы делятся на:
- централизованные, наделяющие федеральный уровень управления подавляющим большинством налоговых полномочий и обеспечивающие долю налоговых доходов этого уровня более 65% консолидированных налоговых поступлений;
- умеренно централизованные, наделяющие все уровни управления значимыми налоговыми полномочиями и обеспечивающие долю налоговых доходов федерального уровня от 55 до 65% консолидированных налоговых поступлений;
- децентрализованные, наделяющие нижестоящие уровни правления более значимыми налоговыми полномочиями и обеспечивающие долю налоговых доходов федерального уровня до 55% консолидированных налоговых поступлений [7, с. 72].
Список литературы:
1. Вельский К.С. Налоговая система: генезис, основные элементы, принципы // Государство и право. 2006. N 9. С. 48 - 55.
2. Карасев М.Н. Налоговая политика и правовое регулирование налогообложения в России. М.: Вершина, 2004. 224 с.
3. Коровкин В.В. Основы теории налогообложения: Учеб. пособие. М.: Экономистъ, 2006. 576 с.
4. Кучеров И.И. Теория налогов и сборов (Правовые аспекты): Монография. М.: ЮрИнфоР, 2009. 473 с.
5. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: Учебник. М.: Дело, 2004. 400 с.
6. Миляков Н.В. Налоговое право: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2008. 383 с.
7. Налоги и налогообложение: Учебник для студентов вузов, обучающихся по спец. "Финансы и кредит", "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", "Мировая экономика" / Под ред. И.А. Майбурова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 519 с.
8. Налоговое право: Учебник / Под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Юристъ, 2003. 591 с.
9. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: Учебник для вузов. М.: Издательство "Юрайт"; ИД "Юрайт", 2010. 680 с.
10. Парыгин В.А., Тадеева А.А. Налоговое право Российской Федерации. Ростов н/Д: Феникс, 2002. 480 с.
11. Соколова Э.Д. К вопросу о понятии налоговой системы // Финансовое право. 2011. N 1. С. 28 - 31.
12. Теория и история налогообложения: Учебник / Л.В. Попова, И.А. Дрожжина, И.А. Маслова, М.М. Коростелкин. М.: Дело и Сервис, 2011. 368 с.
13. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко. М.: ТК "Велби"; Изд-во "Проспект". 2-е изд., перераб. и доп. М., 2008. 528 с.

Источник: 101 термин налогового права. Краткое законодательное и доктринальное толкование.

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
118.19 кб

Налоговая система Италии

Попова Л. В., Маслова И. А., Земляков Ю. Д., Маслов Б. Т., Дрожжина И. А., Салихова В. Ю.
В Издательском доме «Финансы и Кредит» вышло в свет учебно-методическое пособие: Л.В. Попова, И.А. Маслова, Ю.Д. Земляков, Б.Г. Маслов, И.А. Дрожжина, В.Ю. Салихова. Налоговые системы зарубежных стран. М.
Читать PDF
150.06 кб

Динамика налоговой системы США

Ермасова Н.Б.
В статье рассматривается целостная картина налогового администрирования в США на четырех уровнях.
Читать PDF
309.29 кб

О системе форм налогового права

Ашмарина Елена Михайловна
В настоящей статье коротко рассмотрена система форм налогового права как совокупности двух элементов подсистемы международного налогового права и подсистемы национального налогового права.
Читать PDF
224.17 кб

Мониторинг. Налоговая система РФ

Бочарова Оксана Николаевна
В статье проанализирована налоговая система РФ в условиях реформирования экономики, отмечены критерии ее оценки. Определена сущность налогов и налогообложения, выделены их функции.
Читать PDF
1.78 мб

Перспективы налоговой системы РФ

Яруллин Р.Р., Сиразева Э.А.
Эффективная налоговая система является одним из ключевых условий экономического благополучия государства, обеспечивая не только пополнение государственного бюджета, но и сохранение социальной стабильности.
Читать PDF
294.30 кб

Налоговые системы зарубежных стран

Читать PDF
222.17 кб

Налоговые системы зарубежных стран

Издательский дом «Финансы и Кредит» выпустил учебно-методическое пособие «Налоговые системы зарубежных стран». Пособие подготовлено авторским коллективом, в состав которого вошли Л.В.
Читать PDF
428.84 кб

О налоговой системе Республики Чад

Малик Якуб Махмат
Читать PDF
194.33 кб

Налоговые системы зарубежных стран

Издательский дом «Финансы и Кредит» выпустил учебно-методическое пособие «Налоговые системы зарубежных стран». Пособие подготовлено авторским коллективом, в состав которого вошли Л.В.
Читать PDF
176.75 кб

Налоговые системы зарубежных стран

Попова Я. В., Маслова И. А., Земляков Ю. Д., Маслов Б. Г., Дрожжжа И. А., Салихова В. Ю.
В Издательском доме «Финансы и Кредит» вышло в свет учебно-методическое пособие «Налоговые системы зарубежных стран». В пособии представлены теоретические положения по действующим налоговым системам зарубежных стран.
Читать PDF
368.23 кб

Налоговые системы зарубежных стран

Попова Л. В., Маслова И. А., Земляков Ю. Д., Маслов Б. Г., Дрожжжа И. А., Салихова В. Ю.
В Издательском доме «Финансы и Кредит» вышло в свет учебно-методическое пособие «Налоговые системы зарубежных стран». В пособии представлены теоретические положения по действующим налоговым системам зарубежных стран.
Читать PDF
274.03 кб

Налоговая система Республики Корея

Чо Ын Джин
Настоящая статья посвящена обзору налоговой системы Республики Корея. В работе рассмотрены виды национальных и местных налогов, источники налогового законодательства, принципы налогообложения в Республике Корея.
Читать PDF
272.09 кб

Развитие структуры налоговой системы

Лапин В. Н.
Читать PDF
4.49 мб

Система налогового администрирования

Анашкин А.К.
Читать PDF
487.98 кб

Пути реформирования налоговой системы

Черник Дмитрий Георгиевич
В статье рассматривается современный этап реформирования налоговой системы как одного из инструментов выхода России из кризиса.