Налоговое администрирование

Найдено 1 определение
Налоговое администрирование
Понятие "налоговое администрирование" не закреплено на законодательном уровне и с точки зрения современной отечественной налогово-правовой доктрины представляет собой сравнительно новый институт.
Данное понятие встречается в подзаконных нормативно-правовых актах. Примером может служить налоговое администрирование крупнейших налогоплательщиков [1]. Содержание же данного понятия не раскрывается.
Как справедливо отмечается в научной литературе, проблема отсутствия единого и однозначного понимания категории налогового администрирования в теории поднимается практически каждый раз, когда исследователи пытаются высказать свое авторское видение сущности этого явления. Некоторые из них даже выступают за законодательное определение данного термина в Налоговом кодексе РФ. При этом в настоящее время все, в чьи научные интересы входит данная проблематика, раскрывают значение налогового администрирования через государственное управление в налоговой среде, либо давая ему максимально детализированную, описательную дефиницию, либо ограничиваясь его общими характерными свойствами и признаками [11, с. 139].
В частности, в научной и учебной литературе можно встретить следующие понимания налогового администрирования:
- как управленческой деятельности государства и местных органов по налоговому планированию, формированию и совершенствованию системы налогов и сборов, контролю за соблюдением налогового законодательства и соблюдением прав и обязанностей участников налоговых отношений [10, с. 238];
- как организационно-управленческой системы реализации налоговых отношений, включающей совокупность форм и методов, использование которых призвано обеспечить налоговые поступления в бюджетную систему России [3, с. 4];
- как урегулированной нормами права деятельности государственных уполномоченных органов в налоговой сфере, направленной на реализацию эффективной налоговой политики. Автор в том числе предлагает рассматривать налоговое администрирование как основу эффективности собираемости налогов. При этом автор обращает внимание на отсутствие единого понимания собираемости налогов, а два основных подхода сводятся к ее пониманию как показателя эффективности реализации фискальной функции налоговой системы либо к отождествлению сущности собираемости налогов с основной рейтинговой оценкой работы налоговых органов [4, с. 18 - 20];
- как системы мер, направленных на обеспечение реализации актов законодательства о налогах и сборах специально уполномоченными органами власти посредством административных, организационных и иных методов [5, с. 19];
- как организации и осуществления эффективной деятельности субъектов налогового контроля - налоговых инспекций, системы управления налоговыми отношениями. По мнению автора, понятие "налоговое администрирование" можно рассматривать с двух сторон. Во-первых, это система органов управления, в которые входят как законодательные, так и административные налоговые органы. Во-вторых, это совокупность норм и правил, регламентирующих налоговые действия и конкретную налоговую технику, а также определяющих меры ответственности за нарушение налогового законодательства [6, с. 195].
Относительно последнего из приведенных пониманий налогового администрирования хотелось бы отметить, что большинство ученых считают, что налоговое администрирование как исполнительно-распорядительская деятельность осуществляется только органами исполнительной власти. Если рассматривать налоговое администрирование в широком смысле, как деятельность, воплощающую налоговую политику государства и обеспечивающую возникновение, развитие, изменение и прекращение налоговой обязанности, то такая деятельность на первый взгляд должна охватывать и правотворчество. Однако правотворчество осуществляется еще до самого процесса правового регулирования и поэтому не относится к его механизму [7, с. 162 - 163].
Одно из наиболее полных понятий налогового администрирования предложено А.С. Титовым - это совокупность норм (правил), методов, приемов и средств, при помощи которых специально уполномоченные органы государства осуществляют управленческую деятельность в налоговой сфере, направленную на контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей [9, с. 137].
Заслуживает внимания определение налогового администрирования, предложенное авторским коллективом И.А. Майбурова, как процесса управления налоговым производством, реализуемого налоговыми и иными органами (налоговыми администрациями), обладающими определенными властными полномочиями в отношении налогоплательщиков и плательщиков сборов. При таком подходе предметом налогового администрирования является налоговое производство, объектом - процесс управления этим производством, а в качестве субъектов выступают налоговые и иные органы, именуемые налоговыми администрациями [8, с. 90].
Важными элементами данного подхода являются налоговое производство и налоговые администрации. Термин "налоговое производство" выбран авторами не случайно. Авторы отмечают, что в сфере налогообложения это понятие носит узкоспециализированное применение, и юридическая теория практически ограничивает его использование исключительно в контексте "производство по делам о налоговых правонарушениях". Ссылаясь на учебное пособие "Налоги и налоговое право" под редакцией А.В. Брызгалина, рассмотреть налоговое производство можно с двух позиций:
- как налогово-правовую категорию, т.е. установленную законодательством совокупность приемов, способов и методик, определяющих порядок исполнения юридических обязательств налогоплательщиков по исчислению и уплате налогов;
- как административно-правовую категорию, определяемую авторами как совокупность законодательно установленных приемов, способов и методик, определяющих порядок добровольного исполнения налогового обязательства налогоплательщиками, и полномочий налоговых администраций по контролированию, регулированию и принуждению налогоплательщиков к исполнению этих обязательств [8, с. 91 - 92].
Налоговые администрации определяются авторами как государственные и иные органы, которым на законодательной основе предоставлены определенные властные (административные) полномочия в отношении налогоплательщиков и плательщиков сборов. К ним относятся: финансовые органы в области налогов и сборов, органы внутренних дел, налоговые органы и таможенные органы [8, с. 93].
Основные направления налоговой политики, утверждаемые Правительством РФ, в обязательном порядке содержат меры по совершенствованию налогового администрирования. Анализируя данный аспект, А.М. Гоголев определяет основные направления государственной политики в области налогового администрирования как сложно-структурное образование, включающее в себя органическое единство как социально-экономической политики, так и финансовой, бюджетной, налоговой и денежно-кредитной политики нашего государства и напрямую зависящее от качества стратегического управления экономикой и общественными финансами [2, с. 32].
Список литературы:
1. Приказ МНС России от 16.04.2004 N САЭ-3-30/290 (в ред. от 30.10.2012) "Об организации работы по налоговому администрированию крупнейших налогоплательщиков и утверждении критериев отнесения российских организаций - юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях" // Налогообложение. 2004. N 3.
2. Гоголев А.М. Основные направления государственной политики в области налогового администрирования // Финансовое право. 2013. N 5. С. 28 - 33.
3. Дадашев А.З., Лобанов А.В. Налоговое администрирование в Российской Федерации. М.: Книжный мир, 2002. 363 с.
4. Ильин А.Ю. Влияние налогового администрирования на собираемость налогов // Финансовое право. 2012. N 1. С. 18 - 22.
5. Карасев М.Н. Налоговая политика и правовое регулирование налогообложения в России. М.: Вершина, 2004. 224 с.
6. Клейменова М.О. Налоговое право: Учеб. пособие. М.: МФПУ "Синергия", 2013. 368 с.
7. Налоги и налогообложение. Палитра современных проблем: Монография для магистрантов, обучающихся по программам направления "Финансы и кредит" / [И.А. Майбуров и др.]; Под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. 375 с.
8. Налоги и налогообложение: Учебник для студентов вузов, обучающихся по спец. "Финансы и кредит", "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", "Мировая экономика" / Под ред. И.А. Майбурова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 519 с.
9. Титов А.С. Налоговое администрирование и контроль. М.: ВК, 2007. 410 с.
10. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: Учебник для вузов. М.: Издательство "Юрайт"; ИД "Юрайт", 2010. 680 с.
11. Фишер О.В. Налоговое администрирование в системе приоритетов налоговой политики РФ // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. 2011. N 3. С. 138 - 143.

Источник: 101 термин налогового права. Краткое законодательное и доктринальное толкование.

Реклама