Налоговое законодательство Российской Федерации

Найдено 1 определение
Налоговое законодательство Российской Федерации
законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, состоящее из Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах, законов субъектов РФ о налогах и сборах и нормативно-правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах, принимаемых представительными органами муниципальных образований в соответствии с НК РФ.
Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
К отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено НК РФ.
Основные начала законодательства о налогах и сборах установлены ст. 3 НК РФ и включают следующие положения:
— каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога;
— налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев;
— не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала;
— налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав;
— не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций;
— ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ;
— при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить;
— все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
НК РФ (ст. 5) установлено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.
Федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов РФ и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.
Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Данные положения распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ.
А. А. Сапожников
Список литературы
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (с изм.).
Налоговый кодекс Российской Федерации — комплексный нормативно-правовой акт, содержащий систематизированное изложение основных положений законодательства о налогах и сборах.

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
190.65 кб

Принципы налогового законодательства субъектов Российской Федерации

Краснова Антонина Анатольевна
Статья посвящена исследованию принципов законотворчества субъектов России в налоговой сфере. Приводится классификация принципов налогового законотворчества на общие (общеправовые) и специальные.
Читать PDF
172.04 кб

К вопросу о новеллах в налоговом законодательстве Российской Федерации

Красильникова И.В.
Статья посвящена проблеме внесения существенных изменений в налоговое законодательство Российской Федерации, затрагивающих интересы физических лиц.
Читать PDF
236.29 кб

Перспективы развития налогового законодательства в Российской федерации

Лисовая Галина Михайловна
В данной статье указаны перспективные направления развития налогового законодательства.
Читать PDF
95.60 кб

О перспективах развития налогового законодательства Российской Федерации

Лермонтов Ю. М.
На практике часто встречаются споры о применении налогоплательщиками пункта 4 статьи 170 НК РФ.
Читать PDF
90.33 кб

О перспективах развития налогового законодательства Российской Федерации

Лермонтов Ю. М.
В статье проведен анализ ключевых положений Основных направлений налоговой политики, а также будут подведены итоги реализации предыдущей версии документа с использованием судебной практики и разъяснений налоговых органов.
Читать PDF
415.40 кб

Нововведения в налоговом законодательстве Российской Федерации (окончание)

Лермонтов Ю. М.
В заключительной статье о нововведениях в налоговом законодательстве Российской Федерации рассказано об изменениях в ведении Единого государственного реестра налогоплательщиков, в связи с принятием Федерального закона от 19.07.
Читать PDF
404.96 кб

Нововведения в налоговом законодательстве Российской Федерации (Продолжение)

Лермонтов Ю. М.
В статье подробно комментируются изменения в Налоговом кодексе РФ в связи с принятием нового Федерального закона от 19.07.
Читать PDF
814.99 кб

Нововведения в налоговом законодательстве Российской Федерации (продолжение)

Лермонтов Ю. М.
В статье продолжено разъяснение положений Федерального закона № 245-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах»
Читать PDF
263.28 кб

Категория "законный интерес" в налоговом законодательстве Российской Федерации

Мосидзе Гела Амиранович
Предмет исследования: вопрос о необходимости введения определения категории «законный интерес» в налоговое законодательство Российской Федерации.
Читать PDF
395.56 кб

Нововведения в налоговом законодательстве Российской Федерации (продолжение следует)

Лермонтов Ю. М.
В статье подробно комментируются изменения в Налоговом кодексе РФ в связи с принятием нового Федерального закона от 19.07.
Читать PDF
5.87 мб

О современных тенденциях развития налогового законодательства в Российской Федерации

Карпов Эдуард Сергеевич
Цель: Исследование современных проблем реформирования и кодификации налогового законодательства Российской Федерации. Методология: Использовались историко-правовой и формально-юридический методы.
Читать PDF
254.94 кб

К вопросу о соответствии налогового законодательства Конституции Российской Федерации

Головизнина Ирина Александровна
Рассмотрены вопросы совершенствования налогового законодательства в части приведения его в соответствие с Конституцией Российской Федерации.
Читать PDF
308.52 кб

Основные тенденции развития налогового законодательства Российской Федерации (окончание)

Лермонтов Ю. М.
В статье рассмотрены основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 г. и на плановый период 2014 и 2015 гг.
Читать PDF
1.49 мб

О тенденциях развития налогового законодательства Российской федерации на современном этапе

Переверзева Елена Владимировна, Переверзев Петр Викторович
В статье анализируются особенности построения системы налогового законодательства Российской Федерации. Система налогового законодательства представлена как внешняя форма права, выражающая строение его источников.
Читать PDF
343.45 кб

Основные тенденции развития налогового законодательства российской Федерации (окончание следует)

Лермонтов Ю. М.
В статье рассмотрены основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 г. и на плановый период 2014 и 2015 гг.