Налоговый учет

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Учет налоговый
система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным соответствующим налоговым законодательством. Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля правильности исчисления, полноты и своевременности исчисления и уплаты в бюджет налога.

Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.

Налоговый учет
В ст. 313 Налогового кодекса РФ налоговый учет определен как система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом.
Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по конкретному налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, установленным соответствующими главами Налогового кодекса РФ [2].
Налоговый учет - комплексный учет налоговых платежей всех зарегистрированных и незарегистрированных налогоплательщиков, осуществляемый на уровне юридических лиц [4].
Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.
Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, т.е. применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.
Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета. Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах - не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства.
В случае, если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и отразить в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности.
Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.
Подтверждением данных налогового учета являются:
1) первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);
2) аналитические регистры налогового учета;
3) расчет налоговой базы.
Содержание данных налогового учета (в том числе данных первичных документов) является налоговой тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в данных налогового учета, обязаны хранить налоговую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную действующим законодательством.
В Налоговом кодексе РФ установлены:
1) порядок налогового учета:
- доходов от реализации (ст. 316);
- отдельных видов внереализационных доходов (ст. 317);
2) особенности порядка ведения налогового учета отдельных видов доходов (расходов):
- расходов на ремонт основных средств (ст. 324);
- расходов на освоение природных ресурсов (ст. 325);
- по срочным сделкам при применении метода начисления (ст. 326);
- доходов (расходов) в виде процентов, полученных (уплаченных) по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также процентов по ценным бумагам и другим долговым обязательствам (ст. 328);
- при реализации ценных бумаг (ст. 329);
3) особенности ведения налогового учета:
- организациями, созданными в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность данных организаций (ст. 321);
- операций с основными средствами (ст. 323);
- доходов и расходов страховых организаций (ст. 330);
- доходов и расходов банков (ст. 331);
- доходов и расходов при исполнении договора доверительного управления имуществом (ст. 332);
- доходов и расходов по сделкам РЕПО с ценными бумагами (ст. 333).
Кроме того, установлены:
- порядок определения расходов по торговым операциям (ст. 320);
- порядок определения суммы расходов на производство и реализацию (ст. 318);
- порядок оценки остатков незавершенного производства, остатков готовой продукции, товаров отгруженных (ст. 319);
- порядок организации налогового учета по срочным сделкам при применении кассового метода (ст. 327);
- особенности организации налогового учета амортизируемого имущества (ст. 322) [5, с. 459].
В настоящее время существует значительное несоответствие правил ведения бухгалтерского учета и налогового учета. Обособление налогового учета от бухгалтерского учета объективно, так как налоговые правила отражают приоритеты налоговой политики, а правила бухгалтерского учета служат для измерения экономического благосостояния организации. В то же время ведение налогового учета, полностью "оторванного" от бухгалтерского учета, влечет чрезмерное усложнение системы учета на предприятиях, потерю рациональности бухгалтерских процедур и увеличение административных расходов предприятия [3, с. 21]. Несмотря на то что постоянно планируются и предпринимаются меры, направленные на сближение бухгалтерского и налогового учета, эта проблема далека от разрешения.
Список литературы:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 05.08.2000 N 117-ФЗ // СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3340.
2. Бухгалтерская энциклопедия. 2014 // http://buhgalter.academic.ru/.
3. Носкова Ю.В. Налоговый учет в России и в международной практике // Бухгалтер и закон. 2009. N 4. С. 14 - 22.
4. Финансовый словарь проекта "Финам" // http://www.finam.ru/dictionary/.
5. Энциклопедия российского и международного налогообложения / А.В. Толкушкин. М.: Юристъ, 2003. 910 с.

Источник: 101 термин налогового права. Краткое законодательное и доктринальное толкование.

Реклама