институт в конституционном праве ряда зарубежных стран (Италия, Испания, Австрия, Швейцария), представляющий собой механизм осуществления права законодательной инициативы непосредственно населением, для чего требуется собрать в поддержку законопроекта определенное число подписей (50 тыс. в Италии, 100 тыс. в Швейцарии, 200 тыс. в Австрии, 500 тыс. в Испании).
НАРОДНАЯ ИНИЦИАТИВА
НАРОДНАЯ ИНИЦИАТИВА
Источник: Энциклопедия юриста
НАРОДНАЯ ИНИЦИАТИВА
право совершеннолетних граждан (определенной численности) внести на рассмотрение представительного органа власти или органа местного самоуправления либо соответствующего должностного лица проект их решения или предложение о рассмотрении какого-то важного вопроса, отнесенного к их ведению, об организации народного обсуждения данного вопроса или проведении по нему народного голосования (референдума). Н. и. реализуется сбором подписей граждан, реже - принятием решения о Н. и. на собрании граждан по месту их жительства или работы.
Н. и. закрепляется в ряде конституционно-правовых актов. Например, Федеральный конституционный закон о референдуме РФ 1995 г. предусматривает, что инициатива проведения такого референдума может принадлежать не менее чем двум миллионам граждан РФ и реализуется путем сбора их подписей. При этом предлагается конкретная формулировка вопросов референдума. Рассмотрев внесенное в порядке Н. и. предложение и получив положительное заключение Конституционного Суда РФ о соблюдении требований Конституции, Президент РФ назначает референдум.
В Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации" 1995 г. ст. 25 "Народная правотворческая инициатива" предусматривает, что население в соответствии с уставом муниципального образования имеет право на правотворческую инициативу в вопросах местного значения. Проекты правовых актов, внесенные населением в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения - официальному опубликованию (обнародованию).(С. А.)
Н. и. закрепляется в ряде конституционно-правовых актов. Например, Федеральный конституционный закон о референдуме РФ 1995 г. предусматривает, что инициатива проведения такого референдума может принадлежать не менее чем двум миллионам граждан РФ и реализуется путем сбора их подписей. При этом предлагается конкретная формулировка вопросов референдума. Рассмотрев внесенное в порядке Н. и. предложение и получив положительное заключение Конституционного Суда РФ о соблюдении требований Конституции, Президент РФ назначает референдум.
В Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации" 1995 г. ст. 25 "Народная правотворческая инициатива" предусматривает, что население в соответствии с уставом муниципального образования имеет право на правотворческую инициативу в вопросах местного значения. Проекты правовых актов, внесенные населением в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения - официальному опубликованию (обнародованию).(С. А.)
НАРОДНАЯ ИНИЦИАТИВА
право определенной численности совершеннолетних граждан внести на рассмотрение органа власти или должностного лица предложение о проведении какогото публичного мероприятия или о рассмотрении важного вопроса, отнесенного к ведению указанного органа или должностного лица. Н.и. реализуется чаще путем сбора подписей граждан, реже – принятием решения на собрании граждан по месту их жительства (возможно также и месту работы).
Н.и. закрепляется в ряде конституционноправовых актов. Например, Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. (ред. от 22 декабря 2014 г.) «О референдуме Российской Федерации» предусматривает (ст.14), что инициатива проведения референдума принадлежит: 1) не менее чем двум миллионам граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме; 2) Конституционному Собранию в случае, предусмотренном ч. 3 ст. 135 Конституции РФ; 3) федеральным органам государственной власти в случаях, предусмотренных международным договором РФ и данным Законом.
Для реализации инициативы проведения референдума, исходящей от граждан, Закон устанавливает весьма сложную процедуру. В частности, участники референдума образуют инициативную группу по проведению референдума; в субъектах РФ образуются региональные подгруппы; избирательные комиссии субъектов РФ регистрируют региональные подгруппы; при этом инициаторы обязательно должны сформулировать вопросы, которые они предлагают на референдум РФ; инициативная группа с вопросами референдума и списком подгрупп в субъектах РФ обращается в ЦИК РФ; если ЦИК не отклоняет вопросы, предлагаемые на референдум (по мотивам их противоречия законодательству или многозначности), то имеет место регистрация инициативной группы; далее производится сбор подписей в поддержку проведения референдума РФ (причем за счет средств открываемого по разрешению ЦИК специального счета фонда референдума); после сбора подписей вся документация представляется в ЦИК РФ, где происходит ее оценка; лишь при положительной оценке ЦИК РФ представляет соответствующие материалы на рассмотрение Президента РФ; он обращается в Конституционный Суд РФ и получает его заключение о конституционности вопросов и соблюдении процедур инициирования референдума; на основании этого Президент РФ своим указом назначает референдум Российской Федерации.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает такой вариант н.и. как «народная правотворческая инициатива». См. Народная правотворческая инициатива.
Н.и. закрепляется в ряде конституционноправовых актов. Например, Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. (ред. от 22 декабря 2014 г.) «О референдуме Российской Федерации» предусматривает (ст.14), что инициатива проведения референдума принадлежит: 1) не менее чем двум миллионам граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме; 2) Конституционному Собранию в случае, предусмотренном ч. 3 ст. 135 Конституции РФ; 3) федеральным органам государственной власти в случаях, предусмотренных международным договором РФ и данным Законом.
Для реализации инициативы проведения референдума, исходящей от граждан, Закон устанавливает весьма сложную процедуру. В частности, участники референдума образуют инициативную группу по проведению референдума; в субъектах РФ образуются региональные подгруппы; избирательные комиссии субъектов РФ регистрируют региональные подгруппы; при этом инициаторы обязательно должны сформулировать вопросы, которые они предлагают на референдум РФ; инициативная группа с вопросами референдума и списком подгрупп в субъектах РФ обращается в ЦИК РФ; если ЦИК не отклоняет вопросы, предлагаемые на референдум (по мотивам их противоречия законодательству или многозначности), то имеет место регистрация инициативной группы; далее производится сбор подписей в поддержку проведения референдума РФ (причем за счет средств открываемого по разрешению ЦИК специального счета фонда референдума); после сбора подписей вся документация представляется в ЦИК РФ, где происходит ее оценка; лишь при положительной оценке ЦИК РФ представляет соответствующие материалы на рассмотрение Президента РФ; он обращается в Конституционный Суд РФ и получает его заключение о конституционности вопросов и соблюдении процедур инициирования референдума; на основании этого Президент РФ своим указом назначает референдум Российской Федерации.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает такой вариант н.и. как «народная правотворческая инициатива». См. Народная правотворческая инициатива.
Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.