НАРОДНАЯ ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА
Народная правотворческая инициатива
одна из форм непосредственного участия граждан в реализации местного самоуправления. Право граждан соответствующей административно-территориальной единицы, разрабатывать проекты нормативно-правовых актов по вопросам местного значения и вносить их на рассмотрение в органы местного самоуправления.
Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.
НАРОДНАЯ ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА
форма непосредственного участия граждан в деле местного самоуправления. Проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные гражданами в органы местного самоуправления, должны быть рассмотрены на открытом заседании с участием представителей граждан, а результаты - официально опубликованы (обнародованы).
Источник: Большой юридический словарь
НАРОДНАЯ ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА
форма непосредственного участия граждан в осуществлении местного самоуправления. В соответствии с Федеральным законом РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 г. население в соответствии с уставом муниципального образования имеет право на правотворческую инициативу в вопросах местного значения. Проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные населением в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения - официальному опубликованию (обнародованию).
Источник: Экономика и право: словарь-справочник
НАРОДНАЯ ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА
предусмотренное уставом муниципального образования право населения выступать с инициативой принятия правовых актов. Население в соответствии с уставом муниципального образования имеет право на правотворческую инициативу в вопросах местного значения. Проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные населением в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании представительного органа местного самоуправления. В таком заседании вправе участвовать лица, выдвинувшие инициативу, и представитель населения. Результаты обсуждения Н.п.и. подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
(И.К.)
(И.К.)
Источник: Конституционное право России. Энциклопедический словарь
НАРОДНАЯ ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА
новый для России институт местной демократии. Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 1995 г. население в соответствии с уставом муниципального образования имеет право на правотворческую инициативу в вопросах местного значения.
Федеральный закон не устанавливает, какое число граждан и при соблюдении каких требований может реализовать данное право (это должно быть предусмотрено в уставе муниципального образования). Право на правотворческую инициативу ограничено рамками вопросов местного самоуправления, перечень которых дается в уставе соответствующей муниципальной структуры. Проекты правовых актов по вопросам местного значения вносятся согласно закону в соответствующие органы местного самоуправления.
Федеральный закон не устанавливает, какое число граждан и при соблюдении каких требований может реализовать данное право (это должно быть предусмотрено в уставе муниципального образования). Право на правотворческую инициативу ограничено рамками вопросов местного самоуправления, перечень которых дается в уставе соответствующей муниципальной структуры. Проекты правовых актов по вопросам местного значения вносятся согласно закону в соответствующие органы местного самоуправления.
Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению
НАРОДНАЯ ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА
новый для России институт местной демократии. Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организаций местного самоуправления в Российской Федерации » 1995 население в соответствии с уставом муниципального образования имеет право на правотворческую инициативу в вопросах местного значения. Федеральный закон не устанавливает, какое число граждан и при соблюдении каких требований может реализовать это право (это должно быть предусмотрено в уставе муниципального образования). Некоторые субъекты Федерации в принятых ими законах о местном самоуправлении устанавливают отдельные требования, которые должны быть учтены при решении данного вопроса в уставе муниципального образования. Так, например, Закон Воронежской области «О местном самоуправлении в Воронежской области» 1994 (с последующими изменениями) закрепляет, что право местной нормотворческой инициативы может быть предоставлено уставом муниципального образования группам граждан, имеющим право на участие в местном самоуправлении, что порядок и процедура сбора подписей под Н.п.и. регулируется в соответствии с областным законодательством о выборах в части порядка и процедуры сбора подписей при петиционном порядке выдвижения кандидатов. Число подписей, необходимых для внесения Н.п.и., должно быть определено в уставе муниципального образования, но не может быть более 15% числа избирателей, принявших участие в последних по времени выборах. Право на правотворческую инициативу ограничено рамками вопросов местного значения, т.е. предметами ведения муниципального образования, перечень которых дается в уставе муниципального образования. Проекты правовых актов по вопросам местного значения вносятся в соответствии с законом в соответствующие органы местного самоуправления. Проект правового акта по вопросам местного значения, внесенный населением в орган местного самоуправления, должен быть обязательно рассмотрен данным органом на открытом заседании с участием представителей населения. Орган местного самоуправления вправе отклонить данный проект, принять решение о необходимости его доработки, утвердить данный проект, принять какое-либо иное решение. Результаты рассмотрения органом местного самоуправления проекта данного правового акта во всех случаях должны быть официально опубликованы (обнародованы); в уставе муниципального образования должны быть установлены сроки, в течение которых орган местного самоуправления должен рассмотреть проект правового акта, внесенного населением, и официально опубликовать (обнародовать) результат его рассмотрения. В.И. Фадеев
Источник: Юридическая энциклопедия
НАРОДНАЯ ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА
консультативный институт непосредственной демократии. Суть н.п.и.: граждане полагают, что по какомуто вопросу надо принять нормативный правовой акт. Они готовят проект такого акта, собирают определенное число подписей в поддержку проекта и затем вносят проект на рассмотрение компетентного органа государственной власти или органа местного самоуправления. Данный орган не вправе «отмахнуться» от проекта, его положено рассмотреть по существу и принять решение. Конечно, это может как принятие акта, так и отклонение проекта, что должно быть мотивировано.
Одним из первых актов РФ, в котором была закреплена н.п.и., стал Федеральный закон 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Федеральный закон 2003 г., пришедший ему на смену, также сохранил этот институт. Согласно ст. 26 Закона 2003 г. с правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования. Минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается таким актом и не может превышать 3 % числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.
Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения. Представителям инициативной группы граждан должна быть обеспечена возможность изложения своей позиции при рассмотрении указанного проекта. В случае если принятие муниципального правового акта, проект которого внесен в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, относится к компетенции коллегиального органа местного самоуправления, указанный проект должен быть рассмотрен на открытом заседании данного органа. Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан.
В законодательстве субъектов РФ нет однозначной трактовки коллективных обращений граждан, петиций, н.п.и. Порой эти институты переплетены. Например, в Законе г. Москвы от 11 декабря 2002 г. «О гражданской законодательной инициативе в городе Москве» установлено, что жители Москвы «осуществляют гражданскую законодательную инициативу путем внесения в Думу петиции с предложением о принятии, изменении или отмене закона города Москвы и соответствующего проекта закона города Москвы». А п. 3 той же статьи определил, что петиция вносится от имени не менее 50 тыс. жителей г. Москвы.
Законодательство субъектов РФ идет по пути расширения регулирования в конституциях, уставах и специальных законах института народной (гражданской) законодательной (правотворческой) инициативы, реализуемой в законодательном собрании субъекта РФ. В этих актах закрепляется само право на такую инициативу, для его реализации надо собрать названное в актах число подписей избирателей. Цифра эта существенно различается от субъекта к субъекту РФ: например, в Краснодарском крае не менее 100 тыс. избирателей края, Нижегородской области –10 тыс., Брянской области – 3 тыс., Иркутской области, Еврейской автономной области – 2 тыс., Астраханской области – 1 тыс. В некоторых субъектах РФ называется процент – например, в Томской области это 1 процент от числа граждан, проживающих в области и обладающих избирательным правом.
Одним из первых актов РФ, в котором была закреплена н.п.и., стал Федеральный закон 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Федеральный закон 2003 г., пришедший ему на смену, также сохранил этот институт. Согласно ст. 26 Закона 2003 г. с правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования. Минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается таким актом и не может превышать 3 % числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.
Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения. Представителям инициативной группы граждан должна быть обеспечена возможность изложения своей позиции при рассмотрении указанного проекта. В случае если принятие муниципального правового акта, проект которого внесен в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, относится к компетенции коллегиального органа местного самоуправления, указанный проект должен быть рассмотрен на открытом заседании данного органа. Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан.
В законодательстве субъектов РФ нет однозначной трактовки коллективных обращений граждан, петиций, н.п.и. Порой эти институты переплетены. Например, в Законе г. Москвы от 11 декабря 2002 г. «О гражданской законодательной инициативе в городе Москве» установлено, что жители Москвы «осуществляют гражданскую законодательную инициативу путем внесения в Думу петиции с предложением о принятии, изменении или отмене закона города Москвы и соответствующего проекта закона города Москвы». А п. 3 той же статьи определил, что петиция вносится от имени не менее 50 тыс. жителей г. Москвы.
Законодательство субъектов РФ идет по пути расширения регулирования в конституциях, уставах и специальных законах института народной (гражданской) законодательной (правотворческой) инициативы, реализуемой в законодательном собрании субъекта РФ. В этих актах закрепляется само право на такую инициативу, для его реализации надо собрать названное в актах число подписей избирателей. Цифра эта существенно различается от субъекта к субъекту РФ: например, в Краснодарском крае не менее 100 тыс. избирателей края, Нижегородской области –10 тыс., Брянской области – 3 тыс., Иркутской области, Еврейской автономной области – 2 тыс., Астраханской области – 1 тыс. В некоторых субъектах РФ называется процент – например, в Томской области это 1 процент от числа граждан, проживающих в области и обладающих избирательным правом.
Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.