НАРОДНЫЙ СУД
Народный суд
орган, представлявший собой нижнее звено советской судебной системы. Н. с. действовал на уровне городов и районов, ему была подсудна основная часть уголовных и гражданских дел.
Источник: Словарь-справочник по истории отечественного государства и права.
НАРОДНЫЙ СУД
до 1997 г. название основного звена системы общих судов в РФ. ФКЗ от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" заменил понятие "Н.с." на "районные суды" (см. Районный суд).
Источник: Энциклопедия юриста
НАРОДНЫЙ СУД
до 1997 г. название основного звена системы общих судов в РФ. Н.с. рассматривают и разрешают основную массу уголовных и гражданских дел, материалов об административных правонарушениях, а т.ж. дела по жалобам на законность и обоснованность ареста или продления срока содержания под стражей. Н.с. не рассматривают лишь те уголовные и гражданские дела, которые в соответствии с законом относятся к ведению других судов (краевых, областных, военных судов и т.п.). В связи этим и определялось в основном наименование Н.с. Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" от 26 декабря 1996 г. заменил понятие "Н.с." на "районный суд".
Источник: Экономика и право: словарь-справочник
НАРОДНЫЙ СУД
советский суд, избираемый непосредственно населением района. Будучи основным звеном советской судебной системы, Н. с. осуществляет социалистическое правосудие, рассматривая уголовные и гражданские дела, возникающие в районе его деятельности, кроме дел, отнесенных законом к ведению других судов (см. Правосудие социалистическое, Суд советский).
Созданный революционным пролетариатом России в первые же дни Великой Октябрьской социалистической революции, Н. с. является органом диктатуры рабочего класса, орудием в борьбе с преступными посягательствами на интересы Советского государства и советского народа, в борьбе за соблюдение социалистической законности и искоренение пережитков капитализма в сознании людей. Вместе с другими органами государственной власти Н. с. как часть социалистической надстройки активно содействует укреплению и развитию социалистического базиса. Задачи Н. с. и вся его деятельность определяются задачами Советского государства. С изменением задач Советского государства в главных фазах его развития изменялись и задачи Н. с. Великая Октябрьская социалистическая революция уничтожила вместе со всем государственным аппаратом царской России и всю систему царской юстиции с ее буржуазно-помещичьим судом. «Суд, – писал В. И. Ленин,– был в капиталистическом обществе преимущественно аппаратом угнетения, аппаратом буржуазной эксплуатации. Поэтому безусловной обязанностью пролетарской революции было не реформировать судебные учреждения, а совершенно уничтожить, смести до основания весь старый суд и его аппарат. Эту необходимую задачу Октябрьская революция выполнила, и выполнила успешно. На место старого суда она стала создавать новый народный суд, вернее, советский суд, построенный на принципе участия трудящихся и эксплуатируемых классов, – и только этих классов, – в управлении государством» (Соч., т. 27, стр. 191). Перед новым, советским судом встали задачи борьбы против эксплуататоров, пытающихся восстановить свое господство, и воспитания трудящихся к дисциплине. Первый декрет Советской власти о суде, изданный 24 ноября 1917 г. (СУ РСФСР 1917 г. № 4, ст. 50), отнес к компетенции Н. с. рассмотрение уголовных дел, по которым могло быть назначено наказание не более 2 лет лишения свободы, и гражданских дел по искам на сумму до 3 тыс. руб. Для борьбы против контрреволюционных сил с целью принятия мер ограждения от них революции и ее завоеваний, а также для решения дел о борьбе с мародерством и хищничеством, саботажем и прочими злоупотреблениями торговцев, промышленников, чиновников и прочих лиц тем же декретом были учреждены рабочие и крестьянские революционные трибуналы. Декрет о суде № 1 заложил основы советской судебной системы.
Последующее советское законодательство было направлено на дальнейшее укрепление Н. с, как основного звена судебной системы, на расширение его компетенции. Декрет о суде № 2 от 7 марта 1918 г. (СУ РСФСР 1918 г. № 26, ст. 347) предусматривал создание окружных Н. с. для рассмотрения дел, превышающих компетенцию местного Н. с, а также организацию областных Н. с. и верховного судебного контроля. Члены окружных Н. с. избирались местными Советами.
Декрет о суде № 3 от 20 июля 1918 г. (СУ РСФСР 1SI8 г. № 52, ст. 589) значительно расширил компетенцию местных Н. с, возложив на них рассмотрение всех уголовных дел, за исключением дел о некоторых тяжких преступлениях, рассмотрение которых было отнесено к ведению окружных Н. с. Местным Н. с. предоставлялось право применять в качестве меры наказания лишение свободы до 5 лет. На них возлагалось также рассмотрение всех гражданских дел по искам до 10 тыс. руб. «Положение о народном суде РСФСР» от 30 ноября 1918 г. (СУ РСФСР 1913 г. Л"° 85, ст. 889) учреждало единый Н. с. в составе одного постоянного народного судьи и 2 или 6 очередных народных заседателей, в зависимости от характера дела. К компетенции Н. с. было отнесено рассмотрение всех гражданских и уголовных дел, за исключением дел, подсудных революционному трибуналу.
«Положение о судоустройстве РСФСР» 1922 г. (СУ РСФСР 1922 г. № 69, ст. 902) ликвидировало раздвоение советской судебной системы на систему революционных трибуналов и систему Н. с. Была установлена единая судебная система: 1) Н. с, 2) губернский суд, 3) верховный суд. Военные и военно-транспортные трибуналы были сохранены как специальные суды. Основное место в этой судебной системе занимал Н. с, который рассматривал уголовные и гражданские дела в составе народного судьи и 2 народных заседателей. В соответствии с Конституцией СССР 1924 г. 29 октября 1924 г. были приняты «Основы судоустройства СССР и союзных республик». Этот общесоюзный закон закрепил демократические принципы организации и деятельности советского суда.
Конституция СССР закрепила и расширила демократические основы организации и деятельности советского суда. Изданный на ее основе Закон о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик развил положения, содержащиеся в гл. IX Конституции. Н. с. принадлежит важная роль в деле охраны социалистической собственности, личной собственности граждан, политических, трудовых, жилищных и других личных и имущественных прав граждан СССР, имущественных прав колхозов, а также государственных, кооперативных и иных общественных организаций. К Н. с, как рассматривающему подавляющее большинство уголовных и гражданских дел, в первую очередь относится указание Закона о судоустройстве о воспитательной роли советского суда, о том, что всей своей деятельностью суд воспитывает граждан СССР в духе преданности Родине и делу социализма, в духе точного и неуклонного исполнения советских законов, бережного отношения к социалистической собственности, дисциплины труда, честного отношения к государственному и общественному долгу, уважения к правилам социалистического общежития (ст. 3 Закона).
Согласно ст. 21 Закона о судоустройстве, Н. с. рассматривает дела: о преступлениях против жизни, здоровья, свободы и достоинства граждан – об убийствах, нанесении телесных повреждений, производстве незаконных абортов, незаконном лишении свободы, изнасиловании, злостном неплатеже алиментов, оскорблении, хулиганстве, клевете; об имущественных преступлениях – разбое, кражах, мошенничестве, вымогательстве; о служебных преступлениях должностных лиц – злоупотреблении властью, превышении власти, бездействии власти, бесхозяйственности, подлогах,обвешивании, обмеривании, превышении цен; о преступлениях против порядка управления – нарушении избирательного закона, злостном неплатеже установленных законом налогов и сборов, отказе от выполнения государственных поставок и повинностей, уклонении от призыва и от обязанностей военной службы, нарушении законных распоряжений органов власти; хражданские дела по искам об имуществе, по искам, связанным с нарушением законов о труде, об уплате алиментов, о наследстве – и другие уголовные и гражданские дела, отнесенные законом к его ведению. К компетенции Н. с. отнесено рассмотрение всех дел о преступлениях, предусмотренных Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1947 г. «Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества», за исключением дел о крупных хищениях. Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г., на Н. с. возложено рассмотрение в порядке примирительного разбирательства дел о расторжении брака.
Вся организация и деятельность Н. с. построена на подлинно демократических началах. Н. с. (народные судьи и народные заседатели) избираются гражданами района на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании сроком на 3 года. Народным судьей и народным заседателем может быть избран каждый гражданин СССР, пользующийся избирательным правом и достигший ко дню выборов 23 лет. Не могут быть избраны в народные судьи и народные заседатели лица, имеющие судимость (см. Выборность судей).
Одним из конституционных принципов деятельности советского суда, выражающим его подлинно демократический характер, является обязательное участие в отправлении правосудия народных заседателей. Рассмотрение всех уголовных и гражданских дел в Н. с. производится в составе народного судьи и 2 народных заседателей. Народные заседатели участвуют как в подготовительных, так и в судебных заседаниях Н. с. При исследовании доказательств и при разрешении всех вопросов по делу они пользуются такими же правами, как и судья. При вынесении приговора или решения народные заседатели на равных правах с судьей простым большинством голосов решают вопросы виновности подсудимого, назначения ему наказания, удовлетворения иска.
Народный судья единолично осуществляет следующие функции: по поступившим жалобам и заявлениям он выносит постановления о возбуждении уголовного преследования либо об отказе в этом; в случае необходимости направляет заявления или жалобы следственным органам для расследования; назначает дела к слушанию, делает распоряжения о вызове в суд сторон и представителей их интересов, свидетелей, экспертов. Народный судья председательствует в заседаниях Н. с. и организует всю его работу, руководит работой канцелярии, судебного исполнителя, проводит прием посетителей, обращает к исполнению приговоры, решения и определения суда и т. д. В соответствии с Законом о судоустройстве (ст. 19) в случае временного отсутствия народного судьи (болезнь, отпуск и т. д.) исполнение обязанностей судьи на время его отсутствия возлагается" районным Советом депутатов трудящихся на одного из народных засет дагелей. Народный заседатель исполняет в этих случаях все функции народного судьи.
В соответствии с Законом о судоустройстве (ст. 29) народные судьи систематически отчитываются перед избирателями в деятельности Н. с. Отчеты народных судей являются одним из важнейших демократических принципов советской судебной системы. Они обеспечивают живую связь народных судей с трудящимися и контроль широких масс за деятельностью Н. с. Народный суд является судом подлинно демократическим по своим задачам, составу, по формам и методам своей деятельности и верно служит интересам народа. Он не имеет ничего общего с буржуазным судом (см. Суд буржуазный), с т. н. местными судами капиталистических стран, которые, как и все буржуазные суды, глубоко чужды народу, являются орудием беспощадного подавления трудящихся, служат интересам «денежного мешка».
Созданный революционным пролетариатом России в первые же дни Великой Октябрьской социалистической революции, Н. с. является органом диктатуры рабочего класса, орудием в борьбе с преступными посягательствами на интересы Советского государства и советского народа, в борьбе за соблюдение социалистической законности и искоренение пережитков капитализма в сознании людей. Вместе с другими органами государственной власти Н. с. как часть социалистической надстройки активно содействует укреплению и развитию социалистического базиса. Задачи Н. с. и вся его деятельность определяются задачами Советского государства. С изменением задач Советского государства в главных фазах его развития изменялись и задачи Н. с. Великая Октябрьская социалистическая революция уничтожила вместе со всем государственным аппаратом царской России и всю систему царской юстиции с ее буржуазно-помещичьим судом. «Суд, – писал В. И. Ленин,– был в капиталистическом обществе преимущественно аппаратом угнетения, аппаратом буржуазной эксплуатации. Поэтому безусловной обязанностью пролетарской революции было не реформировать судебные учреждения, а совершенно уничтожить, смести до основания весь старый суд и его аппарат. Эту необходимую задачу Октябрьская революция выполнила, и выполнила успешно. На место старого суда она стала создавать новый народный суд, вернее, советский суд, построенный на принципе участия трудящихся и эксплуатируемых классов, – и только этих классов, – в управлении государством» (Соч., т. 27, стр. 191). Перед новым, советским судом встали задачи борьбы против эксплуататоров, пытающихся восстановить свое господство, и воспитания трудящихся к дисциплине. Первый декрет Советской власти о суде, изданный 24 ноября 1917 г. (СУ РСФСР 1917 г. № 4, ст. 50), отнес к компетенции Н. с. рассмотрение уголовных дел, по которым могло быть назначено наказание не более 2 лет лишения свободы, и гражданских дел по искам на сумму до 3 тыс. руб. Для борьбы против контрреволюционных сил с целью принятия мер ограждения от них революции и ее завоеваний, а также для решения дел о борьбе с мародерством и хищничеством, саботажем и прочими злоупотреблениями торговцев, промышленников, чиновников и прочих лиц тем же декретом были учреждены рабочие и крестьянские революционные трибуналы. Декрет о суде № 1 заложил основы советской судебной системы.
Последующее советское законодательство было направлено на дальнейшее укрепление Н. с, как основного звена судебной системы, на расширение его компетенции. Декрет о суде № 2 от 7 марта 1918 г. (СУ РСФСР 1918 г. № 26, ст. 347) предусматривал создание окружных Н. с. для рассмотрения дел, превышающих компетенцию местного Н. с, а также организацию областных Н. с. и верховного судебного контроля. Члены окружных Н. с. избирались местными Советами.
Декрет о суде № 3 от 20 июля 1918 г. (СУ РСФСР 1SI8 г. № 52, ст. 589) значительно расширил компетенцию местных Н. с, возложив на них рассмотрение всех уголовных дел, за исключением дел о некоторых тяжких преступлениях, рассмотрение которых было отнесено к ведению окружных Н. с. Местным Н. с. предоставлялось право применять в качестве меры наказания лишение свободы до 5 лет. На них возлагалось также рассмотрение всех гражданских дел по искам до 10 тыс. руб. «Положение о народном суде РСФСР» от 30 ноября 1918 г. (СУ РСФСР 1913 г. Л"° 85, ст. 889) учреждало единый Н. с. в составе одного постоянного народного судьи и 2 или 6 очередных народных заседателей, в зависимости от характера дела. К компетенции Н. с. было отнесено рассмотрение всех гражданских и уголовных дел, за исключением дел, подсудных революционному трибуналу.
«Положение о судоустройстве РСФСР» 1922 г. (СУ РСФСР 1922 г. № 69, ст. 902) ликвидировало раздвоение советской судебной системы на систему революционных трибуналов и систему Н. с. Была установлена единая судебная система: 1) Н. с, 2) губернский суд, 3) верховный суд. Военные и военно-транспортные трибуналы были сохранены как специальные суды. Основное место в этой судебной системе занимал Н. с, который рассматривал уголовные и гражданские дела в составе народного судьи и 2 народных заседателей. В соответствии с Конституцией СССР 1924 г. 29 октября 1924 г. были приняты «Основы судоустройства СССР и союзных республик». Этот общесоюзный закон закрепил демократические принципы организации и деятельности советского суда.
Конституция СССР закрепила и расширила демократические основы организации и деятельности советского суда. Изданный на ее основе Закон о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик развил положения, содержащиеся в гл. IX Конституции. Н. с. принадлежит важная роль в деле охраны социалистической собственности, личной собственности граждан, политических, трудовых, жилищных и других личных и имущественных прав граждан СССР, имущественных прав колхозов, а также государственных, кооперативных и иных общественных организаций. К Н. с, как рассматривающему подавляющее большинство уголовных и гражданских дел, в первую очередь относится указание Закона о судоустройстве о воспитательной роли советского суда, о том, что всей своей деятельностью суд воспитывает граждан СССР в духе преданности Родине и делу социализма, в духе точного и неуклонного исполнения советских законов, бережного отношения к социалистической собственности, дисциплины труда, честного отношения к государственному и общественному долгу, уважения к правилам социалистического общежития (ст. 3 Закона).
Согласно ст. 21 Закона о судоустройстве, Н. с. рассматривает дела: о преступлениях против жизни, здоровья, свободы и достоинства граждан – об убийствах, нанесении телесных повреждений, производстве незаконных абортов, незаконном лишении свободы, изнасиловании, злостном неплатеже алиментов, оскорблении, хулиганстве, клевете; об имущественных преступлениях – разбое, кражах, мошенничестве, вымогательстве; о служебных преступлениях должностных лиц – злоупотреблении властью, превышении власти, бездействии власти, бесхозяйственности, подлогах,обвешивании, обмеривании, превышении цен; о преступлениях против порядка управления – нарушении избирательного закона, злостном неплатеже установленных законом налогов и сборов, отказе от выполнения государственных поставок и повинностей, уклонении от призыва и от обязанностей военной службы, нарушении законных распоряжений органов власти; хражданские дела по искам об имуществе, по искам, связанным с нарушением законов о труде, об уплате алиментов, о наследстве – и другие уголовные и гражданские дела, отнесенные законом к его ведению. К компетенции Н. с. отнесено рассмотрение всех дел о преступлениях, предусмотренных Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1947 г. «Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества», за исключением дел о крупных хищениях. Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г., на Н. с. возложено рассмотрение в порядке примирительного разбирательства дел о расторжении брака.
Вся организация и деятельность Н. с. построена на подлинно демократических началах. Н. с. (народные судьи и народные заседатели) избираются гражданами района на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании сроком на 3 года. Народным судьей и народным заседателем может быть избран каждый гражданин СССР, пользующийся избирательным правом и достигший ко дню выборов 23 лет. Не могут быть избраны в народные судьи и народные заседатели лица, имеющие судимость (см. Выборность судей).
Одним из конституционных принципов деятельности советского суда, выражающим его подлинно демократический характер, является обязательное участие в отправлении правосудия народных заседателей. Рассмотрение всех уголовных и гражданских дел в Н. с. производится в составе народного судьи и 2 народных заседателей. Народные заседатели участвуют как в подготовительных, так и в судебных заседаниях Н. с. При исследовании доказательств и при разрешении всех вопросов по делу они пользуются такими же правами, как и судья. При вынесении приговора или решения народные заседатели на равных правах с судьей простым большинством голосов решают вопросы виновности подсудимого, назначения ему наказания, удовлетворения иска.
Народный судья единолично осуществляет следующие функции: по поступившим жалобам и заявлениям он выносит постановления о возбуждении уголовного преследования либо об отказе в этом; в случае необходимости направляет заявления или жалобы следственным органам для расследования; назначает дела к слушанию, делает распоряжения о вызове в суд сторон и представителей их интересов, свидетелей, экспертов. Народный судья председательствует в заседаниях Н. с. и организует всю его работу, руководит работой канцелярии, судебного исполнителя, проводит прием посетителей, обращает к исполнению приговоры, решения и определения суда и т. д. В соответствии с Законом о судоустройстве (ст. 19) в случае временного отсутствия народного судьи (болезнь, отпуск и т. д.) исполнение обязанностей судьи на время его отсутствия возлагается" районным Советом депутатов трудящихся на одного из народных засет дагелей. Народный заседатель исполняет в этих случаях все функции народного судьи.
В соответствии с Законом о судоустройстве (ст. 29) народные судьи систематически отчитываются перед избирателями в деятельности Н. с. Отчеты народных судей являются одним из важнейших демократических принципов советской судебной системы. Они обеспечивают живую связь народных судей с трудящимися и контроль широких масс за деятельностью Н. с. Народный суд является судом подлинно демократическим по своим задачам, составу, по формам и методам своей деятельности и верно служит интересам народа. Он не имеет ничего общего с буржуазным судом (см. Суд буржуазный), с т. н. местными судами капиталистических стран, которые, как и все буржуазные суды, глубоко чужды народу, являются орудием беспощадного подавления трудящихся, служат интересам «денежного мешка».
Источник: Советский юридический словарь