НАРОДНЫЙ СУД

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Народный суд
орган, представлявший собой нижнее звено советской судебной системы. Н. с. действовал на уровне городов и районов, ему была подсудна основная часть уголовных и гражданских дел.

Источник: Словарь-справочник по истории отечественного государства и права.

НАРОДНЫЙ СУД
до 1997 г. название основного звена системы общих судов в РФ. ФКЗ от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" заменил понятие "Н.с." на "районные суды" (см. Районный суд).

Источник: Энциклопедия юриста

НАРОДНЫЙ СУД
до 1997 г. название основного звена системы общих судов в РФ. Н.с. рассматривают и разрешают основную массу уголовных и гражданских дел, материалов об административных правонарушениях, а т.ж. дела по жалобам на законность и обоснованность ареста или продления срока содержания под стражей. Н.с. не рассматривают лишь те уголовные и гражданские дела, которые в соответствии с законом относятся к ведению других судов (краевых, областных, военных судов и т.п.). В связи этим и определялось в основном наименование Н.с. Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" от 26 декабря 1996 г. заменил понятие "Н.с." на "районный суд".

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

НАРОДНЫЙ СУД
советский суд, избираемый непосредственно населением района. Будучи основным звеном советской судебной системы, Н. с. осуществляет социалистическое правосудие, рассматривая уголовные и гражданские дела, возникающие в районе его деятельности, кроме дел, отнесенных законом к ведению других судов (см. Правосудие социалистическое, Суд советский).
Созданный революционным пролетариатом России в первые же дни Великой Октябрьской социалистической революции, Н. с. является органом диктатуры рабочего класса, орудием в борьбе с преступными посягательствами на интересы Советского государства и советского народа, в борьбе за соблюдение социалистической законности и искоренение пережитков капитализма в сознании людей. Вместе с другими органами государственной власти Н. с. как часть социалистической надстройки активно содействует укреплению и развитию социалистического базиса. Задачи Н. с. и вся его деятельность определяются задачами Советского государства. С изменением задач Советского государства в главных фазах его развития изменялись и задачи Н. с. Великая Октябрьская социалистическая революция уничтожила вместе со всем государственным аппаратом царской России и всю систему царской юстиции с ее буржуазно-помещичьим судом. «Суд, – писал В. И. Ленин,– был в капиталистическом обществе преимущественно аппаратом угнетения, аппаратом буржуазной эксплуатации. Поэтому безусловной обязанностью пролетарской революции было не реформировать судебные учреждения, а совершенно уничтожить, смести до основания весь старый суд и его аппарат. Эту необходимую задачу Октябрьская революция выполнила, и выполнила успешно. На место старого суда она стала создавать новый народный суд, вернее, советский суд, построенный на принципе участия трудящихся и эксплуатируемых классов, – и только этих классов, – в управлении государством» (Соч., т. 27, стр. 191). Перед новым, советским судом встали задачи борьбы против эксплуататоров, пытающихся восстановить свое господство, и воспитания трудящихся к дисциплине. Первый декрет Советской власти о суде, изданный 24 ноября 1917 г. (СУ РСФСР 1917 г. № 4, ст. 50), отнес к компетенции Н. с. рассмотрение уголовных дел, по которым могло быть назначено наказание не более 2 лет лишения свободы, и гражданских дел по искам на сумму до 3 тыс. руб. Для борьбы против контрреволюционных сил с целью принятия мер ограждения от них революции и ее завоеваний, а также для решения дел о борьбе с мародерством и хищничеством, саботажем и прочими злоупотреблениями торговцев, промышленников, чиновников и прочих лиц тем же декретом были учреждены рабочие и крестьянские революционные трибуналы. Декрет о суде № 1 заложил основы советской судебной системы.
Последующее советское законодательство было направлено на дальнейшее укрепление Н. с, как основного звена судебной системы, на расширение его компетенции. Декрет о суде № 2 от 7 марта 1918 г. (СУ РСФСР 1918 г. № 26, ст. 347) предусматривал создание окружных Н. с. для рассмотрения дел, превышающих компетенцию местного Н. с, а также организацию областных Н. с. и верховного судебного контроля. Члены окружных Н. с. избирались местными Советами.
Декрет о суде № 3 от 20 июля 1918 г. (СУ РСФСР 1SI8 г. № 52, ст. 589) значительно расширил компетенцию местных Н. с, возложив на них рассмотрение всех уголовных дел, за исключением дел о некоторых тяжких преступлениях, рассмотрение которых было отнесено к ведению окружных Н. с. Местным Н. с. предоставлялось право применять в качестве меры наказания лишение свободы до 5 лет. На них возлагалось также рассмотрение всех гражданских дел по искам до 10 тыс. руб. «Положение о народном суде РСФСР» от 30 ноября 1918 г. (СУ РСФСР 1913 г. Л"° 85, ст. 889) учреждало единый Н. с. в составе одного постоянного народного судьи и 2 или 6 очередных народных заседателей, в зависимости от характера дела. К компетенции Н. с. было отнесено рассмотрение всех гражданских и уголовных дел, за исключением дел, подсудных революционному трибуналу.
«Положение о судоустройстве РСФСР» 1922 г. (СУ РСФСР 1922 г. № 69, ст. 902) ликвидировало раздвоение советской судебной системы на систему революционных трибуналов и систему Н. с. Была установлена единая судебная система: 1) Н. с, 2) губернский суд, 3) верховный суд. Военные и военно-транспортные трибуналы были сохранены как специальные суды. Основное место в этой судебной системе занимал Н. с, который рассматривал уголовные и гражданские дела в составе народного судьи и 2 народных заседателей. В соответствии с Конституцией СССР 1924 г. 29 октября 1924 г. были приняты «Основы судоустройства СССР и союзных республик». Этот общесоюзный закон закрепил демократические принципы организации и деятельности советского суда.
Конституция СССР закрепила и расширила демократические основы организации и деятельности советского суда. Изданный на ее основе Закон о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик развил положения, содержащиеся в гл. IX Конституции. Н. с. принадлежит важная роль в деле охраны социалистической собственности, личной собственности граждан, политических, трудовых, жилищных и других личных и имущественных прав граждан СССР, имущественных прав колхозов, а также государственных, кооперативных и иных общественных организаций. К Н. с, как рассматривающему подавляющее большинство уголовных и гражданских дел, в первую очередь относится указание Закона о судоустройстве о воспитательной роли советского суда, о том, что всей своей деятельностью суд воспитывает граждан СССР в духе преданности Родине и делу социализма, в духе точного и неуклонного исполнения советских законов, бережного отношения к социалистической собственности, дисциплины труда, честного отношения к государственному и общественному долгу, уважения к правилам социалистического общежития (ст. 3 Закона).
Согласно ст. 21 Закона о судоустройстве, Н. с. рассматривает дела: о преступлениях против жизни, здоровья, свободы и достоинства граждан – об убийствах, нанесении телесных повреждений, производстве незаконных абортов, незаконном лишении свободы, изнасиловании, злостном неплатеже алиментов, оскорблении, хулиганстве, клевете; об имущественных преступлениях – разбое, кражах, мошенничестве, вымогательстве; о служебных преступлениях должностных лиц – злоупотреблении властью, превышении власти, бездействии власти, бесхозяйственности, подлогах,обвешивании, обмеривании, превышении цен; о преступлениях против порядка управления – нарушении избирательного закона, злостном неплатеже установленных законом налогов и сборов, отказе от выполнения государственных поставок и повинностей, уклонении от призыва и от обязанностей военной службы, нарушении законных распоряжений органов власти; хражданские дела по искам об имуществе, по искам, связанным с нарушением законов о труде, об уплате алиментов, о наследстве – и другие уголовные и гражданские дела, отнесенные законом к его ведению. К компетенции Н. с. отнесено рассмотрение всех дел о преступлениях, предусмотренных Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1947 г. «Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества», за исключением дел о крупных хищениях. Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г., на Н. с. возложено рассмотрение в порядке примирительного разбирательства дел о расторжении брака.
Вся организация и деятельность Н. с. построена на подлинно демократических началах. Н. с. (народные судьи и народные заседатели) избираются гражданами района на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании сроком на 3 года. Народным судьей и народным заседателем может быть избран каждый гражданин СССР, пользующийся избирательным правом и достигший ко дню выборов 23 лет. Не могут быть избраны в народные судьи и народные заседатели лица, имеющие судимость (см. Выборность судей).
Одним из конституционных принципов деятельности советского суда, выражающим его подлинно демократический характер, является обязательное участие в отправлении правосудия народных заседателей. Рассмотрение всех уголовных и гражданских дел в Н. с. производится в составе народного судьи и 2 народных заседателей. Народные заседатели участвуют как в подготовительных, так и в судебных заседаниях Н. с. При исследовании доказательств и при разрешении всех вопросов по делу они пользуются такими же правами, как и судья. При вынесении приговора или решения народные заседатели на равных правах с судьей простым большинством голосов решают вопросы виновности подсудимого, назначения ему наказания, удовлетворения иска.
Народный судья единолично осуществляет следующие функции: по поступившим жалобам и заявлениям он выносит постановления о возбуждении уголовного преследования либо об отказе в этом; в случае необходимости направляет заявления или жалобы следственным органам для расследования; назначает дела к слушанию, делает распоряжения о вызове в суд сторон и представителей их интересов, свидетелей, экспертов. Народный судья председательствует в заседаниях Н. с. и организует всю его работу, руководит работой канцелярии, судебного исполнителя, проводит прием посетителей, обращает к исполнению приговоры, решения и определения суда и т. д. В соответствии с Законом о судоустройстве (ст. 19) в случае временного отсутствия народного судьи (болезнь, отпуск и т. д.) исполнение обязанностей судьи на время его отсутствия возлагается" районным Советом депутатов трудящихся на одного из народных засет дагелей. Народный заседатель исполняет в этих случаях все функции народного судьи.
В соответствии с Законом о судоустройстве (ст. 29) народные судьи систематически отчитываются перед избирателями в деятельности Н. с. Отчеты народных судей являются одним из важнейших демократических принципов советской судебной системы. Они обеспечивают живую связь народных судей с трудящимися и контроль широких масс за деятельностью Н. с. Народный суд является судом подлинно демократическим по своим задачам, составу, по формам и методам своей деятельности и верно служит интересам народа. Он не имеет ничего общего с буржуазным судом (см. Суд буржуазный), с т. н. местными судами капиталистических стран, которые, как и все буржуазные суды, глубоко чужды народу, являются орудием беспощадного подавления трудящихся, служат интересам «денежного мешка».

Источник: Советский юридический словарь

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
138.20 кб

Практика применения волостными судами народных обычаев

Сушкова Юлия Николаевна
В статье анализируется практика применения волостными судами, учрежденными в результате крестьянской реформы 1861 г., народных обычаев.
Читать PDF
172.69 кб

Особенности судебной системы Китайской Народной Республики

Юрковский Алексей Владимирович
В статье рассматриваются и анализируются судебные органы КНР и их полномочия и структура судебной системы, а так же принципы формирования и деятельности судебных органом КНР.
Читать PDF
671.28 кб

Институт народных заседателей в советском суде в годы НЭПа

Камалова Галина Тимофеевна
Статья посвящена изучению механизмов привлечения общественности к отправлению правосудия в годы новой экономической политики. Автор выявляет многообразие форм участия трудящихся в судебном разбирательстве.
Читать PDF
125.05 кб

К вопросу о кадровом составе народных судов РСФСР (1917–1918 гг. )

Коссов Иван Александрович
В статье рассматриваются вопросы, связанные с начальным этапом формирования кадрового состава народных судов в РСФСР в декабре 1917 – ноябре 1918 г.
Читать PDF
210.22 кб

Об участии народных заседателей в уголовном судопроизводстве Японии

Реховский Александр Федорович
Представлена система участия граждан в уголовном судопроизводстве как одно из фундаментальных изменений в общественной жизни государства.
Читать PDF
285.64 кб

Формы народного представительства в суде в России периода феодализма

Ирина Геннадьевна Пирожкова
Статья посвящена историческим формам возникновения институтов народного представительства в древнерусском и российском праве периода феодализма.
Читать PDF
34.48 мб

Судебная система Китайской народной Республики как ветвь народной власти

Гасанова К.К.
Конституционный строй Китайской Народной Республики имеет свои особенности. Автор указывает на наличие в КНР шесть ветвей власти, подчеркивая при этом, что социалистическая система пронизана единой целостностью.
Читать PDF
161.03 кб

Особенности гражданского судопроизводства в Китайской Народной Республике

Сапега Анна Владимировна
Анализируется гражданское процессуальное законодательство КНР.
Читать PDF
59.54 кб

Окружные народные суды в судебной системе РСФСР (февраль-ноябрь 1918 г. )

Коссов Иван Александрович
Статья посвящена одному из этапов функционирования советской судебной системы деятельности окружных народных судов в февраленоябре 1918 г.
Читать PDF
46.90 кб

Формирование института защиты в первых народных судах РСФСР (1917-1918 гг. )

Коссов Иван Александрович
В статье рассматриваются отдельные аспекты формирования института защиты в народных судах РСФСР в самый начальный период их становления с декабря 1917 г. по конец 1918 г.
Читать PDF
779.61 кб

Полномочия военного, областного и «Народных» судов: история, теория и практика

Сотников Андрей Александрович
Изучение проблем проведения Судебной реформы 1864 года на Северном Кавказе актуально из-за целого комплекса причин.
Читать PDF
156.88 кб

Модели суда с народным представительством в России по судебной реформе 1864 года

Агафонов С. Ю.
Читать PDF
1.01 мб

ПАРАЛЛЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ СУДЕБНЫХ ОРГАНОВ СОВЕТСКОЙ РОССИИ И ТУВИНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Монгуш Чечек Базыр-Ооловна
После революции 1917 г. в России начинается процесс замены старого государственного аппарата на новый, отвечавший требованиям реалий того времени.
Читать PDF
268.39 кб

Роль правового регулирования деятельности народных судов РСФСР в условиях гражданской войны

Олейник Олег Юрьевич
В статье раскрываются основные факторы, определявшие особенности правового регулирования деятельности судов общей юрисдикции РСФСР в годы гражданской войны.
Читать PDF
198.99 кб

Проблемы организации деятельности народных судов Дальневосточной республики в 1920 – 1922 гг

Самохвалова Екатерина Владимировна
В статье рассматривается процесс становления судебных органов Дальневосточной республики в 1920 1922 годах.