НАРОДОВЛАСТИЕ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

НАРОДОВЛАСТИЕ
это свободное осуществление народом государственной власти, власти органов местного самоуправления в полном соответствии с Конституцией страны, его суверенной волей и интересами.

Источник: Электоральная правовая политика современной России. Словарь-справочник. — Москва. Проспект. 2018.

НАРОДОВЛАСТИЕ
один из существенных элементов демократии в ее современный общепринятом понимании. Само Н. в основном тождественно более употребительному в конституционном праве понятию народного суверенитета. В политической и государственно-правовой теории т.н. "социалистических" стран часто не проводится различия между понятиями "Н." и "демократия".

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

Народовластие
это принцип организации и деятельности государственного аппарата, в соответствии с которым единственным источником власти в стране признаются ее граждане. Народ управляет всеми государственными и общественными делами непосредственно и через систему органов. При этом народ - это собирательное понятие, конструкция человеческого разума, которое включает в себя население данного государства (граждане, постоянно живущие в государстве, иностранцы и лица без гражданства), образующее единую социально-экономическую и политическую общность.

Источник: Большой юридический словарь

Народовластие
это власть народа, означающее принадлежность народу всей власти (государственной и общественной). Народовластие – это одна из основополагающих основ конституционного строя России. В ст. 3 Конституции утверждается, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Власть народа – это публичная власть, она обращена ко всему обществу и к каждому человеку. В основе власти народа лежит его воля, реализуемая через различные формы – государственные и негосударственные. Именно воля народа придает качество легитимности государственной власти, всем ее формам. Указание конституционной нормы на источник власти подчеркивает ее первооснову. Конституционно воедино связаны понятия «народный суверенитет» и «источник власти». Эти понятия и явления находятся в органической связи, их конституционное закрепление есть выражение демократической сущности Российского государства. Понятие «суверенитет» и «власть» органически вза имо связаны. Понятие суверенитета есть качественная характеристика, прежде всего государственной власти. Суверенитет – это верховенство, независимость и самостоятельность государственной вла с ти. Это тот критерий, который позволяет выделить и отграничить государственную власть от иных, других видов социальной власти: семейной, церковной, партийной и др. Суверенитет народа – это конституционный принцип организации и функционирования власти народа. Народ, выступая сувереном во всех областях жизни, сам определяет, как ему организовать свою власть. Это он и делает при помощи конституции. Свою власть народ осуществляет в следующих формах: путем непосредственного волеизъявления; через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Последние не входят в систему органов государственной власти. Действующая Конституция четко обозначила, что необходимо различать конституционную систему власти народа (ч. 2 ст. 3) и конституционную систему государственной власти (Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ, органы государственной власти субъектов РФ ч. 1 и 2 ст. 11), что не одно и тоже. Такое различие важно для уяснения природы власти, ее конституционных основ и правового механизма осуществления. Свою власть народ осуществляет в двух формах демократии: прямой (непосредственной) и представительной. Последняя реализуется через представительные учреждения и др. выборные органы. Путем прямой демократии представительная форма получает юридические полномочия от народа на осуществление государственной власти, то есть она конституируется. Эффективное осуществление власти народа возможно только при сочетании прямой и представительной форм демократии. В ч. 3 ст. 3 Конституции названы два института непосредственного выражения власти народа: референдум и свободные выборы. Российский конституционализм (теория и конституционная практика) выделяют следующие институты непосредственного выражения власти народа: выборы, референдум, сходы и собрания граждан, петиции граждан, митинги и демонстрации, всенародные обсуждения. Одни из них носят императивный характер и не нуждаются в санкции органов государственной власти, другие имеют консультативный характер. Но независимо от юридической природы различных институтов прямого волеизъявления их влияние на механизм принятия государственных решений всегда велико, ибо в них находит выражение воля народа. Конституционно-правовая регламентация институтов прямого волеизъявления различна. В ст. 3 Конституции референдум и выборы определены как высшее непосредственное выражение власти народа. Конституционно устанавливается более высокая юридическая значимость решений, принятых на референдуме и в результате свободных выборов.

Источник: Юридический энциклопедический словарь.-2-е изд. — Москва Проспект 2016. — 1136 с.

НАРОДОВЛАСТИЕ
конституционная категория, означающая принадлежность всей полноты власти народу. Отражена во многих статьях Конституции РФ. Прежде всего, это ст. 3, согласно которой носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народный суверенитет означает, вопервых, принадлежность народу всей полноты власти в данной стране, вовторых, возможность осуществления народом принадлежащей ему власти как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления (см. также Суверенитет).
Власть народа в РФ – это публичная власть. То есть: целью ее осуществления является общественное благо (иначе говоря – публичный интерес); она обращена ко всему обществу и каждому ее члену; всем доступна, т. е. каждый человек вправе участвовать в реализации тех или иных функций и форм власти; власть осуществляется народом в целом, его частью, проживающей на соответствующей территории, избранными народом представителями, сформированными им органами и, наконец, производными от последних органами; она использует методы убеждения, воспитания, поощрения, организации населения, а если необходимо – то и принуждения; власть осуществляется гласно (открыто) и все ее мероприятия имеют (а зачастую и должны иметь) общественный резонанс.
Осуществлять власть – значит управлять делами общества, государства, отдельных территорий, объединений людей, совершать действия и добиваться желаемого поведения (результата) во имя определенных целей.
Власть народа (публичная власть) в РФ осуществляется в трех основных формах.
Первая – это государственная власть. Суть ее выражается в принятии актов (совершении действий), имеющих государственнообязательную силу, обеспечиваемых авторитетом, организационными мероприятиями, а если требуется – то и принуждением со стороны государства. Она, в отличие от общественной власти (см. ниже), распространяется на всех граждан. Государственная власть осуществляется или народом непосредственно, или органами государственной власти.
Высшим выражением непосредственно (прямого) осуществления государственной власти самим народом являются референдум (народное голосование) и выборы органов законодательной власти – парламентов РФ и субъектов РФ, а также государственных выборных должностных лиц (Президент РФ, президенты республик и губернаторы других субъектов РФ).
Органы государственной власти, осуществляющие власть народа, делятся на три вида – законодательной, исполнительной и судебной власти. А по уровням это органы федеральные и субъектов РФ.
Государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание – парламент (состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы), Правительство РФ, суды РФ (существует единая судебная система РФ, ее высшими звеньями являются Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ). В субъектах РФ действуют органы законодательной (представительной) власти (законодательные собрания, думы, и др.); исполнительной власти – президенты, губернаторы, правительства; суды.
Вторая форма – это общественная власть. Она существует в объединениях отдельных групп граждан (хотя нередко и массовых) – внутри политических партий, иных общественных организаций и движений, религиозных общин, семьи, трудовых коллективов, при проведении совместных акций (митинг, собрание, демонстрация и др.) Участники добровольно подчиняют себя коллективно установленным правилам, опираются на методы общественного воздействия друг на друга. Даже если здесь и прибегают к принуждению, оно, прежде всего, не исходит от государства и не применяется его органами, а состоит в организационных мерах – исключение из объединения, общественные порицания и т. п.
Третья форма власти народа – это смешанная общественногосударственная форма в виде власти местного самоуправления. Оно существует в городах, районах, волостях (сельских округах, сельсоветах), поселках, селах и деревнях. Местное самоуправление – это форма народовластия, обеспечивающая населению возможность самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения, т. е. управлять своей жизнью и делами на соответствующей территории. Население делает это само на собраниях (сходах) граждан по месту их жительства либо на местных референдумах. Оно может также избрать для решения вопросов представительные органы местного самоуправления (соответственно дума, собрание депутатов, представителей) и должностных лиц местного самоуправления (глав муниципальных образований и др.)
При решении вопросов чисто местного характера проявляется общественная (негосударственная) природа местного самоуправления, хотя его решения обязательны для населения на данной территории. Вместе с тем согласно Конституции (ч. 2 ст. 132) органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями. При их осуществлении акты органов местного самоуправления обеспечиваются государственнообязательной силой. Совокупно осуществление двух видов задач и делает власть местного самоуправления смешанной общественногосударственной формой публичной власти народа в РФ.

Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
241.32 кб

Народовластие и местное самоуправление в российском политико-правовом дискурсе

Земченков Николай Федорович
Статья посвящена дискуссионной теме соотношения народовластия и местного самоуправления, рассматриваемого как его частный случай.
Читать PDF
118.18 кб

Суверенитет народа (народовластие) как основа демократического политического режима Российской Федер

Курскова Г. Ю.
Читать PDF
216.54 кб

Парламентаризм, народное представительство, народовластие: к вопросу о соотношении понятий

Зацепа О. О., Рыбкина М. В.
Анализируются отдельные институты, процедуры, формы, режимы народовластия, соответствующего политического сознания и политической культуры.
Читать PDF
415.98 кб

Народовластие как конституционная ценность

Конева Наталья Сергеевна, Сероус Антон Валерьевич
В статье рассматривается проблематика народного суверенитета и народовластия как конституционных ценностей современной России.
Читать PDF
125.83 кб

Народовластие в субъектах России (на примере Удмуртской Республики)

Войтович Валерий Юрьевич
Рассмотрены конституционно-правовые проблемы народовластия в Удмуртской Республике на современном этапе ее развития. Проведен анализ Конституции Удмуртской Республики с учетом внесения изменений от 29 декабря 2005 г.
Читать PDF
183.74 кб

Системный анализ институтов «Народовластие», «Демократия», «Народный суверенитет», «Разделение власт

Романенко Вероника Борисовна
В предложенной статье на доктринальном уровне предпринята попытка проанализировать такие категории, как «народовластие», «демократия», «народный суверенитет» и «разделение властей», в условиях демократической политической системы.
Читать PDF
369.40 кб

Народный суверенитет и независимое народовластие как социальные и правовые приоритеты современной Ро

Конева Наталья Сергеевна
Представлены актуальные проблемы народовластия в Российской Федерации, а также вопросы теории суверенной демократии
Читать PDF
159.17 кб

Народовластие в системе конституционного строя России: конституционно-политическое измерение

Кабышев Владимир Терентьевич
В статье анализируются место и роль народовластия в системе конституционного строя России; раскрываются формы взаимовлияния политики и власти в механизме конституционно-правового регулирования политических отношений.
Читать PDF
194.27 кб

2013. 01. 011–016. Народовластие и права человека: материалы IV междунар. Науч. -практ. Конф. (РАП,

Алферова Е. В.
Читать PDF
967.64 кб

Прямое народовластие в системе местного самоуправления

Корниенко Татьяна Анатольевна
Автор обращает внимание на институт непосредственной демократии в системе местного самоуправления. В статье рассматриваются различные формы прямого волеизъявления населения.
Читать PDF
32.32 мб

Народовластие в конституционной системе демократического государства

Зенин С.С.
Настоящая статья посвящена анализу взаимодействия таких понятий, как «народовластие» и «демократия» в конституционно-правовом измерении.
Читать PDF
176.79 кб

Народовластие как основа конституционного строя сильного государства

Литвинова Ася Анатольевна
Статья посвящена исследованию народовластия как основы конституционного строя, которое необходимо для создания и функционирования сильного государства при условии социального партнерства государства и общества.
Читать PDF
0.00 байт

Народовластие в истории государственности России: политические и правовые традиции

Овчинников Алексей Игоревич, Бойко Наталья Александровна
Статья посвящена становлению демократических традиций в России. Указывается, что в формировании российской государственности огромную роль играли институты народовластия вече, казачья вольница, земские соборы и другие.
Читать PDF
0.00 байт

Народовластие в свете современных конституций

Арбузкин А.М.
В статье рассматриваются вопросы осуществления народовластия через такую форму прямой демократии, как выборы.
Читать PDF
0.00 байт

НАРОДОВЛАСТИЕ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ: КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

Костюков Александр Николаевич
В статье анализируются проблемы реализации конституционного принципа народовластия в сфере местного самоуправления, законодательное изменение компетенционных, территориальных и организационных основ местного самоуправления, предст