одна из распространенных теорий происхождения государства и права. Наиболее видные ее сторонники - немецкий философ и экономист Е. Дюринг (1833-1921), австрийский социолог и государствовед Л. Гумплович (1838-1909), К. Каутский (1854-1939) и др. Краеугольный камень теории насилия составляет утверждение о том, что главная причина возникновения государства и права лежит не в социально-экономическом развитии общества и возникновении классов, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими.
НАСИЛИЯ ТЕОРИЯ
НАСИЛИЯ ТЕОРИЯ
Источник: Энциклопедия юриста
Теория насилия
это теория, обосновывающая причину происхождения государственности не экономическими отношениями, божественным провидением и общественным договором, а в военно-политическими факторами — насилием, порабощением одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями нужен аппарат принуждения, которым и стало государство. Государство — «естественно» (то есть путем насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим. А это насилие и подчинение властвующим подвластных является основой возникновения экономического господства. В результате войн племена перерождались в касты, сословия и классы. Завоеватели превращали покоренных в рабов. Следовательно, государство — не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила. Теория насилия в логически завершенном виде возникла в XIX веке. Наиболее яркие представители — Дюринг, Гумплович, Каутский и др.
Достоинства:
- военно-политические факторы в образовании государственности отвергать полностью нельзя. Исторический опыт подтверждает, что элементы насилия сопровождали процесс возникновения многих государств (например, древнегерманского, древневенгерского).
Слабые стороны:
- важно помнить, что степень использования насилия в этом процессе была разная. Поэтому насилие следует рассматривать в качестве одной из причин возникновения государства наряду с иными;
- военно-политические факторы в ряде регионов играли в основном вторичные роли, уступая первенство социально-экономическим.
Достоинства:
- военно-политические факторы в образовании государственности отвергать полностью нельзя. Исторический опыт подтверждает, что элементы насилия сопровождали процесс возникновения многих государств (например, древнегерманского, древневенгерского).
Слабые стороны:
- важно помнить, что степень использования насилия в этом процессе была разная. Поэтому насилие следует рассматривать в качестве одной из причин возникновения государства наряду с иными;
- военно-политические факторы в ряде регионов играли в основном вторичные роли, уступая первенство социально-экономическим.
Источник: Юридический энциклопедический словарь.-2-е изд. — Москва Проспект 2016. — 1136 с.
ТЕОРИЯ НАСИЛИЯ
в государствоведении и юриспруденции) — система представлений, объясняющих происхождение, природу и роль политико-юридических институтов с позиций решающего воздействия на них фактора насилия. Эта теория сложилась и получила распространение во второй половине 19 в. Один из известных ее создателей — австрийский государство- вед и социолог Людвиг Гумплович (1838—1909); основные его труды: «Раса и государство. Исследование о законе формирования государства», «Общее государственное право», «Государство и социализм». По Л. Гумпловичу, главная детерминанта социальной жизни и стимулятор общественного развития — борьба за существование. Выливаясь в борьбу между различными человеческими группами (этническими, социальными и т д . ) , она является высшим и вечным законом истории. Государство возникает в результате подчинения одной человеческой группы (слабейших, побежденных) другой группе (сильнейших, победителей) в качестве орудия удержания такого порядка, который зиждется на отношениях господства — подчинения. Оно ни в коей мере не занимается умиротворением, примирением противоречивых интересов; его судьба — всегда быть инструментом принуждения, насилия. Государство — естественно вырастающая организация принуждения, но его активность не сводится только к акциям насилия, удержания и упрочения порядка отношений господства — подчинения. Оно призвано, согласно Л. Гумпловичу, выполнять также миссию благодетеля, заботливого опекуна индивида и общества: «то, чем человек обладает как своим высшим достоянием (кроме данной ему самой природой жизни): свободой и собственностью, семьей и личными правами — всем этим он обязан государству. Однако не только отдельный индивид получает высшие ценности из рук государства. Вся совокупность людей, образующих государство, благодаря ему ведет достойное человеческое существование». Подобная апология государства ощутимо отразилась и на трактовке Л. Гумпловичем общих вопросов права. Для него оно со своей внешней стороны выступает лишь воплощением предписаний государственной власти. Государство играет определяющую роль в рождении права. В догосударственном состоянии не существовало никакого права. Только будучи выраженными в законах государства, нормы человеческого общежития, принципы нравственности становятся правом. «Для государства, — утверждает Л. Гумплович, — право и правопорядок, если на них смотреть с высоты истории, суть лишь средства». Их физически просто нет в качестве автономных, отдельных от государства образований. Поэтому Л. Гумплович отрицает, в частности, наличие неотчуждаемых прав человека. С его точки зрения, это иллюзия, плод самообожествления индивида, безмерного превознесения ценности жизни человека. Бытие государства совершенно несовместимо с «неотчуждаемыми правами человека». Люди должны выбирать: или государство с непременной для него авторитарностью, принудительностью, или анархия, другого не дано. Л.С. Мамут
Источник: Юридическая энциклопедия