Наукоград Российской Федерации

Найдено 1 определение
Наукоград Российской Федерации
муниципальное образование в статусе городского округа, осуществление местного самоуправления в котором имеет особенности, устанавливаемые федеральным законом.
Термин «наукоград Российской Федерации» введен в правовой оборот Федеральным законом от 7 апреля 1999 года № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации». В соответствии с первоначальной редакцией закона наукоград Российской Федерации — муниципальное образование с градообразующим научно — производственным комплексом.
В соответствии с действующей редакцией Федерального закона от 7 апреля 1999 года № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации» наукоградом Российской Федерации может быть признан городской округ, имеющий высокий научно-технический потенциал, с градообразующим научно-производственным комплексом.
Таким образом, населенные пункты (или отдельные заселенные территории), в которых имеется научно-производственный комплекс, но при этом они не являются муниципальными образованиями, не могут претендовать на присвоение статуса наукограда Российской Федерации. Более того, в качестве наукограда Российской Федерации не могут быть признаны муниципального образования, не наделенные статусом городского округа. Так, под действие Федерального закона от 7 апреля 1999 года № 70ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации» в условиях действия Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не подпадают отдельные внутригородские территории (например, Советский район (академгородок) города Новосибирска).
В соответствии с Федеральным законом от 7 апреля 1999 года № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации» научно-производственный комплекс наукограда Российской Федерации — это совокупность организаций, осуществляющих научную, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации. Законом также дано определение понятию «инфраструктура наукограда Российской Федерации», в соответствии с которым инфраструктура наукограда Российской Федерации — совокупность организаций, обеспечивающих жизнедеятельность населения наукограда.
Федеральным законом от 7 апреля
1999 года № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации» установлены критерии присвоения муниципальному образованию статуса наукограда Российской Федерации. Муниципальное образование, претендующее на присвоение статуса наукограда Российской Федерации, должно иметь научно-производственный комплекс, расположенный на территории данного муниципального образования. Научно-производственный комплекс должен быть градообразующим и отвечать критериям:
1)численность работающих в организациях научно-производственного комплекса составляет не менее 15 процентов численности работающих на территории данного муниципального образования;
2)объем научно-технической продукции (соответствующей приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации) в стоимостном выражении составляет не менее 50 процентов общего объема продукции всех хозяйствующих субъектов, расположенных на территории данного муниципального образования, или стоимость основных фондов комплекса, фактически используемых при производстве научно-технической продукции, составляет не менее 50 процентов стоимости фактически используемых основных фондов всех хозяйствующих субъектов, расположенных на территории муниципального образования, за исключением жилищно-коммунальной и социальной сферы.
В научно-производственный комплекс муниципального образования, претендующего на присвоение статуса наукограда Российской Федерации, входят юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке на территории данного муниципального образования:
1)научные организации, учреждения высшего профессионального образования и иные организации, осуществляющие научную, научно-техническую и инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации, при наличии у них в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, государственной аккредитации;
2)организации независимо от организационно-правовых форм, осуществляющие производство продукции, выполнение работ и оказание услуг, при условии, что доля производства наукоемкой продукции (в стоимостном выражении), соответствующей приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации в течение предшествующих трех лет, составляет не менее 50 процентов их общего объема производства.
Первым наукоградом Российской Федерации стал Обнинск Калужской области. Произошло это в 2000 году. До 2003 года статус наукограда Российской Федерации присваивался Указом Президента Российской Федерации на 25 лет. Начиная с 2005 года статус наукограда Российской Федерации присваивается постановлением Правительства Российской Федерации сроком на пять лет.
При присвоении муниципальному образованию статуса наукограда Российской Федерации Правительство Российской Федерации утверждает приоритетные для данного города направления научной, научнотехнической, инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испытаний, подготовки кадров в соответствии с государственными приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации.
Согласно нормам статьи 8 Федерального закона № 70-ФЗ вся государственная поддержка наукоградов на сегодняшний день заключается только в предоставлении из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ межбюджетных трансфертов для перечисления их в бюджеты наукоградов в целях осуществления мероприятий по развитию и поддержке социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры. Данные средства перечисляются на финансирование дополнительных расходов наукоградов, связанные с их статусом. Указанные межбюджетные трансферты из федерального бюджета не учитываются при распределении других межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Правила предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета для осуществления мероприятий по развитию и поддержке социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры наукоградов Российской Федерации установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2007 № 917. Согласно данным Правилам, размер межбюджетных трансфертов, предоставляемых отдельному наукограду, определяется исходя из численности его постоянного населения. Положительным свойством данной методики распределения указанных средств между наукоградами является ее простота. Вместе с тем такой порядок распределения указанных средств не учитывает объективные потребности наукоградов в развитии их инфраструктуры, научно-технический и инновационный потенциал наукоградов, состав и показатели состояния их научно-производственного комплекса.
К настоящему времени статус наукограда Российской Федерации присвоен еще 13 городским округам: в 2001 году городам Дубне и Королеву Московской области, в 2002 году — Кольцово Новосибирской области, в 2003 году — Мичуринску Тамбовской области, Реутову и Фрязино Московской области, в 2005 году — Петергофу, являющийся муниципальным образованием в СанктПетербурге, Пущино Московской области, Бийску Алтайского края, в 2007 году — Троицку Московской области (ныне — городской округ Троицк г. Москвы) и Жуковскому Московской области, в 2008 году — городским округам Протвино и Черноголовка Московской области.
Порядок рассмотрения предложений о присвоении муниципальному образованию статуса наукограда Российской Федерации и прекращении такого статуса устанавливается Правительством Российской Федерации. Статус наукограда Российской Федерации по истечении срока может быть сохранен. См. также Особенности организации местного самоуправления в наукоградах.
В. В. Волков,
В. А. Лапин,
В. С. Мокрый,
Список литературы
Федеральный закон «О статусе наукограда Российской Федерации» от 07.04.1999 г. № 70-ФЗ//Собрание законодательства РФ. — 12.04.1999. № 15. — ст. 1750.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ// Собрание законодательства РФ. — 06.10.2003. —№ 40. — ст. 3822.
Указ Президента РФ от 07.07.2011 № 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ. — 11.07.2011. — № 28. — ст. 4168.
Постановление Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2004 г. № 681 «Об утверждении Порядка рассмотрения предложений о присвоении муниципальному образованию статуса наукограда Российской Федерации и прекращении такого статуса»// Собрание законодательства РФ. — 29.11.2004. № 48. — ст. 4804;
Постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2007 года № 917 «Об утверждении Правил предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета для осуществления мероприятий по развитию и поддержке социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры наукоградов Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ. — 31.12.2007. — № 53. — ст. 6614.
Никитина Н. К. Научно-технический отчет Центрального научно-исследовательского института экономики и управления в строительстве (ЦНИИЭУС) / под науч. рук. С. П. Никонорова. — М.: ЦНИИЭУС, 1991.
Гусев Ю. В. Комментарий к Федеральному закону от 7 апреля 1999 года № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2008.
Докучаев А. Ю. Законодательство о наукоградах Российской Федерации: содержание, пути совершенствования //Российский юридический журнал. — 2010. — № 3. — С.144–152.

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF

Модель сегментации рынка труда наукограда Российской федерации

Кокорев Игорь Алексеевич
В статье предложена модель сегментации рынка труда наукоградов, как наиболее успешного примера развития отечественных территорий с высоким научным потенциалом, основу которых составляют исследователи.
Читать PDF

Проблемы финансового обеспечения наукоградов Российской Федерации

Родюков С.В.
В статье рассматривается современное состояние механизмов государственной поддержки муниципальных образований, имеющих статус наукоградов Российской Федерации.
Читать PDF

Проблемы правового статуса наукоградов Российской Федерации в аспекте реализации федерального закона

Докучаев Андрей Юрьевич
Анализируются проблемы правового регулирования статуса наукоградов Российской Федерации.