Представляет собой проявления психологического стресса (см. Стресс психологический) в виде системно организованных признаков неспецифической активности психики, обнаруживающихся при любых новых требованиях в новой ситуации. К ним относятся: общее повышение тонуса и активности психической деятельности; повышение чувствительности слуха, зрения, обоняния и др. органов чувств (понижение порогов ощущений, т.е. уменьшение силы слабых воздействий на органы чувств, которые начинают ощущаться); активизация ориентировочной деятельности (восприятия окружающего, происходящего); повышение мобилизованности, начало организации психической деятельности и ее сосредоточения, направляемые вниманием к возникшим требованиям новой ситуации; первичная общая познавательно-эмоциональная оценка возникшего нового требования и эмоциональное возбуждение; изменение самочувствия, вызванного явлениями в организме, сопровождающими возникновение и развитие биологического стресса; ощущение повысившегося напряжения; зарождение установки на более внимательное изучение ситуации и специфическое реагирование на ее особенности.
(А.М. Столяренко)
Литература: А.М. Столяренко. Экстремальная психопедагогика. – М., 2002. Параграф З.1.