НОРМА ПРАВА

Найдено 18 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

НОРМА ПРАВА
общеобязательное правило поведения, содержащееся в нормативном юридическом акте в качестве его статьи, пункта, их части.

Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.

НОРМА ПРАВА
общеобязательное правило поведения, содержащееся в статье, пункте, части нормативного юридического акта.

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

Норма права
общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.

Источник:

Норма права
это общеобязательное правило поведения, установленное или санкционированное государствоми обеспеченное его принудительной силой.

Источник: Понятия современного уголовного процесса

Норма права
общеобязательные и формально определенные правила поведения, официально-властная модель должного в деятельности социальных субъектов, обеспеченная силой государства.

Источник: Некоторые юридические термины

Норма права
исходящее от государства и обеспеченное силой его принуждения общеобязательное формально-определенное, предоставительно-обязывающее правило общего характера, прямо или опосредованно формирующее поведение людей и их коллективов в обществе.

Источник: Теория государств и права в схемах и определениях.

НОРМА ПРАВА
общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников. Элементы правовой нормы: гипотеза, диспозиция, санкция.

Источник: Гражданское право (терминологический словарь). 2018

Норма права
(современ.) — содержащееся в нормативно-правовом акте общеобязательное, формально определенное, структурно органичное установление государством меры должного, возможного, поощряемого, рекомендуемого либо запрещаемого варианта деятельности субъектов социальной действительности путем установления субъективных прав и юридических обязанностей. — См. также: «Юридическая норма».

Источник: Римское право. Основные понятия законы и иски персоналии и сентенции. Cловарь-справочник.

Норма права
установленное или санкционированное государством и обеспечиваемое его принудительной силой правило, регулирующее взаимоотношения отдельных лиц, органов и организаций. Регулирующая роль нормы права выражается как в том, что субъект права действует в соответствии с ее предписаниями или требует от других лиц соответствующего поведения, так и в том, что нарушение ее требований вызывает применение мер воздействия государства в лице его органов к правонарушителю (юридические санкции).

Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.

НОРМА ПРАВА
от англ. norm of law) – установленное (санкционированное) и обеспеченное государством общеобязательное, формально-определенное правило поведения, наделяющая субъектов юридическими правами и обязанностями. Признаки правовой нормы: носит общий характер; формально определена; не персонифицирована; рассчитана на неоднократность действия; регулирует взаимоотношения отдельных лиц, органов, организаций путем предоставления им прав и возложения юридических обязанностей; обеспечивается принудительной силой государства.

Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению

НОРМА ПРАВА
общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные государством и обеспеченные его принудительной силой. Основной формой существования нормы права являются нормативные правовые акты.
Классификация норм права проводится по различным основаниям. Различают нормы права: материальные и процессуальные; гражданско-правовые, уголовно-правовые и др. (в зависимости от характера регулируемых правоотношений); постоянные и временные (по времени действия); диспозитивные и императивные (по категоричности содержащихся в них предписаний); общие и специальные (по регулируемым отношениям, кругу лиц); описательные, бланкетные и отсылочные (по способу изложения) и т.п.

Источник: Юридический словарь современного гражданского права. Беларусь. 2009

Норма права
классическая модель нормативного предписания, являющегося определяющим, исходным элементом в системе права. Норма права заключает в себе следующие признаки: имеет предоставительно-обязывающий, двухсторонний характер, т.е. одной стороне предоставляет правомочия, на другую возлагает обязанности; имеет общий, а не персонифицированный характер, рассчитана на неоднократное применение; определяет вид и меру поведения; состоит из трех элементов - гипотезы, диспозиции и санкции; обладает властностью и официальностью провозглашения, т.е. устанавливается уполномоченными на то субъектами и закрепляется в официальных нормативных документах (нормативных актах), охраняется от нарушений силой государства.

Источник: Теория государства и права в схемах и определениях

НОРМА ПРАВА
ПРАВОВАЯ НОРМА) — общеобязательное правило (веление), установленное или признанное государством, обеспеченное возможностью государственного принуждения, регулирующее общественные отношения. Н. п. — это правило поведения, установленное не только для единичного случая, но для всей органической суммы таких однотипных случаев. И в этом заключается ее большая социальная ценность. Юридическая структура Н. п. самая сложная. Современная теория государства и права выделяет три основных структурных элемента Н. п.: гипотеза, диспозиция, санкция. Диспозиция — правило поведения (действия либо бездействие), которое предписывает осуществить Н. п. и которому должны следовать адресаты нормы. Гипотезой обозначают ту часть Н. п., где указаны условия (жизненные обстоятельства), наличие которых дает возможность осуществлять правило поведения (исполнять, соблюдать, использовать, применять). Санкция — обозначает обеспечивающий механизм Н. п. Это указание на те неблагоприятные последствия, которые могут возникнуть у нарушителя правила поведения (диспозиции).

Источник: Военно-юридический энциклопедический словарь

НОРМА ПРАВА
установленное государством общее правило поведения, регулирующее общественные отношения. Н.п. имеют определенную структуру и подразделяются на виды. Структура правовой нормы: гипотеза (указывает на круг лиц, которым адресована норма, а т.ж. на обстоятельства, при которых она реализуется), диспозиция (само правило поведения, которое состоит из прав и обязанностей участников правовых отношений), санкция (указывает на меры государственного принуждения, которые применяются к нарушителям Н.п.). Н.п. и статьи закона не всегда совпадают (например, в статьях Конституции не сформулированы санкции). Но они содержатся в других нормативных актах, конкретизирующих положения Конституции. Н.п. подразделяются наследующие виды: управомочивающие (предоставляющие возможность действовать), обязывающие (требующие определенного, должного поведения) и запрещающие (устанавливающие запреты на совершение к.-л. действий или бездействия). Н.п. можно классифицировать т.ж. по отраслям (Н.п. гражданского, уголовного, административного и т.д.), в зависимости от действия в пространстве (общего и местного действия) и времени (постоянные и временные) и т.д.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

Норма права
это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством и направленное на урегулирование общественных отношений.
Признаки нормы права:
1) общеобязательность (она представляет собой властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей);
2) формальная определенность (она выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего определяет рамки деяний субъектов);
3) связь с государством (она устанавливается государственными органами и обеспечивается мерами государственного воздействия - принуждением и стимулированием);
4) предоставительно-обязывающий характер (она не только предоставляет одним субъектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности, ибо нельзя реализовать право без обязанности и обязанность без права);
5) микросистемность (она выступает в виде специфической микросистемы, состоящей из таких взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция). Нормы права подразделяются:
- в зависимости от функциональной роли - на исходные нормы, которые определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления; общие нормы, которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права; специальные нормы, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей;
- в зависимости от предмета правового регулирования (по отраслевой принадлежности) - на конституционные, гражданские, административные, земельные и т.п.;
- в зависимости от их характера - на материальные (уголовные, аграрные, экологические и пр.) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные);
- в зависимости от методов правового регулирования - на императивные (содержащие властные предписания) и диспозитивные (содержащие свободу усмотрения);
- в зависимости от времени действия - на постоянные (содержащиеся в законах) и временные (содержащиеся, например, в Указе Президента РФ о введении чрезвычайного положения в определенном регионе в связи со стихийным бедствием).

Источник: Большой юридический словарь

НОРМА ПРАВА
общеобязательное правило поведения, установленное или санкционированное государством и обеспеченное его принудительной силой. Государственно-правовая теория и практика выработали большое разнообразие представлений о норме права.
Среди важнейших черт и особенностей Н.п. следует особо указать следующие.
а) Общий характер Н.п. не предусматривает и не может предусмотреть в деталях каждое в отдельности жизненное обстоятельство. Она ориентируется лишь на типовые, вбирающие в себя сходные признаки и черты жизненные ситуации, при которых возникает необходимость или потребность ее применения. Она является критерием определения правомерности или неправомерности действий различных субъектов правоотношений. Степень общности Н.п. довольно часто бывает различна. В РФ, например, наиболее общий характер имеют федеральные конституционные законы. Они обращены ко всем без исключения гражданам РФ, а некоторые из них - также к иностранцам плицам без гражданства.
6) Выраженность в Н.п. государственной воли. Воля господствующего слоя. группы или класса для того. чтобы воплотиться в Н.п., стать их реальным содержанием, должна в обязательном порядке пройти через нормотворческий механизм, с неизбежностью трансформироваться в государственную волю. Разумеется, последняя в любом государстве соответствует интересам власть предержащих слоев, групп или классов и направлена на строго целевую в социальном плане регламентацию поведения всех участников правоотношений.
в) Предоставительно-обязывающий характер. Регулируя общественные отношения, Н.п. устанавливает (предоставляет) для одного участника этих отношений определенные правомочия или права, а на другого возлагает соотносящиеся с этим правомочием юридические обязанности. Для одной стороны Н.п. указывает на охраняемое и гарантируемое государством возможное поведение (право), а для другой - на обеспеченное угрозой государственного принуждения должное поведение (обязанность). Например, предоставляя гражданам РФ конституционное право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей, государство в то же время возлагает на свои органы соответствующие юридические обязанности.
г) Системность и иерархичность по отношению друг к другу, а также строгая формальная определенность. Каждая Н.п. существует не сама по себе, а в тесной взаимосвязи и взаимодействии, в единой системе с другими правовыми нормами. В отличие от иных социальных норм (норм морали) правовые нормы образуют иерархию, которая обусловлена различной юридической силой нормативно-правовых актов. Иерархия эта складывается из системы норм, содержащихся в конституционных актах (законах), текущих или обычных законах и в подзаконных актах.
д) Специфический признак норм права - их охрана и обеспеченность государственным принуждением. Речь идет не только и даже не столько о реально применяемом, сколько о потенциально существующем воздействии на правонарушителя. Среди мер государственного воздействия выделяются гражданско-уголовные, административно-правовые и иные меры. Основной целью их применения (обусловленной характером правонарушения) могут выступать: наказание правонарушителя, возмещение причиненного вреда, восстановление нарушенного права, выполнение обязательств.
Говоря о мерах государственного воздействия на правонарушителей, не следует полагать, что Н.п. реализуются лишь в силу существования угрозы государственного принуждения. Огромную роль в этом процессе играют меры воспитательного характера, авторитет государства и права, меры убеждения.
Н.п. можно классифицировать по нескольким основаниям. Всякая Н.п. предписывает лицам определенную форму поведения. В связи с таким подходом Н.п. можно разделить на: обязывающие, запрещающие и уполномочивающие. Обязывающие - это Н.п., предписывающие лицам совершать определенные положительные действия. Запрещающие юридические нормы указывают на недопустимость каких-либо действий. Иначе говоря, они требуют воздержания от них. Уполномочивающие Н.п. предоставляют лицам возможность совершать определенные действия, влекущие юридические последствия.
По форме предписания Н.п. разделяются на императивные и диспозитивные. Императивные (категорические) Н.п. содержат властные предписания, отступления от которых не допускаются. Пример - норма трудового права, указывающая на недопустимость замены отпуска денежной компенсацией. Диспозитивные нормы предоставляют субъектам права возможность самим решать вопрос об объеме и характере своих прав и обязанностей. При отсутствии такой договоренности вступает в действие предписание, содержащееся в них.
В зависимости от целевого назначения Н.п. делятся на регулятивные и охранительные. Регулятивные Н.п. - предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений. Охранительные Н.п. регулируют общественные отношения, связанные с юридической ответственностью и применением мер государственного принуждения (нормы процессуального права).
Н.п. можно классифицировать и в зависимости от отраслей права. Различают: административно-правовые, гражданско-правовые, уголовно-правовые Н.п., нормы трудового, экологического, международного, конституционного, хозяйственного и других отраслей права. Эта классификация базируется на предмете и методе правового регулирования.
В зависимости от субъекта, издавшего нормы, различают: законодательные, подзаконные и делегированные (изданные общественной организацией по поручению государственного органа) Н.п. По времени действия Н.п. подразделяются на: постоянные (действуют до их официальной отмены) и временные (действуют только в пределах определенного промежутка времени).
По кругу лиц, на которых распространяется действие Н.п., они делятся на общие и специальные. К первым относятся Н.п., распространяющие свое действие на всех лиц, проживающих в пределах данной местности, государства, ко вторым - действующие лишь в отношении определенной категории лиц (военнослужащих, студентов, работников правоохранительных органов и т.п.).
По степени определенности различают Н.п. бланкетные и отсылочные. Бланкетные Н.п. представляют собой такие правила поведения, действие которых основывается на содержании специфических правил. Отсылочные Н.п. непосредственно указывают на другие Н.п. как на условие своего действия.

Источник: Энциклопедия юриста

НОРМА ПРАВА
правило поведения, выражающее волю господствующего в данном обществе класса и охраняемое принудительной силой государства.
Роль Н. п. в жизни общества заключается в том, чтобы путем установления соответствующего правила направлять поведение людей, обеспечивать тем самым закрепление и развитие общественных порядков, соответствующих интересам господствующего класса. В арсенале всех многообразных средств воздействия со стороны государства на базис данного общества Н. п. занимают весьма важное место. Сам характер активной роли правовых норм, как части надстройки, непосредственно обусловливается типом государства, устанавливающего эти нормы, а в конечном счете – базисом данного общества.
Каждая норма состоит из 3 частей: 1) гипотезы, т. е. указания на те условия, при которых применяется соответствующее правило поведения; 2) диспозиции, т. е. самого правила поведения; 3) санкции – указания на те меры гос. принуждения, которые применяются в случае нарушения диспозиции.
Н. п. не следует смешивать с ее выражением в статьях нормативного акта. Одна и та же Н. п. может быть изложена в нескольких статьях акта так, что отдельная статья будет выражать только какую-либо одну из частей нормы. И наоборот, некоторые статьи нормативного акта могут выражать одновременно несколько норм. Наконец, некоторые статьи нормативных актов сами по себе не выражают каких-либо норм, а содержат определения тех или иных принципов, общественных устоев, лежащих в основе данной системы права.
Истории права известно также существование правовых норм в неписаной форме, а именно в виде охраняемых принудительной силой государства обычаев (см. Обычное право).
По своему классово-волевому содержанию всякая юридическая норма представляет собой отражение в сознании и воле господствующего класса известных общественных отношений: всякая норма создается по поводу тех общественных отношений, которые имеются или могут иметь место в реальной действительности и в соответствии с взглядами, господствующими в данном обществе. Но правовая норма – это не пассивное отражение общественных отношений, а отражение целенаправленное, т. е. имеющее целью воздействовать на отражаемые общественные отношения в интересах господствующего класса.
Классово-волевое воздействие правовой нормы на общественные отношения в том и заключается, что нормы права устанавливают охраняемое государством должное и возможное поведение людей, при наличии жизненных обстоятельств определенного вида.
Нормы рабовладельческого, феодального, буржуазного права выражают волю эксплуататорского меньшинства и направлены на закабаление эксплуатируемого большинства трудящихся (см. Рабовладельческое право, Феодальное право, Буржуазное право).
Коренную противоположность нормам эксплуататорского права составляют нормы социалистического права, выражающие волю рабочего класса и всего советского народа, руководимого и направляемого Коммунистической партией Советского Союза.
В основа норм социалистического права лежит политика Коммунистической партии и Советского государства, базирующаяся на научном знании экономических законов, закономерностей общественного развития. Объективные закономерности при социалистическом строе действуют не как слепые, стихийные силы, а как закономерности, познанные и сознательно используемые союзом рабочего класса и крестьянства в интересах общества. Поэтому нормы социалистического права обладают огромной силой активно-творческого воздействия на общественные отношения, на базис общества, а через него и на производство. Нормы социалистического права служат одним из рычагов в руках трудящихся для создания и укрепления социалистических отношений и их дальнейшего развития в целях победы коммунизма (см. Социалистическое право).
Творческая роль корм социалистического права ярко проявляется на примере нашей страны, начиная со времени победы Великой Октябрьской социалистической революции, и на примере стран народной демократии, использующих опыт СССР в социалистическом строительстве.
Отличие Н. п. от иных социальных норм, в част-. ности, от норм морали господствующего класса, состоит в том, что первые охраняются мерами государственного принуждения. Однако это не значит, что все люди соблюдают предписания правовых норм под угрозой государственного принуждения. Коренное различие норм эксплуататорского права и норм социалистического права проявляется, в частности, в том, что нормы эксплуататорского права трудящимися, т. е. большинством, соблюдаются, как правило, в силу государственного принуждения, а нормы социалистического права выражают волю самих трудящихся и поэтому, по общему правилу, исполняются ими сознательно и добровольно. Соблюдение норм социалистического права обеспечивается прежде всего самим общественным и государственным строем, коммунистическим воспитанием людей, убеждением их в целесообразности, полезности, справедливости предписаний, устанавливаемых этими нормами, в полном соответствии их требованиям социалистической морали. Предусмотренное Н. п. принуждение в нашем государстве применяется преимущественно в отношении агентуры капиталистического окружения, а также в отношении отдельных трудящихся, не освободившихся от пережитков капитализма и допускающих поэтому правонарушения. В первую главную фазу развития социалистического государства принуждение применялось также в отношении представителей свергнутых, но тогда еще до конца не ликвидированных эксплуататорских классов.
В зависимости от способа своего установления и в силу этого от формы, в которую они облечены, Н. п. отличаются друг от друга своей юридической силой (см. Источники права).
Нормы права по характеру формулированных в них правил могут быть: 1) обязывающими или повелительными, т. е. такими, которые устанавливают твердые правила поведения, не допускающие отступлений по соглашению сторон регулируемого общественного отношения или по усмотрению одной из сторон этого отношения; 2) уполномочивающими, т. е. такими, которые уполномочивают стороны регулируемого отношения или одну из сторон определить их права и обязанности. Иногда уполномочивающие нормы содержат т. н. диспозитивное правило, действующее лишь в случае, если стороны не воспользуются предоставленными им полномочиями.
Некоторые нормы могут носить смешанный повелительно-уполномочивающий характер, т. е. содержать известные предписания, но предоставлять сторонам возможность в известных пределах уточнять взаимные права и обязанности.

Источник: Советский юридический словарь

НОРМА ПРАВА
Норма права [лат. norma] – это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством и направленное на урегулирование общественных отношений.
Право представляет собой сложную и многообразную систему юридических норм, общих правил поведения, распространяющихся на большой круг лиц и ситуаций, функционирующих относительно длительный период времени. Норма права (юридическая норма) выступает одной из наиболее важных разновидностей действующих в обществе социальных норм. Поэтому правовой норме присущи качества, характерные для всякой социальной нормы как регулятора общественных отношений, но имеются и отличительные особенности.
Норма права является критерием правомерности поведения субъектов, который весьма четко обозначен и конкретен. Норма права есть модель поведения и как таковая определяет границы возможных и должных поступков в тех или иных отношениях и тем самым обеспечивает меру свободы индивида.
Социальное назначение правовых норм определяется их регулирующей ролью. Нормы призваны закреплять и стимулировать необходимые и желательные для общества и государства отношения, охранять от нарушений и воздействовать на социально нежелательные связи в целях ограничения, вытеснения, устранения этих нарушений.
Признаки нормы права:
- общеобязательность (норма права представляет собой властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей);
- формальная определенность (норма права излагается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего определяются рамки деяний субъектов);
- связь с государством (норма права устанавливается государственными органами и обеспечивается мерами государственного воздействия – принуждением и стимулированием);
- предоставительно-обязывающий характер (норма права не только предоставляет одним субъектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности);
- микросистемность (норма права выступает в виде специфической микросистемы, состоящей из взаимноупорядоченных элементов).
Структура нормы права состоит из следующих элементов:
1) гипотеза;
2) диспозиция;
3) санкция.
Трехчленная структура является идеальной, но на практике она встречается не часто. Зачастую норма права имеет два элемента – гипотезу и диспозицию. При этом обязательным элементом правовой нормы является диспозиция, без которой ее назначение теряет смысл.
Нормы права подразделяются:
- в зависимости от функциональной роли:
- исходные нормы, определяющие основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления;
- общие нормы, присущие общей части той или иной отрасли права и распространяющиеся на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права;
- специальные нормы, относящиеся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулирующие какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей;
- в зависимости от предмета правового регулирования – на конституционные, гражданские, административные и т.п.;
- в зависимости от их характера:
- материальные, оказывающие прямое воздействие на общественные отношения, представляя субъектам посредством прав и обязанностей возможность и необходимость по удовлетворению их материальных интересов;
- процессуальные – нормы процедурного характера, регулирующие общественные отношения, складывающиеся в сфере правотворческой и правоприменительной деятельности органов государства и иных субъектов права;
- коллизионные – определяющие право, какого государства должно быть применено к данному гражданскому правоотношению, осложненному иностранным элементом (не определяют права и обязанности, а лишь указывают компетентный для этого правоотношения гражданско-правовой порядок, определяющий права и обязанности);
- в зависимости от метода правового регулирования:
- императивные – категорично предписывающая определенный вариант поведения и содержащая меры ответственности за произвольные отклонения от него;
- диспозитивные, закрепляющие возможность сторон выбрать приемлемый вариант поведения, который можно определить по договоренности сторон, либо законодательство устанавливает такой вариант и стороны могут выбрать из этих вариантов;
- альтернативные, закрепляющие несколько возможных вариантов действия, из которых необходимо выбрать один с учетом конкретных обстоятельств;
- в зависимости от времени действия:
- постоянные;
- временные;
- в зависимости от содержания:
- регулятивные (предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений);
- охранительные (направленные на защиту нарушенных субъективных прав);
- поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение);
- рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения);
- в зависимости от степени обязательности:
- управомочивающие, представляющие адресатам возможность действовать определенным образом в границах, определяемых субъектом правотворчества;
- запрещающие – содержащие запрет на совершение противоправных действий и устанавливающие в порядке своего обеспечения меры юридической ответственности;
- обязывающие, устанавливающие первоочередное совершение определенных положительных действий;
- в зависимости от структуры:
- прямые;
- бланкетные – общее правило поведения, действие которого основывается на содержании специальных норм;
- отсылочные – общее правило поведения, которое непосредственно указывает на другие правовые нормы как на условие своего существования;
- в зависимости от круга лиц, на которых распространяется действие норм:
- общераспространенные (действуют в отношении всех граждан);
- специально распространенные (действуют только в отношении определенной категории лиц);
- в зависимости от степени определенности элементов правовой нормы:
- абсолютно определенные (точно определяющие права и обязанности участников правоотношения, условия своего действия, последствия несоблюдения предписаний нормы);
- относительно определенные (устанавливающие возможные варианты поведения);
- в зависимости от сферы действия:
- общефедеральные (действуют на территории всей страны);
- региональные (действуют на территории субъектов РФ - в республиках, краях, областях и т.п.);
- локальные (действуют на территории одного или нескольких конкретных организаций, учреждений);
- в зависимости от субъектов правотворчества:
- нормы, принятые государственными (законодательными, исполнительными) органами;
- негосударственными структурами.

Источник: Юридическая техника. Словарь-справочник.

Реклама