НОРВЕГИЯ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

НОРВЕГИЯ (Королевство Норвегия)
государство на Севере Европы. Полную независимость обрело в 1905 г. (до 1814 г. - владение Дании, в 1814-1905 гг. - в унии со Швецией). Столица - г. Осло.
Административное деление: 19 областей (фюльке), включая г. Осло. Фюль-ке подразделяются на сельские и городские коммуны.
Действует с последующими поправками Эйдсволльская Конституция от 17 мая 1814 г. (принята Учредительным собранием в местечке Эйдсволль как первый шаг к достижению независимости).
Форма правления - наследственная конституционная монархия. Престол (с 1990 г.) наследуется как по мужской, так и по женской линии. 21 января 1991 г. на престол вступил Король Норвегии Харальд V из династии Шлезвиг-Гольштейн-Зондербург-Глюксбург.
Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту - Стортингу, - состоящему из двух палат - Лагтинга и Одельстинга. По существующей избирательной системе на основе пропорционального представительства сроком на 4 года избираются всеобщим прямым голосованием 165 депутатов Стортинга. Затем 1/4 из них избирается самим Стортингом в верхнюю палату - Лагтинг, а остальные депутаты образуют Одельстинг. Парламент избирает сроком на 4 года омбудсмена - уполномоченного по правам человека.
Правительство - Государственный совет - формируется королем из парламентского большинства. Правительство не может быть распущено до окончания срока полномочий парламента, хотя премьер-министр может увольнять отдельных министров в ходе частичных реорганизаций правительства. Большинство законопроектов исходит от правительства. Правительство ответственно перед парламентом.
При правительстве действует совещательный орган - Полярный совет, - 15 членов которого избираются сроком на 4 года. Его компетенция - содействие решению проблем Крайнего Севера страны.
Система общих судов состоит из Верховного суда, в составе которого действует Специальный контрольный апелляционный комитет, судов провинций в пяти крупных городах, окружных и городских судов (около ста). Судебная процедура предусматривает попытку примирения сторон по большинству гражданских дел в Согласительных советах, образуемых при каждом муниципалитете.
В Н. существует также большое число специальных судов: по вопросам публичного управления имуществом, по рыболовству, по делам об опеке, по жилищным спорам и т. д.
Для пресечения случаев коррупции и злоупотребления властью со стороны высших чиновников, депутатов, судей создан Суд импичмента, в который входят десять членов нижней палаты и пять членов Верховного суда.(А. К.)

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

НОРВЕГИЯ (Королевство Норвегия)
государство на севере Европы, занимающее северную и западную части Скандинавского полуострова. (Н. принадлежит остров Ян-Майен.) Н. - унитарное государство, состоящее из 19 областей (фюльке). Во главе каждой области стоит назначаемый королем губернатор (фюлькесман). В областях (кроме Осло и Бергена) действуют выборные советы (фюлькестинги). Н. - конституционная монархия. Действующая конституция вступила в силу в 1814 г. Глава государства - король. Высший законодательный орган - стортинг, состоящий из лагтинга (41 депутат) и одельстинга (124 депутата), избираемых сроком на 4 года. Исполнительная власть номинально принадлежит королю, который назначает правительство (Государственный совет) во главе с премьер-министром.
ПРАВОВАЯ СИСТЕМА
Общая характеристика. Первые записи правовых обычаев относятся к XII в. К этому времени вся территория страны, хотя и считавшейся уже единым королевством, была поделена на 4 тинга - объединения кланов со своими собраниями представителей, устойчивыми правовыми и иными обычаями и др. Сборники обычаев 2 из этих объединений - "Законы гулатинга" (1150) и "Законы фростатинга" (1190) - сохранились до наших дней и являются ценнейшими документами по истории средневекового права. На основе этих сборников в период правления короля Магнуса, прозванного улучшателем законов, был издан первый общенациональный свод "Закон земли" (1274-1276), в котором регулировалось правовое положение церкви, излагались нормы уголовного, земельного и торгового права. Действие свода было распространено на территории, принадлежавшие в то время Н., - Гренландию, Фарерские, Оркнейские и Шетландские острова. В дополнение к нему был издан и "Закон городов" (1276), заменивший местные городские сборники обычаев общенациональными правилами торговли и мореплавания. Оба собрания законов в целом сохраняли свое действие на территории Н. на протяжении нескольких столетий, хотя отдельные их положения нередко со временем заменялись новыми актами. После завоевания Н.Данией (1380)развитие норвежского права оказалось под сильным влиянием датских правовых традиций, поскольку большинство судейских должностей в Н. обычно занимали датчане и решения, вынесенные местными судами, подлежали обжалованию в Верховный суд (ВС) Дании. И все же, хотя в начале XVI в. Н. превратилась почти в рядовую датскую провинцию, ее правовая система всегда оставалась в достаточной степени самостоятельной и датские короли, считавшиеся одновременно и королями Н., издавали для нее отдельные законы, иногда, правда, совпадавшие с законами Дании. В 1602-1604 гг. для Н. был подготовлен и издан "Свод законов короля Кристиана IV", представлявший собой, по существу, новую редакцию законодательных сборников Магнуса в переводе с древненорвежского и с включением всех позднее изданных для Н. законодательных актов.
Радикальная реформа всего законодательства была осуществлена в 1687 г. с изданием "Норвежского свода законов короля Кристиана V" в шести книгах. Он охватил все отрасли права и поныне считается основой современной правовой системы страны, хотя до настоящего времени формальную силу сохраняют лишь весьма немногочисленные его положения. При подготовке этого свода было широко использовано датское законодательство, однако известное влияние на него оказали концепции римского права и некоторые норвежские традиции. Дальнейшее развитие законодательства Н., в том числе в период, когда страна, освободившаяся от датского господства, была насильственно присоединена к Швеции. (1814-1905), шло по пути издания отдельных законов, а не единовременной сплошной кодификации (осуществляемые каждые 2 года юридическим факультетом университета в Осло издания действующих норвежских законов с 1682 г. содержат их в хронологической последовательности).
Наряду с законодательством важным источником норвежского права признаются обычаи, особенно в сфере торговли, где им нередко принадлежит определяющая роль. При отсутствии соответствующих законов они могут самостоятельно регулировать правовые отношения. В качестве одного из основных источников норвежского права выступают и судебные прецеденты. Решения ВС, а иногда и других судебных инстанций, вынесенные ими по конкретному делу, имеют силу убеждающего прецедента и тщательно изучаются судами, принимающими решения по таким делам, где возникают аналогичные правовые вопросы. При этом должно быть отмечено, что ВС в своих решениях стремится формулировать не обобщающие правовые нормы, а положения, относящиеся к конкретным обстоятельствам. В норвежской системе права важное значение придается работам ученых-юристов, трактующим нормы закона либо судебные решения, а также материалам обсуждения законопроектов, позволяющим выявить "истинные намерения" законодателя (нередко именно этот вопрос становится предметом дискуссии в ходе судебных прений по конкретному делу). Среди источников норвежского права с конца XIX в. возрастает роль законодательных актов, которые все чаще издаются по вопросам, ранее регулировавшимся исключительно обычаями или судебными прецедентами.
Норвежское право с точки зрения его источников занимает самостоятельное положение среди различных правовых семей и не входит в систему ни англосаксонского, ни континентального права. Вместе с тем с 1880 г. обнаруживается тенденция к сближению законодательства Н. и других Скандинавских стран, прежде всего по вопросам торговли, мореплавания, а также семейного и наследственного права. Важную роль в этом процессе играют комитеты из представителей всех Скандинавских стран, разрабатывающие проекты законов, которые затем вносятся на рассмотрение парламентов соответствующих государств.
Гражданское право и смежные с ним отрасли права. Сфера гражданского права, которая согласно принятой в Н. концепции включает в себя и вопросы торгового права, остается в целом некодифицированной, хотя в 1953 г. и была создана комиссия, имеющая соответствующее поручение. Важнейшую роль играют отдельные крупные законодательные акты, принятые уже в XX в.: законы о торговом мореплавании (1907), купле-продаже (1907), договорах (1918), недвижимости (1935), страховании (1930), ценах, конкуренции и монополиях (1953), корпорациях (1957), деньгах и кредитовании (1961), обязательствах, вытекающих из правонарушений (1969), проекты которых, как правило, были подготовлены совместно с юристами из других Скандинавских стран. Положения названных законов нередко дополняются принципами, выработанными судебными прецедентами. Так, в сфере обязательств из правонарушений в ряде случаев применяется принцип (согласно правилам, выработанным судьями в конце XIX в.) строгой ответственности, при котором не требуется доказывания вины лица, причинившего ущерб, или, скажем, нанимателя, обязанного отвечать за действия своих служащих. В сфере законодательства о компаниях отсутствуют нормы об участниках компаний с неограниченной ответственностью. Они подчиняются правилам, выработанным в судебных прецедентах. В сфере семейного права Н. первой из Скандинавских стран ввела ряд прогрессивных принципов: полное равенство имущественных прав супругов (Закон о семейной собственности 1927 г.), единство юридических последствий гражданского и церковного браков, весьма либеральные правила развода (Закон о браке и разводе 1918 г. с поправками 1969 г.). Внебрачные дети во многом приравнены к законнорожденным (законы о детях 1956 г.), подробно регулируется усыновление (закон 1927 г.). В области наследственного права норвежское законодательство характеризуется стремлением закрепить прежде всего права пережившего супруга и потомков по прямой линии независимо от того, идет ли речь о наследовании по закону или по завещанию (Закон о наследовании 1972 г.). Трудовые отношения регулируются законодательством и коллективными договорами между представителями работников и предпринимателями либо их объединениями. Согласно Закону о производственной демократии 1976 г. на предприятиях с количеством работников более 200 должны создаваться объединенные советы предприятия, включающие представителей администрации и профсоюза, если в него входит более 2/3 работников, Закон о защите рабочих и производственной среды 1977 г. требует, в частности, увольнять работников лишь "по справедливой причине". Действующее законодательство предписывает выплату "семейных надбавок" к заработной плате в зависимости от количества детей. С конца 1880-х - начала 1900-х гг. в стране стала создаваться, а после второй мировой войны существенно расширилась система социального обеспечения: выплата пенсий по старости и инвалидности, пособий безработным, а также вдовам и сиротам. Пенсии и пособия оплачиваются из страховых взносов работников и предпринимателей, а также за счет средств органов местного самоуправления и центральной власти. Мероприятия в области охраны окружающей среды основываются на законах об охране природы 1970 г., об отдыхе на открытом воздухе 1957 г., о "дикой природе" 1981 г., а также на законах, регулирующих охоту и рыболовство, и инструкциях Министерства окружающей среды.
Уголовное право. В отличие от других отраслей права уголовное законодательство давно кодифицировано. Первый Уголовный кодекс (УК) был принят в 1842 г. Действующий УК 1902 г. занимает особое место в истории буржуазного уголовного законодательства. Составленный по проекту видного норвежского криминалиста Гетца (профессор университета, с 1887 г. - генеральный прокурор) УК 1902 г. был первым из кодексов, в котором нашли отражение идеи социологической школы уголовного права. хотя в целом он следовал традиционной трактовке большинства институтов Общей и Особенной частей. Все преступные деяния разделены в кодексе на преступления, наказуемые более чем 3 месяцами лишения свободы, и проступки. Это различение влияет на подсудность и ряд других вопросов. Традиционная система наказаний УК дополнена положениями о мерах безопасности, применяемых к рецидивистам и психически неполноценным лицам. Такие лица подлежали превентивному заключению на неопределенный срок или содержанию в специальных медицинских учреждениях закрытого типа. Вместе с тем в УК 1902 г. предусматривались некоторые меры либерального характера (отсрочка вынесения и исполнения приговора, условное осуждение и др.). Существенным дополнением к кодексу служил принятый в 1900 г. Закон об ответственности за бродяжничество, нищенство и пьянство. Впоследствии УК 1902 г. неоднократно подвергался изменениям и дополнениям, в том числе относительно названных мер безопасности. (При Министерстве юстиции действует постоянная комиссия по обновлению кодекса.) Смертная казнь отменена за общеуголовные преступления с 1902 г., а за все преступления-с 1979 г. Смертные приговоры за общеуголовные преступления не исполнялись с 1876 г., а за преступления времен нацистской оккупации- с 1948 г.
Вопросы судоустройства и процессуального права по традиции регулируются крупными законодательными актами, каждый из которых охватывает широкий круг вопросов. Еще в 1887г. был принят Уголовно-процессуальный, в 1915 г. - Гражданский процессуальный кодекс и одновременно с ним Закон о судах, касающийся как гражданской, так и уголовной юрисдикции. Правовые исследования ведутся главным образом на юридическом факультете университета в Осло.
Систему общих судов возглавляет учрежденный в XVII в. Верховный суд (ВС), состоящий из председателя (по традиции он называется юстициарием) и 17 судей, входящих в одну из двух палат. Он рассматривает в качестве последней инстанции жалобы на решения и приговоры нижестоящих судов по гражданским (в коллегиях из 3 судей) и уголовным (в коллегиях из 5 судей) делам. При этом при разбирательстве гражданского дела ВС может рассматривать все его фактические и юридические аспекты, а уголовного - лишь вопросы применения права, характера наказания и процессуальных нарушений. Поскольку ВС не заслушивает устных объяснений и показаний сторон или свидетелей, он, как правило, избегает оценивать фактические обстоятельства дела иначе, чем это было сделано нижестоящими судами. В составе ВС функционирует Специальный проверочный апелляционный комитет (в составе 3 судей, назначаемых председателем ВС). Он предварительно разбирает все поступающие жалобы на решения нижестоящих судов. Комитет вправе не допустить к рассмотрению в ВС жалоб, явно необоснованных либо с суммой иска ниже 12 тыс. крон, если не найдет оснований сделать исключение. Он может также отвергнуть жалобы по гражданским делам, руководствуясь иными соображениями. В то же время комитет может разрешить, чтобы жалоба на решение окружного или городского суда по гражданскому делу была направлена, минуя иные инстанции, непосредственно в ВС. По уголовным делам комитет вправе самостоятельно отменить приговор нижестоящего суда либо изменить его в пользу осужденного.
Суды провинций действуют в 5 крупнейших городах страны - Осло, Скине, Бергене, Тронхейме и Тромсе. Они выполняют функции апелляционной инстанции по гражданским и уголовным делам, а также суда первой инстанции по определенной категории уголовных дел. Суды провинций в коллегиях из 3 судей рассматривают жалобы на решения по гражданским делам, вынесенные окружными и городскими судами, если сумма иска составляет не менее 2 тыс. крон. По ходатайству одной из сторон либо по решению самого суда в его состав могут быть дополнительно включены 2 или 4 непрофессиональных судьи. Для рассмотрения дел, связанных с торговлей и мореплаванием, к заседаниям суда могут привлекаться непрофессиональные судьи, обладающие специальными знаниями. Приговоры, вынесенные городскими или окружными судами, могут быть обжалованы в суд провинции только по вопросу о признании подсудимого виновным и подлежат новому разбирательству по существу. По первой инстанции суд провинции рассматривает дела о преступлениях, по которым грозит наказание строже, чем 5 лет лишения свободы, а также о менее тяжких преступлениях, если об этом ходатайствуют органы обвинения. Уголовные дела рассматриваются 3 профессиональными судьями и отдельным жюри из 10 присяжных (для вынесения вердикта о виновности требуются голоса не менее 7 присяжных).
Окружные и городские суды (их около 100 в стране) - центральное звено судебной системы; они рассматривают основную массу гражданских и уголовных дел. Им подсудны по первой инстанции все гражданские дела, кроме находящихся в компетенции некоторых специальных судов. Дела в них судья рассматривает единолично либо, по требованию сторон, совместно с 2 непрофессиональными судьями, пользующимися одинаковыми с ним правами (такой состав суда обязателен при разбирательстве споров, связанных с мореплаванием и недвижимостью). В некоторых случаях для рассмотрения сложных гражданских дел по решению суда провинции образуется коллегия из 3 профессиональных судей. Принятая в Н. судебная процедура требует, чтобы перед обращением в суд, во всяком случае по большинству гражданских дел, была предпринята попытка примирить стороны путем разбирательства дела в согласительном совете (из 3 членов), образуемом при каждом муниципалитете (члены этих советов, избираемые на 4 года, как правило, не юристы); Соглашение, достигнутое в результате такого предварительного разбирательства, приобретает силу судебного акта. но при некоторых обстоятельствах может быть обжаловано в суд. Однако иски. обращенные к государству или муниципальным властям, споры об имуществе супругов, дела об установлении отцовства,по вопросам патентов и некоторые другие разбирательству в согласительном совете не подлежат.
Окружные и городские суды рассматривают по первой инстанции все уголовные дела, за исключением тех, что входят в компетенцию суда провинции. Они разбирают дела обо всех кражах, мошенничестве и иных имущественных преступлениях, а также о правонарушениях лиц в возрасте до 18 лет. Уголовные дела рассматриваются коллегией в составе 1 профессионального и 2 непрофессиональных судей. Единолично судьи решают вопрос о предании суду, а также разбирают дела о проступках.
Наряду с общими имеются специальные суды, функционирующие в самых различных областях. В их числе суды по вопросам публичного управления имуществом с весьма своеобразной иерархией судей, рассматривающих дела об управлении имуществом разводящихся супругов, умерших, банкротов и др. Гражданские и уголовные дела по вопросам, связанным с рыболовством, подлежат разбирательству в созданных с этой целью специальных судах. Имеются суды по делам об опеке, по жилищным делам, где рассматриваются споры об аренде домов или квартир и др. Как правило, все эти суды состоят из 1 профессионального и 2 непрофессиональных судей, а их решения могут быть обжалованы в суды провинций либо в ВС.
В соответствии с Законом о трудовых спорах 1927 г. был создан Суд по трудовым делам, который выступает в качестве апелляционной инстанции, разбирающей жалобы на решения по трудовым спорам, вынесенные окружными и городскими судами. Его решения в свою очередь могут быть обжалованы в ВС. Наряду с профессиональными судьями в его состав назначаются представители объединений предпринимателей и профсоюзов. В 1952 г. в дополнение к нему в Осло был создан специальный Суд по трудовым конфликтам, призванный предупреждать забастовки и бойкоты (они могут состояться лишь после окончания слушания дела в этом суде). Этот суд формируется на тех же основаниях, что и Суд по трудовым делам.
Особое место в системе судебных учреждений занимает Суд импичмента, который рассматривает в качестве первой и единственной инстанции обвинения в преступных злоупотреблениях, выдвинутые против членов правительства, парламента или ВС. В состав его входят 10 членов второй палаты парламента и 5 членов ВС. Созывается он с перерывами порой в несколько десятилетий.
Суды административной юстиции отсутствуют, но судебная практика выработала неписаное правило, согласно которому общие суды могут принимать к рассмотрению жалобы на решения любых административных органов, в том числе правительства и Короны. Лишь некоторые судебные функции выполняет Суд государственного страхования, принимающий жалобы на решения соответствующих государственных органов.
С 1962 г. в Н. введена должность омбудсмана, избираемого парламентом на 4 года и призванного расследовать по жалобам граждан или по собственной инициативе все случаи "несправедливости" по отношению к ним со стороны центральных и местных властей либо отдельных гражданских служащих. Омбудсмен не вправе отменять решения административных органов, однако на практике его отрицательные заключения приводят к их отмене.
Назначение на судейские должности в общие и в большинство специальных судов производится королем по представлению министра юстиции пожизненно, но с обязательным выходом на пенсию по достижении 70 лет. Для занятия судейской должности требуется сдача соответствующих экзаменов по юридическим дисциплинам в системе гражданской службы, наличие определенного опыта работы (в качестве адвоката, прокурора, судьи низшего суда) и достижение 30-ти (для ВС) или 25-летнего возраста. Непрофессиональные судьи назначаются судьей для рассмотрения конкретного дела из числа включенных в общий список лиц, избираемых соответствующим муниципальным советом каждые 4 года.
Расследование большинства уголовных дел производится полицией. Полицейские начальники вправе ограничиться, если речь идет о проступке, за который грозит штраф или лишение свободы на срок до 3 месяцев, официальным "предостережением" либо назначением штрафа без передачи дела в суд. В этом случае обвиняемый может отказаться от уплаты штрафа и потребовать судебного разбирательства. Уголовное преследование в суде осуществляют по указанной категории дел полицейские служащие, по более серьезным делам - окружные прокуроры (государственные адвокаты), обладающие полномочиями ограничиться "предостережением", назначением штрафа или отсрочить предъявление обвинения. Окружные прокуроры надзирают за деятельностью полиции, вправе давать указания полицейским органам и отменять их постановления. Расследование наиболее сложных уголовных дел, в особенности тех. где обвиняемому грозит пожизненное заключение, а также поддержание обвинения по ним осуществляется генеральным прокурором (генеральным адвокатом). Он же наблюдает за деятельностью окружных прокуроров.
Обязанности защитника по уголовному делу или представителя интересов сторон в гражданском процессе могут выполнять только лица, получившие разрешение или права адвоката от Министерства юстиции. Для этого надо иметь юридическое образование, сдать установленные для гражданских служащих экзамены, внести определенное страховое обеспечение и др. Для выступлений в суде провинции и в ВС установлены еще более строгие требования: разрешение министра юстиции и звание сначала адвоката при суде провинции, а затем адвоката при ВС. В то же время при рассмотрении гражданского дела даже в ВС стороны вправе сами защищать свои интересы. Судебные издержки могут быть возложены на проигравшую сторону, либо каждой из сторон предлагается оплатить свои расходы.
Обвиняемые по уголовным делам имеют право на бесплатную юридическую помощь при обвинении в преступлении, а также, если этого требуют обстоятельства конкретного дела, при обвинении в проступке.

Источник: Энциклопедия юриста

Норвегия
Королевство Норвегия Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право Судебная система. Органы контроля Литература Государство на севере Европы, занимающее северную и западную части Скандинавского полуострова, остров Ян-Майен и архипелаг Шпицберген. Территория - 324 тыс. кв. км. Столица - г. Осло. Население - 4,4 млн. чел. (1998 г.). Официальный язык - норвежский. Господствующая религия - лютеранство. В IX в. на основе отдельных племен стала складываться раннефеодальная норвежская государственность. В Х в. принято христианство. С 1380 г. - в унии с Данией, с 1537 г. - провинция Дании. В 1814 г. Норвегия перешла под власть Швеции с правом самоуправления. В 1905 г. парламент Норвегии принял резолюцию о расторжении унии со Швецией, одобренную референдумом. Государственное устройство Норвегия - унитарное государство, состоящее из 19 областей (фюльке). Во главе каждой области стоит назначаемый Королем губернатор (фюлькесман). В областях (кроме Осло и Бергена) существуют выборные советы (фюлькестинги). Действующая Конституция была промульгирована 17 мая 1814 г. По форме правления Норвегия - конституционная парламентская монархия. Главой государства является Король. Конституция называет особу Короля "священной и почитаемой"; он не подлежит ответственности за свои действия. Король обладает законодательными и исполнительными правомочиями. Поправка к Конституции, принятая в 1913 г., закрепляет за ним право отлагательного вето. В перерывах между сессиями Король может самостоятельно принимать нормативные акты, имеющие силу закона, по вопросам промышленности, торговли, охраны порядка. Король наделен определенными полномочиями в отношении парламента: он открывает парламентские сессии, выступая на первом заседании с тронной речью, имеет право созывать чрезвычайные сессии. По совету правительства Король назначает и увольняет высших должностных лиц, ему принадлежит право помилования. Он решает вопросы внешней политики: заключает и расторгает договоры с иностранными государствами, принимает дипломатических представителей, вправе начать войну для обороны страны и заключить мир. Король является верховным главнокомандующим сухопутными и морскими силами. Все акты Короля должны быть контрасигнованы соответствующими министрами, которые несут за них ответственность. Законодательная власть принадлежит норвежскому парламенту Стортингу. В его состав входят 165 человек, избираемых на 4 года путем всеобщих выборов на основе пропорционального представительства. Во время работы парламент делится на 2 палаты: 1/4 депутатов образует верхнюю палату Лагтинг (41 место), остальные - нижнюю, Одельстинг (124 места). Парламент ежегодно собирается на сессии, которые обычно начинаются в первый будний день, следующий за 10 января. Сессия продолжается столько времени, сколько Стортинг сочтет нужным. Палаты заседают раздельно, на заседаниях должно присутствовать не менее половины членов палаты. Премьер-министр и министры вправе участвовать в парламентских дебатах, но они не имеют решающего голоса. Правомочия парламента перечислены в Конституции: он издает законы, устанавливает налоги и пошлины, предоставляет займы за счет королевства. Парламент обладает контрольными полномочиями: осуществляет контроль за финансами, проверяет протоколы и официальные отчеты правительства, может требовать сведения о договорах, заключенных Королем с иностранными государствами. Все законопроекты, представляемые депутатами или членами правительства, должны быть сначала рассмотрены Одельстингом. Далее они отсылаются в Лагтинг, который или одобряет их, или возвращает со своими поправками в Одельстинг. Если законопроект дважды пройдет через Одельстинг и дважды будет отклонен Лагтингом, он может быть принят в случае одобрения на совместном заседании Стортинга большинством в 2/3 голосов. Принятый законопроект отсылается Королю для утверждения. Поправки к Конституции представляются на рассмотрение парламента только в первую, вторую или третью сессию после новых выборов. Стортинг должен определить, принимать для обсуждения эти поправки или нет. Если вопрос будет решен положительно, поправки рассматриваются на совместном заседании палат и в случае принятия 2/3 депутатов вступают в силу без королевского утверждения. Правительство (во главе с Королем оно образует Государственный совет) состоит из Премьер-министра (им обычно становится лидер партии парламентского большинства) и не менее чем 7 министров, которые назначаются и увольняются королем. Компетенция правительства весьма обширна. После того как в 1884 г. была установлена конституционная монархия, большинство прав Короля перешло к Государственному совету. Ныне в руках этого органа сосредоточена подавляющая часть вопросов государственного управления. Правительство обладает, кроме того, некоторыми полномочиями в области законодательства: оно подготавливает большинство законопроектов. Важные права закреплены за Премьер-министром: он может увольнять министров в отставку, ему принадлежит решающая роль в определении правительственной политики, он участвует в назначении высших должностных лиц. Правительство осуществляет возложенные на него функции через департаменты, возглавляемые министрами. Перечень департаментов законодательно не установлен, но их сравнительно немного (10-20). Правительство ответственно перед парламентом. Правовая система Общая характеристика Правовая система Норвегии входит в самостоятельную скандинавскую (именуемую также "северной") правовую семью, сочетающую некоторые черты как романо-германской, так и англо-американской систем. Первые записи норвежских правовых обычаев относятся к XII в. К этому времени вся территория страны, хотя и считавшейся единым королевством, была поделена на 4 тинга - объединения кланов со своими собраниями представителей кланов, устойчивыми правовыми и иными обычаями и др. Сборники правовых обычаев 2 из этих объединений - "Законы гулатинга" (1150 г.) и "Законы фростатинга" (1190 г.) сохранились до наших дней почти полностью и являются ценнейшими документами по истории средневекового права. На основе этих сборников в период правления короля Магнуса, прозванного "улучшателем законов", был издан первый общенациональный свод "Закон земли" (1274-1276 гг.), в котором регулировались вопросы, относящиеся к правовому положению церкви, излагались нормы уголовного, земельного и торгового права. Действие этого свода законов было распространено на территории, принадлежавшие в то время Норвегии, Гренландию, Фарерские, Оркнейские и Шетландские острова. В дополнение к "Закону земли" был издан "Закон городов" (1276 г.), заменивший местные городские сборники обычаев общенациональными правилами торговли и мореплавания. Эти кодифицированные собрания законов сохраняли свое действие на территории Норвегии на протяжении нескольких столетий, хотя отдельные их положения заменялись новыми законами. После завоевания страны Данией (1380 г.) развитие норвежского права оказалось под сильным влиянием датских правовых традиций, поскольку большинство судейских должностей занимали датчане и решения, вынесенные местными судами, подлежали обжалованию в Верховный суд Дании. И все же, хотя в начале XVI в. Норвегия превратилась почти в рядовую датскую провинцию, ее правовая система всегда оставалась в достаточной степени самостоятельной, и датские короли, считавшиеся одновременно и королями Норвегии, издавали для нее отдельные законы, иногда, правда, совпадавшие с законами, изданными для Дании. В 1602-1604 гг. для Норвегии был подготовлен и издан "Свод законов короля Кристиана IV", представлявший собой, по существу, новую редакцию законодательных сборников Магнуса" улучшателя законов" - в переводе с древненорвежского и с включением всех (позднее изданных для Норвегии) законодательных актов. Действительно радикальная реформа всего законодательства была осуществлена в 1687 г. с изданием "Норвежского свода законов короля Кристиана V" в 6 книгах. Он охватил все отрасли права и считается основой современной правовой системы страны, хотя формально силу сохраняют весьма немногочисленные его положения. При подготовке этого свода законов было широко использовано тогдашнее датское законодательство, однако известное влияние на него оказали концепции римского права, а также, по-видимому, некоторые традиции собственно норвежского права. Дальнейшее развитие норвежского законодательства, в том числе в период, когда страна, освободившаяся от датского господства, была насильственно присоединена к Швеции (1814-1905 гг.), шло по пути издания отдельных законов, а не единовременной сплошной кодификации (осуществляемые каждые два года юридическим факультетом университета в Осло издания действующих норвежских законов с 1682 г. содержат их собрания в хронологической последовательности). Наряду с законодательством важным источником норвежского права признаются обычаи, особенно в сфере торговли, где им нередко принадлежит определяющая роль. Обычаи часто служат существенными дополнениями к действующим законам, в том числе в сфере конституционного права, а при отсутствии соответствующих законов могут самостоятельно регулировать правовые отношения. В качестве одного из основных источников норвежского права выступают и судебные прецеденты. Решения Верховного суда, а иногда и других судебных инстанций, вынесенные по конкретному делу, имеют, по существу, силу "убеждающего прецедента" и тщательно изучаются судами, принимающими решения по делам, где возникают правовые вопросы аналогичного содержания. При этом должно быть отмечено, что Верховный суд Норвегии в своих решениях стремится формулировать не обобщающие правовые нормы, а положения, относящиеся к конкретным обстоятельствам рассматриваемого им дела. В норвежской системе права важное значение придается работам ученых-юристов, трактующим положения закона либо судебные решения, а также материалам обсуждения законопроектов, позволяющим выявить "истинные намерения" законодателя (нередко именно этот вопрос становится предметом дискуссии в ходе судебных прений по конкретному делу). Среди источников норвежского права с конца XIX в. возрастает роль законодательных актов, которые все чаще издаются по вопросам, ранее регулировавшимся исключительно обычаями или судебными прецедентами. С 1880 г. наблюдается тенденция к сближению законодательства Норвегии и других Скандинавских стран, прежде всего по вопросам торговли, мореплавания, а также семейного, наследственного права и др. Важную роль в этом процессе играют комитеты из представителей всех Скандинавских стран, разрабатывающие проекты законов, которые затем вносятся на рассмотрение парламентов соответствующих государств. Правовые исследования в Норвегии ведутся главным образом на юридическом факультете университета в Осло. Гражданское и смежные с ним отрасли права Сфера гражданского права, которая, согласно принятой в Норвегии концепции, включает и вопросы, относимые во многих других странах к области торгового права, остается в целом некодифицированной, хотя в 1953 г. и была создана комиссия, имеющая соответствующее поручение. Важнейшую роль играют крупные законодательные акты, принятые уже в XX в. : законы о торговом мореплавании (1907), купле-продаже (1907), договорах (1918), недвижимости (1935), страховании (1930), ценах, конкуренции и монополиях (1953), корпорациях (1957), деньгах и кредитовании (1961), обязательствах, вытекающих из правонарушений (1969), и др., проекты которых, как правило, были подготовлены совместно с юристами из других Скандинавских государств. Положения названных законов нередко дополняются принципами, выработанными судебными прецедентами. Так, в сфере обязательств из правонарушений в ряде случаев применяется принцип (согласно правилам, выработанным судьями в конце XIX в.) строгой ответственности, при котором не требуется доказывания вины лица, причинившего ущерб, или, скажем, нанимателя, обязанного отвечать за действия своих служащих. В области законов о компаниях отсутствуют нормы, регулирующие отношения участников компаний с неограниченной ответственностью. Они подчиняются правилам, выработанным в судебных прецедентах. В сфере семейного права Норвегия первой из Скандинавских стран ввела ряд прогрессивных принципов: закреплено полное равенство имущественных прав супругов (Закон о семейной собственности 1927 г.), гражданский брак приравнивается по своим последствиям к церковному, установлены весьма либеральные правила развода (Закон о браке и разводе 1918 г. с поправками 1969 г.), внебрачные дети во многом приравнены к законнорожденным (законы о детях 1956 г.), подробно регулируется усыновление (Закон 1927 г.). В области наследственного права норвежское законодательство характеризуется стремлением закрепить права пережившего супруга и потомков по прямой линии независимо от того, идет ли речь о наследовании по закону или по завещанию (Закон о наследовании 1972 г.). Трудовые отношения в Норвегии регулируются законодательством и коллективными договорами между представителями работников и предпринимателями либо их объединениями. Согласно Закону о производственной демократии 1976 г. на предприятиях с количеством работников более 200 должны создаваться объединенные советы предприятия, включающие представителей администрации и профсоюза, если в него входит более 2/3 работников. Закон о защите рабочих и производственной среды 1977 г. требует, в частности, производить увольнение работников лишь "по справедливой причине". Действующее законодательство предписывает выплату "семейных надбавок" к заработной плате с учетом количества детей. С конца 1880-х - начала 1900-х гг. в стране стала создаваться, а после Второй мировой войны существенно расширилась система социального обеспечения: выплата пенсий по старости и инвалидности, пособий безработным, а также вдовам и сиротам. Эти мероприятия оплачиваются из страховых взносов работников и предпринимателей, а также за счет средств органов местного самоуправления и центральной власти. Мероприятия в области охраны окружающей среды основываются на законах об охране природы 1970 г., об отдыхе на открытом воздухе 1957 г., о "дикой природе" 1981 г., а также на законах, регулирующих охоту и рыболовство, и инструкциях министерства окружающей среды. Уголовное право Уголовное законодательство в Норвегии в отличие от других отраслей права давно кодифицировано. Первый Уголовный кодекс был принят в 1842 г. Действующий УК Норвегии 1902 г. занимает особое место в истории буржуазного уголовного законодательства. Составленный по проекту видного норвежского криминалиста Гетца (профессор университета, с 1887 г. Генеральный прокурор) УК 1902 г. был первым из кодексов, в котором нашли отражение идеи социологической школы уголовного права, хотя в целом он следовал традиционной трактовке большинства институтов Общей и Особенной частей. Все преступные деяния разделены в кодексе на преступления, наказуемые более чем тремя месяцами лишения свободы, и проступки. Это различение определяет подсудность и в ряде других моментов. Традиционная система наказаний в УК 1902 г. дополнена положениями о мерах безопасности, применяемых к рецидивистам и психически неполноценным лицам. Такие лица подлежали превентивному заключению на неопределенный срок или содержанию в специальных медицинских учреждениях закрытого типа. Вместе с тем в УК 1902 г. предусматривались некоторые меры либерального характера (отсрочка вынесения и исполнения приговора, условное осуждение и др.). Существенным дополнением к кодексу служил принятый в 1900 г. Закон об ответственности за бродяжничество, нищенство и пьянство. В последствии УК 1902 г. неоднократно подвергался изменениям и дополнениям, в том числе относительно названных мер безопасности (при Министерстве юстиции действует постоянная комиссия по обновлению уголовного кодекса). Смертная казнь отменена за общеуголовные преступления с 1902 г., а за все преступления - с 1979 г. Смертные приговоры не исполнялись за общеуголовные преступления с 1876 г., а за преступления времен нацистской оккупации - с 1948 г. Вопросы судоустройства и процессуального права по традиции регулируются в Норвегии крупными законодательными актами, каждый из которых охватывает широкий круг вопросов. Еще в 1887 г. был принят Уголовно-процессуальный, в 1915 г. - Гражданский процессуальный кодекс и одновременно с ним Закон о судах, касающийся организации и деятельности как гражданских, так и уголовных судов. Судебная система. Органы контроля Систему общих судов в Норвегии возглавляет учрежденный в XVII в. Верховный суд, состоящий из председателя (по традиции он называется юстициарием) и 17 судей, входящих в одну из двух палат. Он рассматривает в качестве последней инстанции жалобы на решения и приговоры нижестоящих судов по гражданским (в коллегиях из 3 судей) и уголовным (в коллегиях из 5 судей) делам. При разбирательстве гражданского дела Верховный суд может рассматривать все фактические и юридические его аспекты, а уголовного - лишь вопросы, относящиеся к применению права, характеру наказания и процессуальным нарушениям, допущенным в нижестоящих судах. Поскольку Верховный суд не заслушивает устных объяснений и показаний сторон или свидетелей, он, как правило, избегает оценивать фактические обстоятельства дела иначе, чем это было сделано нижестоящими судами. В составе Верховного суда функционирует Специальный проверочный апелляционный комитет (в составе 3 судей, назначаемых председателем Верховного суда). Он предварительно рассматривает все поступающие жалобы на решения нижестоящих судов и обладает широкими полномочиями. Комитет вправе не допустить к рассмотрению в Верховном суде жалобы, явно не обоснованные либо с суммой иска ниже 12 тыс. крон, если не найдет причин сделать исключение. Он может также отвергнуть жалобы по гражданским делам, руководствуясь некоторыми иными соображениями. В то же время при определенных обстоятельствах комитет может разрешить, чтобы жалоба на решение окружного или городского суда по гражданскому делу была направлена, минуя иные инстанции, непосредственно в Верховный суд. По уголовным делам комитет может самостоятельно отменить вынесенный нижестоящим судом приговор либо изменить его в пользу осужденного. Суды провинций действуют в 5крупнейших городах страны - Осло, Скине, Бергене, Тронхейме и Тромсе. Они выполняют функции апелляционной инстанции по гражданским и уголовным делам, а также суда первой инстанции по определенной категории уголовных дел. Суды провинций в коллегиях из 3 судей рассматривают жалобы на решения по гражданским делам, вынесенные окружными и городскими судами, если сумма иска составляет не менее 2 тыс. крон. По ходатайству одной из сторон либо по решению самого суда в его состав могут быть дополнительно включены 2 или 4 непрофессиональных судей. Для рассмотрения дел, связанных с торговлей и мореплаванием, к заседаниям суда могут привлекаться непрофессиональные судьи, обладающие специальными знаниями. Приговоры по уголовным делам, вынесенные городскими или окружными судами, могут быть обжалованы в суд провинции только по вопросу о признании подсудимого виновным и подлежат новому разбирательству по существу. По первой инстанции суд провинции рассматривает уголовные дела о преступлениях, по которым грозит наказание строже, чем 5 лет лишения свободы, а также может разобрать дело о менее тяжком преступлении, если об этом ходатайствуют органы обвинения. Уголовные дела рассматриваются 3 профессиональными судьями и отдельным жюри из 10 присяжных (для вынесения вердикта о виновности требуются голоса не менее 7 присяжных). Окружные и городские суды (их около 100 в стране) представляют собой центральное звено судебной системы; они рассматривают основную массу гражданских и уголовных дел. Этим судам подсудны по первой инстанции все гражданские дела, кроме находящихся в компетенции некоторых специальных судов. Дела в них рассматривает судья, как правило, единолично либо, по требованию сторон, совместно с двумя непрофессиональными судьями, пользующимися одинаковыми с ним правами (такой состав суда обязателен при разбирательстве споров, связанных с мореплаванием и недвижимостью). В некоторых случаях для рассмотрения сложных гражданских дел по решению суда провинции образуется коллегия из 3 профессиональных судей. Принятая в Норвегии судебная процедура (по большинству гражданских дел) требует, чтобы перед обращением в суд была предпринята попытка примирения сторон путем разбирательства дела в согласительном совете (из 3 членов), образуемом при каждом муниципалитете (члены этих советов, избираемые на 4 года, как правило, не юристы). Соглашение, достигнутое в результате такого предварительного разбирательства, приобретает силу судебного решения, но при некоторых обстоятельствах может быть обжаловано в суд. Однако иски, обращенные к государству или муниципальным властям, споры об имуществе супругов, дела об установлении отцовства, по вопросам патентов и некоторые другие разбирательству в согласительном совете не подлежат. Окружные и городские суды рассматривают по первой инстанции все уголовные дела, за исключением тех, что входят в компетенцию суда провинции. Они разбирают дела обо всех кражах, мошенничестве и иных имущественных преступлениях, а также о правонарушениях несовершеннолетних в возрасте до 18 лет. Уголовные дела рассматриваются коллегией в составе одного профессионального и двух непрофессиональных судей. Единолично судьи решают вопрос о предании суду, а также разбирают дела о проступках. Наряду с общими в Норвегии имеются специальные суды, функционирующие в самых различных областях. В их числе суды по вопросам публичного управления имуществом с весьма своеобразной иерархией судей, рассматривающих дела об управлении имуществом разводящихся супругов, умерших, банкротов и др. Гражданские и уголовные дела по вопросам, связанным с рыболовством, подлежат разбирательству в созданных с этой целью специальных судах. Имеются суды по делам об опеке, суды по жилищным делам, где рассматриваются споры об аренде домов или квартир, и др. Как правило, все они состоят из 1 профессионального и 2 непрофессиональных судей, а их решения могут быть обжалованы в суды провинций либо в Верховный суд. В соответствии с Законом о трудовых спорах 1927 г. был создан Суд по трудовым делам, который выступает в качестве апелляционной инстанции, разбирающей жалобы на решения по трудовым спорам, вынесенные окружными и городскими судами. Его решения, в свою очередь, могут быть обжалованы в Верховный суд. Наряду с профессиональными судьями в его состав назначаются представители объединений предпринимателей и профсоюзов. В 1952 г. в дополнение к нему в Осло был создан специальный Суд по трудовым конфликтам, призванный предупреждать забастовки и бойкоты (они могут состояться лишь после окончания слушания дела в этом суде). Этот суд формируется на тех же основаниях, что и Суд по трудовым делам. Особое место в системе судебных учреждений Норвегии занимает Суд импичмента, который в качестве первой и единственной инстанции рассматривает обвинения в преступных злоупотреблениях, выдвинутые против членов правительства, парламента или Верховного суда. В состав его входят 10 членов второй палаты парламента и 5 членов Верховного суда. Созывается он с перерывами порой в несколько десятилетий. Суды административной юстиции в Норвегии отсутствуют, но судебная практика выработала неписаное правило, согласно которому общие суды могут принимать жалобы на решения любых административных органов, в том числе правительства и Короны. Лишь некоторые судебные функции выполняет Суд государственного страхования, принимающий жалобы на акты соответствующих государственных органов. Назначение на судейские должности в общие и в большинство специальных судов производится Королем по представлению министра юстиции пожизненно, но с обязательным выходом на пенсию по достижении 70 лет. Для занятия судейской должности требуется сдача соответствующих экзаменов по юридическим дисциплинам в системе гражданской службы, наличие определенного опыта работы (в качестве адвоката, прокурора, судьи низшего суда) и достижение 30- (Верховный суд) или 25-летнего возраста. На практике средний возраст впервые назначаемых на должность судьи за последние десятилетия составлял 45 лет, а верховных судей - свыше 45. Непрофессиональные судьи отбираются судьей для рассмотрения конкретного дела из общего списка лиц, избираемых в этих целях соответствующим муниципальным советом каждые 4 года. Расследование уголовных дел производится, как правило, полицией. Полицейские начальники вправе ограничиться, если речь идет о проступке, за который грозит штраф или лишение свободы на срок до 3 месяцев, официальным "предостережением" либо назначением штрафа без передачи дела в суд. При этом обвиняемый может отказаться от уплаты штрафа и потребовать судебного разбирательства. Уголовное преследование в суде осуществляют по указанной категории дел полицейские служащие, по более серьезным делам- окружные прокуроры ("государственные адвокаты"), обладающие полномочиями ограничиться "предостережением", назначением штрафа или отсрочить предъявление обвинения, если лицом соблюдены определенные условия. Окружные прокуроры осуществляют надзор за деятельностью полиции, и они вправе давать указания полицейским органам и отменять их постановления. Расследование наиболее сложных уголовных дел, в особенности тех, где обвиняемому грозит пожизненное заключение, а также поддержание обвинения по ним осуществляется генеральным прокурором ("генеральным адвокатом"). Он наблюдает также за деятельностью окружных прокуроров. Выполнять обязанности защитника по уголовному делу или представителя интересов сторон в гражданском процессе могут лишь лица, получившие разрешение или права адвоката от Министерства юстиции. Для этого надо иметь юридическое образование, сдать установленные для гражданских служащих экзамены, внести определенное страховое обеспечение и др. Для выступлений в суде провинции и в Верховном суде необходимо выполнить соответственно еще более строгие требования: получить разрешение министра юстиции и звание сначала "адвоката при суде провинции", а затем "адвоката при Верховном суде". С 1962 г. в Норвегии введена должность Омбудсмана, избираемого парламентом на четыре года и призванного расследовать по жалобам граждан или по собственной инициативе все случаи "несправедливости" по отношению к гражданам со стороны центральных и местных властей либо отдельных гражданских служащих. Омбудсман не вправе отменять решения административных органов, однако на практике его отрицательные заключения приводят к их отмене. Литература Loedrup P. Norway // International Encyclopedia of Comparative Law. Vol. 1. 1972. P.N73-86.

Источник: Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
171.63 кб

2007. 01. 015. Андреев К. Ю. Подготовка и принятие нового Закона о Финнмарке 2005 г. (Норвегия) в ко

Читать PDF
213.50 кб

Самые известные пенитенциарии мира: Халден Фенгсель (Норвегия)

Марисюк К.Б.
Анализируются характерные черты одного из наиболее известных пенитенциариев мира исправительной колонии Халден Фенгсель г. Халден (Норвегия).
Читать PDF
117.61 кб

И ВСЕ-ТАКИ НОРВЕГИЯ...

Березин С.А.
Читать PDF
370.76 кб

Факторы роста малого и среднего бизнеса в странах Скандинавии (Дания, Норвегия, Финляндия, Швеция)

Орешко К. С.
Читать PDF
269.35 кб

Норвегия — страна Северной сказки и мягкой силы

Хайрутдинова Е.Р.
В статье акцентируется внимание на усилении влияния «мягких» инструментов воздействия на систему международных отношений. Что наглядно демонстрируется на примере Норвегии
Читать PDF
1.54 мб

Научно-образовательное пространство Арктики: Норвегия

Зайков Константин Сергеевич, Калинина Марина Рудольфовна, Тамицкий Александр Михайлович, Сабуров Александр Алексеевич, Шепелев Евгений Александрович
В аналитическом обзоре показан научно-образовательный потенциал территорий Норвегии, входящих в циркумполярный регион (Шпицберген, Финнмарк, Тромс, Нурланн), рассмотрена норвежская политика в сфере науки и инноваций.
Читать PDF
330.31 кб

САУДОВСКАЯ АРАВИЯ, КАТАР, НОРВЕГИЯ, РОССИЯ В ИЗМЕРЕНИЯХ ЗЕЛЁНОЙ ЭКОНОМИКИ

Ниязи А.Ш.
В статье предпринят сравнительный анализ развития зелёной экономики в нефтегазодобывающих странах.
Читать PDF
451.85 кб

Делимитация морских пространств между Российской Федерацией и Норвегией: исторические позиции сторон

Губанов А.И.
В статье анализируются вопросы правового статуса континентального шельфа, рыболовной зоны и исключительных экономических зон Баренцева моря.
Читать PDF
164.13 кб

Историко-правовые аспекты принятия первой Конституции Норвегии 17 мая 1814 года

Петрова Т. Л.
В статье исследуется политическая обстановка, сложившаяся в Европе в 1807-1814 гг.
Читать PDF
180.08 кб

Полиция Норвегии: краткий исторический очерк

Васьков М. Ю., Садыкова М. А.
Проводится исторический анализ института полиции в Норвегии.
Читать PDF
204.65 кб

Полномочия полиции Норвегии

Садыкова М. А.
На основе анализа Уголовного процессуального Закона Норвегии рассматриваются полномочия полиции Норвегии.
Читать PDF
115.67 кб

2004. 02. 009. Исаев М. А. Основы конституционного строя Норвегии. - М. : муравей, 2001. - 213 с

Андреева Г. Н.
Читать PDF
218.68 кб

Политика противодействия торговле людьми в Норвегии

Зайберт Наталья Святославна
Раскрываются основные этапы политики противодействия торговле людьми в современной Норвегии, сопровождающейся принятием планов действий правительством Норвегии.
Читать PDF
0.00 байт

Профилактика преступлений несовершеннолетних (опыт Норвегии)

Радочина Татьяна Николаевна
в статье рассматривается вопрос снижения уровня преступности несовершеннолетних в Норвегии, анализируются проблемы в работе специальных исправительных учреждений для несовершеннолетних преступников в этом направлении, в том числе
Читать PDF
0.00 байт

Государственная политика Норвегии в отношении народа саами: правовые основания и социокультурные про

Юдин Валерий Иванович
Статья посвящена раскрытию основных направлений государственной политики Норвегии в отношении коренного малочисленного народа саами.

Похожие термины: