ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Найдено 1 определение
ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ (РЕШЕНИЕ)
акт, издаваемый местным Советом депутатов трудящихся либо его исполнительным комитетом, а также некоторыми центральными органами СССР (Министерство путей сообщения, Министерство морского и речного флота и др.) и устанавливающий, в пределах предоставленных законом прав, для всего населения, или для отдельных групп его, или для должностных лиц учреждений, предприятий и организаций определенные обязанности, несоблюдение которых влечет ответственность виновных в административном или судебном порядке.
Издание О. п. (р.) местными Советами и их исполнительными комитетами, а также порядок их принятия и доведения до сведения обязанных лиц регулируется законодательством союзных республик (напр., Положение об издании местными исполнительными комитетами и советами обязательных постановлений, утвержденное ВЦИК и СНК РСФСР 30 марта 1931 г.,– СУ РСФСР № 17, ст. 186).
О. п. (р.) издаются по вопросам: охраны общественного порядка, народного здравия, благоустройства населенных пунктов, проведения противопожарных мероприятий, охраны дорог, мостов, дорожных сооружений, проведения агротехнических и зоотехнических мероприятий и т. д.
О. п. (р.) в местностях, объявленных на военном положении, по вопросам, перечисленным в ст. 3 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении» («Ведомости Верховного Совета СССР» 1941 г. № 29), издаются высшим командованием войсковых соединений (см. Военное положение).
Отдельными постановлениями Правительства СССР предусматривается право издания О. п. (р.) правительствами союзных республик.
Издание О. п. (р.) обусловлено строгим соблюдением принципа социалистической законности. Каждое О. п. (р.) должно соответствовать закону и изданным на основе и во исполнение его актам вышестоящих органов.
На XVIII съезде партии М. И. Калинин говорил: «Самое реальное средство укрепления социалистической государственности – это соблюдение законов во всех сферах жизни и деятельности органов власти, общественных организаций и каждого гражданина. Вот почему Советы, например, вынося свои обязательные постановления, должны пристально следить, чтобы они не расходились с общими социалистическими законами. Эти постановления должны быть своевременно объявлены населению, т. е. в строго определенные сроки, как этого требует общественный закон, и тогда уже можно предъявлять к гражданам более строгие требования в смысле выполнения этих постановлений. Надо сказать, между прочим, что эти обязательные постановления имеют куда более важное воспитательное значение, чем думают некоторые товарищи, подписывая их» («Речь на XVIII съезде Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков)», 1939, стр. 8).
Местные Советы, их исполкомы, так же как и центральные органы СССР, не могут передавать свои полномочия на издание О. п. (р.) нижестоящим органам. Законодательство союзных республик устанавливает, что О. п. (р.) могут быть изданы соответствующими органами по разрешенному им кругу вопросов. Однако О. п. (р.) не могут быть изданы по таким вопросам, по которым имеются постановления высших органов власти или управления, предусматривающие уголовную или административную санкцию за нарушение содержащихся в них предписаний. Исключение из этого правила допускается, когда, в постановлениях вышестоящих органоз имеются прямые указания об издании О. п. (р.) или когда в этих постановлениях не предусмотрена санкция.
О. п. (р.) издаются Советами и их исполкомами на срок не более 2 лет, после чего, если возникает необходимость в продлении, они вновь публикуются в установленном порядке. По истечении указанного срока О. п. (р.) теряет силу. В О. п. (р.) должна быть указана санкция в точном соответствии с законом.
Законодательством союзных республик предусматривается определенный срок вступления в силу издаваемых О. п. (р.) – от 5 до 15 дней со дня опубликования акта. Установление указанных сроков дает возможность: 1) ознакомить население с предъявленными требованиями, 2) органам прокуратуры и вышестоящим органам власти проверить законность самого акта. Лишь в случаях исключительной срочности, как-то: борьба со стихийными бедствиями, борьба с эпидемиями и эпизоотиями и т. д. – О. п. (р.) могут вводиться в действие с момента их опубликования.
О. п. (р.) местных Советов и их исполкомов должны в определенный срок со дня их подписания направляться вышестоящему исполнительному комитету и местному, а в некоторых случаях и вышестоящему прокурору (напр., в Армянской ССР).
Для рассмотрения протестов прокуроров по этим актам определены обязательные сроки: в РСФСР, УССР, Молдавской ССР, Киргизской ССР, Литовской ССР– 15 дней, в Армянской ССР, Азербайджанской ССР, Туркменской ССР, Латвийской ССР, Эстонской ССР –10 дней, в Узбекской ССР, БССР –7 дней, в Таджикской ССР – 6 дней. Несоблюдение этих сроков приостанавливает действие опротестованного О. п. (р.).
Исполнительные комитеты обязаны сообщать прокурору о результатах рассмотрения его протеста, причем в случае несогласия исполнительного комитета с протестом прокурора прокурор может добиваться удовлетворения протеста через вышестоящего прокурора.

Источник: Советский юридический словарь

Реклама

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
226.87 кб

Обязательные постановления городской думы второй половины XIX века

Щербаков Сергей Владимирович
Статья посвящена анализу обязательных постановлений городской думы второй половины XIX века, выделяются специфические черты обязательных постановлений, а также рассматривается проблема практической реализации данного вида думских
Читать PDF
257.22 кб

Обязательность исполнения постановления по делу об административном правонарушении в области дорожно

Слышалов И. В.
Читать PDF
216.62 кб

Обязательность постановлений ЕСПЧ в правовой системе России (на основе практики конституционного суд

Князев Сергей Дмитриевич
В статье освещен комплекс вопросов, связанных с признанием обязательной силы постановлений Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) и обеспечением их исполнения в Российской Федерации.

Похожие термины:

  • Обязательность судебных постановлений

    принцип гражданского процессуального права, в соответствии с которым вступивший в законную силу судебный акт имеет обязательную силу для всех государственных органов, органов местного самоупра