ОБМАН ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ОБМАН ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
преступление в сфере экономической деятельности, предусмотренное ст. 200 УК РФ; его объективную сторону образует обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (услуги) или иной обман потребителей, если эти деяния совершены в значительном или крупном размере, т. е. ущерб причинен в сумме, превышающей 1/10 МРОТ (крупным считается ущерб в сумме не менее одного МРОТ).

Источник: Большой юридический словарь

ОБМАН ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
в соответствии со ст. 257 УК под обманом потребителей, влекущим уголовную ответственность, понимается обман покупателей, заказчиков или иных потребителей работником индивидуального предпринимателя или юридического лица, осуществляющих реализацию товаров, выполнение работ или оказание услуг, либо обман потребителей индивидуальным предпринимателем, осуществляющим такую же деятельность, совершенный в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение либо в значительном размере.
Квалифицированным составом указанного преступления является обман потребителей, совершенный группой лиц по предварительному сговору, либо лицом, ранее судимым за обман потребителей, либо в крупном размере.

Источник: Юридический словарь современного гражданского права. Беларусь. 2009

ОБМАН ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
преступление в сфере экономической деятельности, предусмотренное ст. 200 УК РФ. Объективную сторону образует обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (услуги) или иной обман потребителей в организациях, осуществляющих реализацию товаров или оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг), если эти деяния совершены в значительном размере. О.п. в значительном размере признается обман, причинивший потребителям ущерб в сумме, превышающей одну десятую часть минимального размера оплаты труда, в крупном размере - в сумме не менее одного минимального размера оплаты труда.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

ОБМАН ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
одно из наиболее распространенных экономических преступлений. Норма об О.п. имеет давнее и широкое применение (ст. 156 УК РСФСР, ст. 200 УК).
Преступные действия состоят в обмеривании, обвешивании, обсчете, введении в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (услуги), а также могут заключаться в ином О.п. в организациях, реализующих товары или оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг), если эти деяния совершены в значительном размере. Если же преступление совершено лицом, ранее судимым за О.п., либо группой лиц по предварительному сговору, или организованной группой, либо в крупном размере (т.е. причинили потребителям ущерб в сумме не менее 1 МРОТ), то виновный может быть осужден на срок до 2 лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Источник: Энциклопедия юриста

ОБМАН ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
преступление в сфере экономической деятельности, предусмотренное ст. 200 УК РФ и представляющее собой обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (услуги) или иной обман потребителей в организациях, осуществляющих реализацию товаров или оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг), если эти деяния совершены в значительном размере.
Потребитель - это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести (либо заказывающий, приобретающий или использующий) товары, работы, услуги исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли. Потребительские свойства или качество товара или услуги определяются стандартом, образцом, описанием, установленным сроком годности и представляют собой нормативно-определенную характеристику товара (услуги), которая при необходимости конкретизируется в договоре. В потребительские свойства или качество товара (услуги) могут входить срок годности, гарантийный срок, обязанность изготовителя обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания товара, безопасность товара (услуги) и другие свойства, значимые для потребителя.
Информация о товарах (услугах), согласно ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" в ред. Федерального закона от 9 января 1996 г. (СЗ РФ. 1996. 3. Ст. 140), в обязательном порядке должна содержать обозначения стандартов, сведения об основных потребительских свойствах товаров и услуг, включающие по продуктам питания сведения о составе, весе, объеме, калорийности и проч.; цену и условия приобретения, гарантийный срок, правила и условия эффективного и безопасного использования, срок службы и срок годности, а также информацию о действиях потребителя и возможных последствиях невыполнения таких действий по истечении сроков, юридический адрес изготовителя и место нахождения организации, уполномоченной им на принятие претензий, ремонт и технологическое обслуживание. Потребителю также должна быть предоставлена информация о сертификации товаров и услуг, если она обязательна, и о правилах продажи товаров, выполнении работ, предоставлении услуг, а также о том, что товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток. Объективная сторона преступления включает действия (или бездействие), состоящие в обмане, условиях совершения этих действий, а также значительный размер действий по обману. Условия совершения обманных действий - это их осуществление при реализации товаров, т. е. при заключении договоров купли-продажи либо оказания услуг в процессе предпринимательской деятельности. Не является обманом в смысле данной статьи совершение обманных действий в процессе рекламной кампании либо иного обслуживания, не связанного с заключением договоров между предпринимателем и потребителем. Обмеривание и обвешивание (недолив, недовес, недовложение и т. п.) представляют собой передачу товаров в объеме, не соответствующем заключенному договору и установленным стандартам либо иным условиям, определяющим вес, объем и иные количественные параметры передаваемого товара. При этом не имеет значения способ, которым изменены с отступлением от стандарта или договора количественные параметры товара, например в случае предварительного расфасовывания. Обсчет (неправильное исчисление цены товаров или услуг, неправильная сдача денег потребителю и др.) представляет собой отступление продавцом или лицом, оказывающим услугу, от заранее условленной либо объявленной цены без ведома потребителя. Обсчетом может быть также заведомо неправильное указание цены, если ее размер определен нормативно-правовыми актами и не устанавливается по соглашению с потребителем. Введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара есть передача заведомо искаженной информации в целях воздействия на принятие решения покупателя. Искажением является несоответствие информации, которую должен получить потребитель, реальным свойствам и качеству реализуемого товара или оказываемой услуги. Объективно такая информация является искаженной уже в момент ее передачи. Иной обман потребителя направлен на дезориентацию потребителя относительно значимых для него условий договора, например доставка на дом, установка, послепродажное обслуживанием проч. В соответствии с прим. к ст. 200 обманом потребителей в значительном размере признается обман, причинивший потребителям ущерб в сумме, превышающей одну десятую часть минимального размера оплаты труда. Состав преступления - материальный. Преступление окончено в момент причинения ущерба потребителю. Преступление совершается с прямым умыслом.
Субъект преступления специальный: работники организаций, реализующих товары или оказывающих услуги населению, управомоченные на совершение соответствующих сделок полностью или частично, а также индивидуальные предприниматели. Лица, реализующие товары или оказывающие услуги без соответствующего разрешения (лицензии), не могут нести ответственности по данной статье. Предусмотрена более строгая ответственность за деяние, если оно совершено лицом, ранее судимым за О. п., группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, в крупном размере (под которым прим. к ст. 200 УК РФ понимает обман, причинивший потребителям ущерб в сумме не менее одного минимального размера оплаты труда).

Источник: Словарь-справочник уголовного права

Реклама

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
358.12 кб

Взаимоотношения российского бизнеса и потребителей: антикризисные схемы обмана

Рыжкова Марина Вячеславовна
Рассмотрены предпосылки изменения взаимоотношений бизнеса и потребителей в ходе экономического кризиса, выделены принципиальные основания для обмана потребителей, показаны направления негативного влияния антикризисных мероприятий
Читать PDF
498.85 кб

Обман потребителей в современном уголовном и административном праве: перспективы и проблемы криминал

Ефремова М. А., Борзиков А. А.
В настоящей статье рассматриваются дискуссионные вопросы целесообразности криминализации обмана потребителей как состава преступления и эффективность защиты прав потребителей средствами административно-правового регулирования в на
Читать PDF
154.96 кб

Деятельность государственной торговой инспекции по борьбе с обманом потребителей в советской торговл

Твердюкова Елена Дмитриевна
Статья посвящена деятельности Государственной торговой инспекции по надзору в сфере советской торговли и проблеме защиты потребителей от основных видов торгового обмана.

Похожие термины:

  • Обман потребителей в небольшом размере

    Обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара или иной обман потребителей в магазинах, на других предприятиях, осуществляющих ре
  • Обман потребителей в значительном размере

    Обманом потребителей в значительном размере признается обман, причинивший потребителям ущерб в сумме, превышающей одну десятую часть минимального размера оплаты труда, в крупном размере - в сумм
  • Психология безопасности граждан от обмана как потребителей

    Обман потребителей заключается в обмеривании, обвешивании, обсчете, введении в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (услуги) или иной обман потребителей в органи