ОБОРОНА
ОБОРОНА
по определению ФЗ "Об обороне" от 24 апреля 1996 г. "система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории".
Источник: Большой юридический словарь
ОБОРОНА
система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории (ст. 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне»).
Источник: Словарь по уголовному праву.
Оборона
В настоящем Законе под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по обеспечению готовности государства к защите от вооруженного нападения, а также собственно защиты населения, территории и суверенитета Российской Федерации. Оборона является элементом безопасности и одной из важнейших функций государства.
Закон Российской Федерации от 24.09.92 N 3531-I, ст. 1
Источник: Словарь юридических понятий (из актов Российского законодательства)
ОБОРОНА
вид военных (боевых) действий, основанный на защитных действиях вооруженных сил, войск (сил флота). Применяется в неблагоприятно складывающейся обстановке для срыва или отражения наступления (ударов) численно превосходящего противника, удержания важных районов, рубежей и объектов на своей территории (акватории), уничтожения сил и средств, выигрыша времени и с др. целями. Может организовываться и проводиться в стратегическом, оперативном и тактическом масштабах. Обычно, наряду с отражением ударов противника, О. включает в себя и элементы наступательных действий (нанесение ответных, встречных и упреждающих огневых ударов, проведение контрударов и контратак, поражение атакующего противника в районах его базирования, развертывания и на исходных рубежах), удельный вес которых характеризует уровень ее активности. Разновидностями О. являются: общевойсковая, противовоздушная, противоракетная, противокосмическая, противотанковая, противоартиллерийская, противолодочная.
ОБОРОНА
термин, используемый в конституционном праве, под которым понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита РФ, целостности и неприкосновенности ее территории. Конституцией РФ к ведению РФ отнесены О. и безопасность, оборонное производство (п. "м" ст. 71). Общее руководство О. осуществляет Президент РФ - Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации. В состав Правительства РФ входит Министр О. РФ. Действует Федеральный закон "Об обороне" от 31 мая 1996 г.
В целях О. с применением средств вооруженной борьбы создаются Вооруженные Силы Российской Федерации, привлекаются другие войска, а также инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при некоторых федеральных государственных органах;
устанавливается воинская обязанность граждан РФ, военно-транспортная обязанность федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций, независимо от форм собственности, а также собственников транспортных средств.(С. А.)
В целях О. с применением средств вооруженной борьбы создаются Вооруженные Силы Российской Федерации, привлекаются другие войска, а также инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при некоторых федеральных государственных органах;
устанавливается воинская обязанность граждан РФ, военно-транспортная обязанность федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций, независимо от форм собственности, а также собственников транспортных средств.(С. А.)
ОБОРОНА
1) система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к защите вооруженной и вооруженная защита РФ, целостности и неприкосновенности ее территории. Оборона организуется и осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами РФ и иными нормативными правовыми актами. В целях обороны устанавливаются воинская обязанность граждан РФ и военно-транспортная обязанность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, а также собственников транспортных средств. В целях обороны создаются Вооруженные Силы РФ. К обороне привлекаются пограничные войска ФСБ России, внутренние войска МВД России, войска ГО и другие войска. Для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти, а также создаваемые на военное время специальные формирования. Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы выполняют задачи в области обороны в соответствии с Планом применения Вооруженных Сил РФ; 2) вид боевых действий войск (сил), применяемых с целью отражения наступления (ударов), как правило, превосходящих сил противника, удержания (прикрытия) намеченных направлений (рубежей, районов, объектов), экономии сил и средств на одних направлениях и создания превосходства над противником на др., нанесения наступающим группировкам противника поражения и создания условий для перехода своих войск в контрнаступление (наступление). О. может быть тактической, оперативной и стратегической, применяться вынужденно или преднамеренно. Частью О. является защита войск (сил), населения и территории от ОМП противника, обеспечение жизнедеятельности войск (сил) и населения, органов управления и руководства, объектов и средств связи при ведении военных действий.
ОБОРОНА
система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита государства, целостности и неприкосновенности его территории. Законодательство РФ в области обороны основывается на Конституции РФ, международных договорах РФ, ФЗ РФ от 31 мая 1996 г. №61-ФЗ "Об обороне". Организация О. страны включает: прогнозирование и оценку военной угрозы; разработку военной политики и военной доктрины; строительство, подготовку и поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил РФ, разработку, производство и совершенствование оружия и военной техники; мобилизационную подготовку государственных органов, экономики, территории и населения; создание запасов в государственных и мобилизационных резервах; планирование и осуществление мер гражданской и территориальной О.; обеспечение сохранения государственной тайны; развитие военной научно-координационной деятельности в области О.; оперативное оборудование территории РФ; гражданский контроль за расходами на О. и деятельностью Минобороны РФ; международное сотрудничество в целях коллективной безопасности и совместной О. В целях О. устанавливается воинская обязанность граждан РФ и военно-транспортная обязанность органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, а также собственников транспортных средств. В целях О. создаются Вооруженные Силы РФ. К О. привлекаются Пограничные войска РФ, внутренние войска МВД, войска ФАПСИ, Железнодорожные войска РФ, войска гражданской обороны. Для выполнения отдельных задач в области О. привлекаются инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования, СВР, органы ФСБ, органы ФПС, ФАПСИ, ФСО, федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки, а также создаваемые на военное время специальные формирования. Все они выполняют задачи в области О. в соответствии с Планом применения Вооруженных Сил РФ. Создание формирований, имеющих военную организацию или вооружение и военную технику, положение которых не урегулировано законом, запрещается и преследуется по закону.
Источник: Энциклопедия юриста
ОБОРОНА
термин, используемый в конституционном праве. Конституцией РФ к ведению РФ отнесены оборона и безопасность, оборонное производство (п. «м» ст. 71). Общее руководство о. осуществляет Президент РФ – Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации. Действует Федеральный закон от 31 мая 1996 г. (ред. от 12 февраля 2015 г.) «Об обороне».
В данном Законе под о. понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита РФ, целостности и неприкосновенности ее территории. В целях обороны устанавливаются воинская обязанность граждан РФ и военнотранспортная обязанность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, а также собственников транспортных средств.
В целях о. создаются Вооруженные Силы РФ. К обороне привлекаются внутренние войска МФД РФ. Для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются инженернотехнические, дорожностроительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти и спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Служба внешней разведки РФ, органы федеральной службы безопасности, органы государственной охраны, федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ, а также создаваемые на военное время специальные формирования.
Земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности. Земли и другие природные ресурсы, находящиеся в собственности субъектов РФ, муниципальных образований, в частной собственности, могут быть изъяты для нужд Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов только в соответствии с законодательством РФ.
Организация о. включает (ст. 2 Закона):
прогнозирование и оценку военной опасности и военной угрозы;
разработку основных направлений военной политики и положений военной доктрины Российской Федерации;
правовое регулирование в области обороны;
строительство, подготовку и поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, а также планирование их применения;
разработку, производство и совершенствование систем управления Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами, вооружения и военной техники, создание их запасов, а также планирование использования радиочастотного спектра;
планирование непосредственной подготовки к переводу и перевода органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и экономики страны на работу в условиях военного времени;
мобилизационную подготовку указанных органов и организаций независимо от форм собственности, транспорта, коммуникаций и населения страны;
создание в составе государственного материального резерва запасов материальных ценностей (в том числе запаса мобилизационного резерва и неснижаемого запаса государственного материального резерва), предназначенных для мобилизационных нужд РФ;
планирование и осуществление мероприятий по гражданской и территориальной о.; оперативное оборудование территории РФ в целях о.; обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну, в области о.; развитие науки в интересах о.;
координацию деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в области о.;
финансирование расходов на о., а также контроль над расходованием средств, выделенных на о., и деятельностью Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов;
международное сотрудничество в целях коллективной безопасности и совместной о.; другие мероприятия в области о.
В целях планирования и осуществления мероприятий в области о. разрабатывается План обороны Российской Федерации, который включает в себя комплекс взаимоувязанных документов военного планирования. Разработка документов военного планирования, включаемых в План обороны Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Положением о военном планировании в Российской Федерации.
В данном Законе под о. понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита РФ, целостности и неприкосновенности ее территории. В целях обороны устанавливаются воинская обязанность граждан РФ и военнотранспортная обязанность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, а также собственников транспортных средств.
В целях о. создаются Вооруженные Силы РФ. К обороне привлекаются внутренние войска МФД РФ. Для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются инженернотехнические, дорожностроительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти и спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Служба внешней разведки РФ, органы федеральной службы безопасности, органы государственной охраны, федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ, а также создаваемые на военное время специальные формирования.
Земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности. Земли и другие природные ресурсы, находящиеся в собственности субъектов РФ, муниципальных образований, в частной собственности, могут быть изъяты для нужд Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов только в соответствии с законодательством РФ.
Организация о. включает (ст. 2 Закона):
прогнозирование и оценку военной опасности и военной угрозы;
разработку основных направлений военной политики и положений военной доктрины Российской Федерации;
правовое регулирование в области обороны;
строительство, подготовку и поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, а также планирование их применения;
разработку, производство и совершенствование систем управления Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами, вооружения и военной техники, создание их запасов, а также планирование использования радиочастотного спектра;
планирование непосредственной подготовки к переводу и перевода органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и экономики страны на работу в условиях военного времени;
мобилизационную подготовку указанных органов и организаций независимо от форм собственности, транспорта, коммуникаций и населения страны;
создание в составе государственного материального резерва запасов материальных ценностей (в том числе запаса мобилизационного резерва и неснижаемого запаса государственного материального резерва), предназначенных для мобилизационных нужд РФ;
планирование и осуществление мероприятий по гражданской и территориальной о.; оперативное оборудование территории РФ в целях о.; обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну, в области о.; развитие науки в интересах о.;
координацию деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в области о.;
финансирование расходов на о., а также контроль над расходованием средств, выделенных на о., и деятельностью Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов;
международное сотрудничество в целях коллективной безопасности и совместной о.; другие мероприятия в области о.
В целях планирования и осуществления мероприятий в области о. разрабатывается План обороны Российской Федерации, который включает в себя комплекс взаимоувязанных документов военного планирования. Разработка документов военного планирования, включаемых в План обороны Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Положением о военном планировании в Российской Федерации.
Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.
ОБОРОНА
система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории. Правовые основы обороны страны установлены Конституцией Российской Федерации и получили свое развитие в Федеральном законе "Об обороне" от 31 мая 1996 г., Федеральном законе "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г., Федеральном законе "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г., Федеральном законе "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" от 26 февраля 1997 г. и в других нормативных актах. Организация обороны включает правовое регулирование вопросов обороны; прогнозирование и оценку военной угрозы; разработку военной политики и доктрины; военное строительство и поддержание в необходимой боевой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований; проведение мероприятий гражданской обороны; совершенствование оружия и военной техники; развитие военной науки; обеспечение военной тайны и т.п. Вооруженные Силы РФ являются основой обороны страны и призваны защищать суверенитет, территориальную целостность, другие важные интересы Российской Федерации в случае совершения против нее вооруженной агрессии. Вооруженные Силы могут быть также использованы для выполнения задач, вытекающих из международных обязательств РФ. Однако в предусмотренном законодательством порядке для решения задач обороны могут привлекаться пограничные войска Федеральной пограничной службы РФ, внутренние войска Министерства внутренних дел РФ, войска Федеральной службы железнодорожных войск РФ, войска Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, войска гражданской обороны. Для выполнения отдельных задач в области обороны - также инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти, подразделения Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной пограничной службы РФ, Федеральной службы правительственной связи и информации при Президенте РФ, Федеральной службы охраны и иные специальные формирования. В соответствии с Конституцией РФ вопросы обороны и безопасности находятся в ведении Российской Федерации (ст. 71), а общее руководство Вооруженными Силами осуществляют: Президент РФ, являющийся Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами (ст. ст. 83, 87, 89), Федеральное Собрание (ст. 102) и Правительство РФ (ст. 114). Президент РФ в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии вводит на территории РФ или в ее отдельных местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе; утверждает военную доктрину РФ; назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил; присваивает высшие воинские звания (генералов и адмиралов); утверждает концепции и планы строительства и развития Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований; издает указы о призыве на военную службу и увольнении с военной службы в запас граждан Российской Федерации, проходящих службу по призыву, и др. Совет Федерации: рассматривает расходы на оборону, установленные принятыми Государственной Думой федеральными законами о федеральном бюджете; рассматривает принятые Государственной Думой федеральные законы в области обороны; утверждает указы Президента РФ о введении военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также о привлечении Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов с использованием вооружения к выполнению задач не по их предназначению; решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории Российской Федерации. Государственная Дума: рассматривает расходы на оборону, устанавливаемые федеральными законами о федеральном бюджете; принимает федеральные законы в области обороны. Правительство РФ: обеспечивает оснащение вооружением и военной техникой, иными материально-техническими средствами и ресурсами Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований; организует разработку и выполнение мобилизационных планов и планов накопления мобилизационных ресурсов; осуществляет деятельность по социальному обеспечению военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, членов их семей; реализует выполнение государственных целевых программ и планов развития вооружения, программ подготовки граждан по военно-учетным специальностям; осуществляет общее планирование гражданской обороны и т.п. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим конкретное руководство Вооруженными Силами, является Министерство обороны Российской Федерации. Министерство находится в непосредственном подчинении Президенту РФ. Основными задачами Минобороны России являются: реализация политики в области строительства Вооруженных Сил; разработка государственных программ и планов работ в интересах обеспечения обороны, а также координация, финансирование таких работ. Министерство выступает заказчиком по производству и закупке вооружения, продовольствия и других материально-технических ресурсов для Вооруженных Сил; организует прохождение военной службы и т.п. Министерство обороны РФ является строго централизованным федеральным ведомством: в субъектах Федерации органов управления в сфере обороны нет. Для управления войсками создаются оперативно-территориальные органы Министерства обороны РФ, осуществляющие командование военными округами, округами противовоздушной обороны, флотами.