ОБОРОНА

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ОБОРОНА
по определению ФЗ "Об обороне" от 24 апреля 1996 г. "система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории".

Источник: Большой юридический словарь

ОБОРОНА
система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории (ст. 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне»).

Источник: Словарь по уголовному праву.

Оборона

В настоящем Законе под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по обеспечению готовности государства к защите от вооруженного нападения, а также собственно защиты населения, территории и суверенитета Российской Федерации. Оборона является элементом безопасности и одной из важнейших функций государства.
Закон Российской Федерации от 24.09.92 N 3531-I, ст. 1

Источник: Словарь юридических понятий (из актов Российского законодательства)

ОБОРОНА
вид военных (боевых) действий, основанный на защитных действиях вооруженных сил, войск (сил флота). Применяется в неблагоприятно складывающейся обстановке для срыва или отражения наступления (ударов) численно превосходящего противника, удержания важных районов, рубежей и объектов на своей территории (акватории), уничтожения сил и средств, выигрыша времени и с др. целями. Может организовываться и проводиться в стратегическом, оперативном и тактическом масштабах. Обычно, наряду с отражением ударов противника, О. включает в себя и элементы наступательных действий (нанесение ответных, встречных и упреждающих огневых ударов, проведение контрударов и контратак, поражение атакующего противника в районах его базирования, развертывания и на исходных рубежах), удельный вес которых характеризует уровень ее активности. Разновидностями О. являются: общевойсковая, противовоздушная, противоракетная, противокосмическая, противотанковая, противоартиллерийская, противолодочная.

Источник: Военно-юридический энциклопедический словарь

ОБОРОНА
термин, используемый в конституционном праве, под которым понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита РФ, целостности и неприкосновенности ее территории. Конституцией РФ к ведению РФ отнесены О. и безопасность, оборонное производство (п. "м" ст. 71). Общее руководство О. осуществляет Президент РФ - Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации. В состав Правительства РФ входит Министр О. РФ. Действует Федеральный закон "Об обороне" от 31 мая 1996 г.
В целях О. с применением средств вооруженной борьбы создаются Вооруженные Силы Российской Федерации, привлекаются другие войска, а также инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при некоторых федеральных государственных органах;
устанавливается воинская обязанность граждан РФ, военно-транспортная обязанность федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций, независимо от форм собственности, а также собственников транспортных средств.(С. А.)

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

ОБОРОНА
1) система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к защите вооруженной и вооруженная защита РФ, целостности и неприкосновенности ее территории. Оборона организуется и осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами РФ и иными нормативными правовыми актами. В целях обороны устанавливаются воинская обязанность граждан РФ и военно-транспортная обязанность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, а также собственников транспортных средств. В целях обороны создаются Вооруженные Силы РФ. К обороне привлекаются пограничные войска ФСБ России, внутренние войска МВД России, войска ГО и другие войска. Для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти, а также создаваемые на военное время специальные формирования. Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы выполняют задачи в области обороны в соответствии с Планом применения Вооруженных Сил РФ; 2) вид боевых действий войск (сил), применяемых с целью отражения наступления (ударов), как правило, превосходящих сил противника, удержания (прикрытия) намеченных направлений (рубежей, районов, объектов), экономии сил и средств на одних направлениях и создания превосходства над противником на др., нанесения наступающим группировкам противника поражения и создания условий для перехода своих войск в контрнаступление (наступление). О. может быть тактической, оперативной и стратегической, применяться вынужденно или преднамеренно. Частью О. является защита войск (сил), населения и территории от ОМП противника, обеспечение жизнедеятельности войск (сил) и населения, органов управления и руководства, объектов и средств связи при ведении военных действий.

Источник: Гражданская защита. Энциклопедический словарь

ОБОРОНА
система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита государства, целостности и неприкосновенности его территории. Законодательство РФ в области обороны основывается на Конституции РФ, международных договорах РФ, ФЗ РФ от 31 мая 1996 г. №61-ФЗ "Об обороне". Организация О. страны включает: прогнозирование и оценку военной угрозы; разработку военной политики и военной доктрины; строительство, подготовку и поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил РФ, разработку, производство и совершенствование оружия и военной техники; мобилизационную подготовку государственных органов, экономики, территории и населения; создание запасов в государственных и мобилизационных резервах; планирование и осуществление мер гражданской и территориальной О.; обеспечение сохранения государственной тайны; развитие военной научно-координационной деятельности в области О.; оперативное оборудование территории РФ; гражданский контроль за расходами на О. и деятельностью Минобороны РФ; международное сотрудничество в целях коллективной безопасности и совместной О. В целях О. устанавливается воинская обязанность граждан РФ и военно-транспортная обязанность органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, а также собственников транспортных средств. В целях О. создаются Вооруженные Силы РФ. К О. привлекаются Пограничные войска РФ, внутренние войска МВД, войска ФАПСИ, Железнодорожные войска РФ, войска гражданской обороны. Для выполнения отдельных задач в области О. привлекаются инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования, СВР, органы ФСБ, органы ФПС, ФАПСИ, ФСО, федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки, а также создаваемые на военное время специальные формирования. Все они выполняют задачи в области О. в соответствии с Планом применения Вооруженных Сил РФ. Создание формирований, имеющих военную организацию или вооружение и военную технику, положение которых не урегулировано законом, запрещается и преследуется по закону.

Источник: Энциклопедия юриста

ОБОРОНА
термин, используемый в конституционном праве. Конституцией РФ к ведению РФ отнесены оборона и безопасность, оборонное производство (п. «м» ст. 71). Общее руководство о. осуществляет Президент РФ – Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации. Действует Федеральный закон от 31 мая 1996 г. (ред. от 12 февраля 2015 г.) «Об обороне».
В данном Законе под о. понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита РФ, целостности и неприкосновенности ее территории. В целях обороны устанавливаются воинская обязанность граждан РФ и военнотранспортная обязанность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, а также собственников транспортных средств.
В целях о. создаются Вооруженные Силы РФ. К обороне привлекаются внутренние войска МФД РФ. Для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются инженернотехнические, дорожностроительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти и спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Служба внешней разведки РФ, органы федеральной службы безопасности, органы государственной охраны, федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ, а также создаваемые на военное время специальные формирования.
Земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности. Земли и другие природные ресурсы, находящиеся в собственности субъектов РФ, муниципальных образований, в частной собственности, могут быть изъяты для нужд Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов только в соответствии с законодательством РФ.
Организация о. включает (ст. 2 Закона):
прогнозирование и оценку военной опасности и военной угрозы;
разработку основных направлений военной политики и положений военной доктрины Российской Федерации;
правовое регулирование в области обороны;
строительство, подготовку и поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, а также планирование их применения;
разработку, производство и совершенствование систем управления Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами, вооружения и военной техники, создание их запасов, а также планирование использования радиочастотного спектра;
планирование непосредственной подготовки к переводу и перевода органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и экономики страны на работу в условиях военного времени;
мобилизационную подготовку указанных органов и организаций независимо от форм собственности, транспорта, коммуникаций и населения страны;
создание в составе государственного материального резерва запасов материальных ценностей (в том числе запаса мобилизационного резерва и неснижаемого запаса государственного материального резерва), предназначенных для мобилизационных нужд РФ;
планирование и осуществление мероприятий по гражданской и территориальной о.; оперативное оборудование территории РФ в целях о.; обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну, в области о.; развитие науки в интересах о.;
координацию деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в области о.;
финансирование расходов на о., а также контроль над расходованием средств, выделенных на о., и деятельностью Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов;
международное сотрудничество в целях коллективной безопасности и совместной о.; другие мероприятия в области о.
В целях планирования и осуществления мероприятий в области о. разрабатывается План обороны Российской Федерации, который включает в себя комплекс взаимоувязанных документов военного планирования. Разработка документов военного планирования, включаемых в План обороны Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Положением о военном планировании в Российской Федерации.

Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.

ОБОРОНА
система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории. Правовые основы обороны страны установлены Конституцией Российской Федерации и получили свое развитие в Федеральном законе "Об обороне" от 31 мая 1996 г., Федеральном законе "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г., Федеральном законе "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г., Федеральном законе "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" от 26 февраля 1997 г. и в других нормативных актах. Организация обороны включает правовое регулирование вопросов обороны; прогнозирование и оценку военной угрозы; разработку военной политики и доктрины; военное строительство и поддержание в необходимой боевой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований; проведение мероприятий гражданской обороны; совершенствование оружия и военной техники; развитие военной науки; обеспечение военной тайны и т.п. Вооруженные Силы РФ являются основой обороны страны и призваны защищать суверенитет, территориальную целостность, другие важные интересы Российской Федерации в случае совершения против нее вооруженной агрессии. Вооруженные Силы могут быть также использованы для выполнения задач, вытекающих из международных обязательств РФ. Однако в предусмотренном законодательством порядке для решения задач обороны могут привлекаться пограничные войска Федеральной пограничной службы РФ, внутренние войска Министерства внутренних дел РФ, войска Федеральной службы железнодорожных войск РФ, войска Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, войска гражданской обороны. Для выполнения отдельных задач в области обороны - также инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти, подразделения Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной пограничной службы РФ, Федеральной службы правительственной связи и информации при Президенте РФ, Федеральной службы охраны и иные специальные формирования. В соответствии с Конституцией РФ вопросы обороны и безопасности находятся в ведении Российской Федерации (ст. 71), а общее руководство Вооруженными Силами осуществляют: Президент РФ, являющийся Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами (ст. ст. 83, 87, 89), Федеральное Собрание (ст. 102) и Правительство РФ (ст. 114). Президент РФ в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии вводит на территории РФ или в ее отдельных местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе; утверждает военную доктрину РФ; назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил; присваивает высшие воинские звания (генералов и адмиралов); утверждает концепции и планы строительства и развития Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований; издает указы о призыве на военную службу и увольнении с военной службы в запас граждан Российской Федерации, проходящих службу по призыву, и др. Совет Федерации: рассматривает расходы на оборону, установленные принятыми Государственной Думой федеральными законами о федеральном бюджете; рассматривает принятые Государственной Думой федеральные законы в области обороны; утверждает указы Президента РФ о введении военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также о привлечении Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов с использованием вооружения к выполнению задач не по их предназначению; решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории Российской Федерации. Государственная Дума: рассматривает расходы на оборону, устанавливаемые федеральными законами о федеральном бюджете; принимает федеральные законы в области обороны. Правительство РФ: обеспечивает оснащение вооружением и военной техникой, иными материально-техническими средствами и ресурсами Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований; организует разработку и выполнение мобилизационных планов и планов накопления мобилизационных ресурсов; осуществляет деятельность по социальному обеспечению военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, членов их семей; реализует выполнение государственных целевых программ и планов развития вооружения, программ подготовки граждан по военно-учетным специальностям; осуществляет общее планирование гражданской обороны и т.п. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим конкретное руководство Вооруженными Силами, является Министерство обороны Российской Федерации. Министерство находится в непосредственном подчинении Президенту РФ. Основными задачами Минобороны России являются: реализация политики в области строительства Вооруженных Сил; разработка государственных программ и планов работ в интересах обеспечения обороны, а также координация, финансирование таких работ. Министерство выступает заказчиком по производству и закупке вооружения, продовольствия и других материально-технических ресурсов для Вооруженных Сил; организует прохождение военной службы и т.п. Министерство обороны РФ является строго централизованным федеральным ведомством: в субъектах Федерации органов управления в сфере обороны нет. Для управления войсками создаются оперативно-территориальные органы Министерства обороны РФ, осуществляющие командование военными округами, округами противовоздушной обороны, флотами.

Источник: Административное право. Словарь-справочник

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
300.88 кб

Законная оборона по уголовному праву Иордании

Мунтер Аль Халяйя
Читать PDF
270.02 кб

Необходимая оборона собственности по уголовному праву США: проблемы уголовно-правовой оценки

Вяткина Мария Юрьевна, Фокин М. С.
Рассматриваются ключевые проблемы защиты уголовно-правовыми способами собственности по уголовному праву США. Анализируются вопросы как общих начал права необходимой обороны, так и конкретные виды и пределы такого права.
Читать PDF
145.26 кб

Необходимая оборона в системе уголовно-правового поощрения

Балмочных С. В.
Читать PDF
141.82 кб

Мнимая оборона в уголовном законодательстве зарубежных стран

Русскевич Е. А.
В статье рассмотрены особенности регламентации мнимой обороны в уголовном законодательстве зарубежных стран.
Читать PDF
202.75 кб

Необходимая оборона в системе обстоятельств, исключающих преступность деяния, по уголовному праву Ро

Тасаков Сергей Владимирович
Читать PDF
185.69 кб

Оборона «Очаково»

Мусорина Виктория
Читать PDF
341.12 кб

Необходимая оборона как поощрительная норма

Ахметшин А. С.
В статье рассматриваются различные аспекты функционирования правового института необходимой обороны, вносятся предложения по изменению УК РФ в части расширения ее содержания.
Читать PDF
201.09 кб

Оборона в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации

Ильичёв И. Е.
В статье исследуются концептуальные, политические, экономические, информационные, военные и другие аспекты обороны как одного из важнейших элементов системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Читать PDF
126.20 кб

Территориальная оборона в системе безопасности российского государства и место в ней МВД России

Княжев Виктор Борисович, Майдыков Анатолий Федорович
К опубликованию результатов исследования на данную тему в виде научной статьи побудили два основных фактора.
Читать PDF
7.98 мб

Необходимая оборона как обстоятельство, исключающее преступность деяния

Гусейнов Ильхам Гусейн Оглы
Анализируются понятие «обстановка совершения преступления» и ее значение при расследовании преступлений против жизни и здоровья осужденных в местах лишения свободы.
Читать PDF
380.26 кб

Семантико-правовая трансформация понятия «Гражданская оборона»

Костров Анатолий Васильевич
В предлагаемом цикле статей рассмотрены этимология и семантика понятия «гражданская оборона» в хронологическом его развитии.
Читать PDF
597.71 кб

Необходимая оборона как конфликт интересов: исторический опыт и новые подходы к квалификации

Симашенков Павел Дмитриевич
Статья посвящена анализу правового института необходимой обороны как конфликта правоохраняемых интересов.
Читать PDF
3.57 мб

Семантико-правовая трансформация понятия «Гражданская оборона»

Костров Анатолий Васильевич
В цикле статей рассмотрены этимология и семантика понятия «гражданская оборона» в хронологическом его развитии.
Читать PDF
346.50 кб

Необходимая оборона и защита личности от уголовной ответственности

Кудакова К.С.
Необходимая оборона порой может квалифицироваться как превышение самозащиты. Важно разглядеть тонкую черту между превышением полномочий по самообороне и необходимой обороной своего здоровья.
Читать PDF
682.59 кб

Необходимая оборона: алгоритм квалификации

Гарбатович Денис Александрович
В работе предлагается последовательность действий по решению ключевых вопросов для установления соответствия между признаками совершенного деяния и признаками состава деяния при необходимой обороне.

Найдено книг по теме — 13

Похожие термины:

  • Оборона Республики Беларусь

    это система государственных мер политического, экономического, правового и военного характера, осуществляемых в целях обеспечения готовности Республики Беларусь к отражению агрессии, защите гр
  • БЕРЕГОВАЯ ОБОРОНА

    совокупность боевых сил и средств военно-морского флота, сосредоточенных на побережье и организованных в особую оборонительную систему для прикрытия важных операционных направлений и защиты те
  • ОБОРОНА ГООДАРСТВА

    система государственных мер и институтов, призванных обеспечить безопасность государства, защиту его от агрессии и иных посягательств извне. Вооруженные силы государства являются основным госу
  • ОБОРОНА ГОСУДАРСТВА

    система политических, военных, социальных, экономических, правовых и иных мер государства по недопущению вооруженного нападения на него со стороны любого агрессора, обеспечению готовности госуд
  • ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА

    это комплекс мер, проводимых в целях защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
  • МНИМАЯ ОБОРОНА

    в теории уголовного права оборона против воображаемого, а не действительного посягательства. Не образует необходимой обороны.
  • МЕСТНАЯ ОБОРОНА

    система мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных действиях или вследствие этих действий, осуществляемых на военных объектах (а
  • МЕСТНАЯ ПРОТИВОВОЗДУШНАЯ ОБОРОНА

    МПВО), система мероприятий, проводимых органами власти под руководством военных организаций в целях защиты населения и объектов народного хозяйства от нападения противника с воздуха, ликвидации
  • НЕОБХОДИМАЯ ОБОРОНА

    общественно полезная правомерная защита личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного, действительного и наличног
  • ПРОТИВОВОЗДУШНАЯ ОБОРОНА

    ПВО), совокупность мероприятий, сил, средств и действий, направленных на отражение воздушного нападения противника и защиту объектов, населения и войск от ударов с воздуха. В масштабе страны (коали
  • СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ОБОРОНА

    вид военных действий вооруженных сил, применяющийся для достижения стратегических целей при внезапном нападении или при создавшемся в ходе вооруженной борьбы превосходстве противника в силах и
  • ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОБОРОНА

    составная часть системы обороны государства; организуется в целях защиты населения, объектов и коммуникаций от действий противника, диверсионных или террористических актов. В РФ общие задачи и о
  • ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБОРОНОЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБОРОНА

    система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита РФ, ее целостности и неприкосновенности ее территорий.
  • ОБОРОННЫЙ ЗАКАЗ

    см. Государственный оборонный заказ.
  • МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РФ

    является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим государственное управление в области обороны, а также координирующим деятельность фед
  • ОРГАНИЗАЦИЯ ОБОРОНЫ

    включает в себя: прогнозирование и оценку военной опасности и военной угрозы; разработку основных направлений военной политики и положений Военной доктрины; правовое регулирование в области обо
  • Закон о национальной обороне 1920 г

    принят в США; предусмотрел, что регулярная армия США и национальная гвардия должны комплектоваться за счет добровольцев. Условием для поступления в армию была политическая благонадежность.
  • ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОБОРОНЕ 1996

    законодательный акт, определяющий основы и организацию обороны РФ, права и обязанности органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, предприятий, должностных лиц
  • ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ 1998

    законодательный акт, определяющий понятие гражданская оборона, основные задачи в области гражданской обороны, полномочия органов гос. власти и управления, органов исполнительной власти субъекто
  • УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ

    образовательные учреждения подготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов организаций, на которые возлагаются задачи в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидац