Обращение взыскания на средства местного бюджета

Найдено 1 определение
Обращение взыскания на средства местного бюджета
один из способов принудительного исполнения судебных решений о взыскании долга с органов местного самоуправления или подведомственных муниципальных учреждений. Осуществляется только на основании исполнительных документов и в пределах находящихся в распоряжении должника денежных средств.
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту органа местного самоуправления, подлежат возмещению муниципальным образованием (ст. 16 ГК РФ).
Общие положения законодательства об исполнении судебных решений отражены в Федеральном законе «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ.
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, связанных с незаконным привлечением к уголовной или административной ответственности, возмещается за счет казны (ст. 1069–1071 ГК РФ). Согласно ст. 1071 ГК РФ, в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
В ст. 242.1 Бюджетного кодекса РФ определены общие положения об исполнении судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В ст. 242.2 БК РФ рассмотрены вопросы исполнения судебных актов по искам к муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, а также определены органы, исполняющие данные судебные акты.
В ст. 242.5 БК РФ рассмотрены вопросы исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений. Возвратить исполнительные документы взыскателю без исполнения орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, вправе только при наличии оснований, указанных в п. 3 ст. 242.1 БК РФ. Возврат исполнительных документов осуществляется в срок не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа. При этом должны быть указаны причины возврата. В п. 3 ст. 242.5 БК РФ указаны действия, которые обязан предпринять должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления.
Взыскатель вправе отозвать неисполненный (не полностью исполненный) исполнительный документ, направив соответствующее заявление в орган, открывающий и ведущий лицевые счета муниципальных бюджетных учреждений (п.
8 ст. 242.5 БК РФ).
Пункт 9 ст. 242.5 БК РФ предусматривает последствия удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с главного распорядителя средств местного бюджета в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам, находящегося в его ведении получателя средств местного бюджета.
При полном исполнении исполнительного документа в соответствии с п. 10 ст. 242.5 БК РФ орган, открывающий и ведущий лицевые счета муниципальных бюджетных учреждений, направляет исполнительный документ с отметкой о размере перечисленной суммы в суд, выдавший этот документ.
В п. 11 ст. 242.5 БК РФ установлены обязанности органа, осуществляющего открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, вести учет и осуществлять хранение исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением.
Приказом Федерального казначейства от 22.02.2006 г. № 3н утвержден порядок учета и хранения документов по исполнению судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ по денежным обязательствам получателей бюджетных средств, лицевые счета которых открыты в органах Федерального казначейства.
Если счета должнику открыты в учреждении Банка России или в кредитной организации, то согласно п. 12 ст. 242.5 БК РФ исполнение исполнительного документа производится в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве», т. е. службой судебных приставов в принудительном порядке.
Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа местного самоуправления, должностного лица, муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или вышестоящий в порядке подчиненности орган местного самоуправления, к должностному лицу, муниципальному служащему. Основные положения по данному вопросу изложены в главе 25 ГПК РФ.
К решениям, действиям (бездействию) органов местного самоуправления, должностных лиц, муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).
В соответствии со ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение 3 месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Заявление рассматривается судом в течение 10 дней (ст. 257 ГПК РФ).
С. Г. Толкачев

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия