Обращения граждан в органы местного самоуправления

Найдено 1 определение
Обращения граждан в органы местного самоуправления
Институт права гражданина на обращение (челобитную) зародился в 1497 г. с утверждением на Руси Судебника, который предоставил право подавать челобитные вплоть до самого государя. На протяжении трех последующих веков формировалось само право на обращение. Говоря современным языком, уточнялись субъекты обращений, порядок работы и меры ответственности.
После 1917 г. создавались специальные службы и бюро по работе с жалобами, а контроль за соблюдением прав трудящихся на протяжении 50 лет регулировался постановлениями ЦИК СССР, ЦИК КПСС и Совета Министров СССР. 12 апреля 1968 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан», который с внесением в него некоторых уточнений еще при советской власти продолжал действовать в России до 2006 г.
Термин «обращение» в российском законодательстве впервые приобрел конституционный статус в 1992 г. в ст. 51 Конституции Российской Федерации (1978), а в более уточненной формулировке он нашел отражение в ст. 33 Конституции России (1993).
С принятием 02.05.2006 г. Федерального закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» работа с обращениями граждан в органы местного самоуправления осуществляется на его основании.
Под обращениями принято понимать изложенные в устной или письменной форме предложения, заявления, жалобы, в том числе коллективные.
Предложение — обращение гражданина конкретного характера, направленное на улучшение организации и деятельности органов местного самоуправления, их должностных лиц, предприятий, организаций и учреждений вне зависимости от организационно-правовых форм, в решении вопросов экономической, политической, социально-культурной и других сфер местной жизни. Предложения чаще всего поступают во время обсуждения гражданами опубликованных проектов решений органов местного самоуправления, в периоды подготовки заседаний представительных органов.
Заявление — просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.
Нередко в заявлениях сообщается о нарушениях в деятельности предприятий, учреждений и организаций, которые могут не затрагивать напрямую права заявителей.
Жалоба — обращение гражданина по поводу восстановления его либо другого лица (лиц) прав, свобод и законных интересов, нарушенных действиями (бездействием), решениями органов местного самоуправления, их должностными лицами, руководителями предприятий, учреждений и общественных объединений.
В зависимости от количества обратившихся различают индивидуальные и коллективные обращения.
Коллективные обращения — обращения двух и более граждан по общему для них вопросу, а также обращение, принятое на митинге или собрании путем голосования (подписанное инициаторами коллективного обращения) или путем сбора подписей.
По форме обращения граждан могут быть устными и письменными. Письменные обращения к руководителям органов местного самоуправления поступают от граждан почтой, электронной почтой, через пейджер, Интернет. Устные обращения к руководителям органов местного самоуправления поступают во время личного приема, по специально организованным «телефонам доверия», «горячим линиям», во время «прямых эфиров» по радио и телевидению. Устные обращения граждан рассматриваются в тех случаях, когда изложенные в них факты и обязательства очевидны и не требуют дополнительной проверки. Ответы на них, как правило, даются в устной форме.
Письменные обращения должны содержать ряд реквизитов. Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование органа местного самоуправления, в который направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.
В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Специалистом по организации работы с корреспонденцией данное обращение регистрируется, но на рассмотрение не направляется.
Должностные лица местного самоуправления обязаны дать письменный ответ по существу обращений граждан в органы местного самоуправления в течение одного месяца. За нарушение должностным лицом местного самоуправления порядка и срока письменного ответа на обращения граждан в органы местного самоуправления законом устанавливается административная ответственность.
Н. Н. Мусинова

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия