Общественная палата Российской Федерации

Найдено 1 определение
Общественная палата Российской Федерации
совещательный орган, созданный для осуществления взаимодействия граждан с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях учёта потребностей и интересов граждан Российской Федерации, защиты их прав и свобод, прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики в целях осуществления общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также в целях содействия реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания.
Основная цель Общественной палаты РФ — обеспечение согласования общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, конституционного строя Российской Федерации и демократических принципов развития гражданского общества в Российской Федерации.
История становления и развития. Впервые идея создания Общественной палаты прозвучала в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2004 г., в котором говорилось о целесообразности использования для дальнейшего роста институтов гражданского общества накопленного в ряде регионов России опыта работы общественных палат. Они создавались с целью содействия органам государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере законодательного регулирования вопросов, связанных с правами и законными интересами молодежи; подготовки рекомендаций по решению проблем в сфере молодежной политики; выработки навыков и опыта участия молодежи в управлении делами государства; приобщения молодых граждан к общественно-политической деятельности; формирования правовой, политической культуры; развития патриотизма и гражданской ответственности, профессиональных и лидерских качеств, а также поддержки социальной активности и инициатив молодежи.
С 1 июля 2005 г. вступил в силу Федеральный закон № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации». Согласно закону, Общественная палата избирается каждые два года (с 2012 — каждые три года).
10 июня 2008 г. был принят Федеральный закон N 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания». Во исполнение Закона, Общественная палата стала координатором работы по формированию общественных наблюдательных комиссий, образуемых в субъектах Российской Федерации.
В целях проведения общественной экспертизы законопроектов, Общественная палата и Государственная Дума подписали Соглашение об информационном сотрудничестве и взаимодействии. С 2009 г., благодаря поправкам в законодательство, был установлен порядок, в соответствии с которым все социально значимые законопроекты в обязательном порядке проходят экспертизу Общественной палаты. С начала своей деятельности Палата провела экспертизу более 200 проектов федеральных законов и правительственных нормативных актов, среди которых законы о целевом капитале, о саморегулируемых организациях, о работе с обращениями граждан, о военном призыве, о местном самоуправлении и многие другие.
Организационные формы, в которых Общественная палата осуществляет согласование общественно значимых интересов:
1)привлечение граждан и общественных объединений к реализации государственной политики;
2)выдвижение и поддержка гражданских инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и общественных объединений;
3)проведение общественной экспертизы (экспертизы) проектов федеральных законов и проектов законов субъектов Российской Федерации, а также проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти Российской Федерации и проектов правовых актов органов местного самоуправления;
4)осуществление общественного контроля за деятельностью Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также за соблюдением свободы слова в средствах массовой информации;
5)выработка рекомендаций органам государственной власти Российской Федерации при определении приоритетов в области государственной поддержки общественных объединений и иных объединений граждан Российской Федерации, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в Российской Федерации;
6)оказание информационной, методической и иной поддержки общественным палатам, созданным в субъектах Российской Федерации;
7)привлечение граждан, общественных объединений и представителей средств массовой информации к обсуждению вопросов, касающихся соблюдения свободы слова в средствах массовой информации, реализации права граждан на распространение информации законным способом, обеспечения гарантий свободы слова и свободы массовой информации, и выработки по данным вопросам рекомендаций;
8)осуществление международного сотрудничества в соответствии с целями деятельности, участие в работе международных организаций, а также в работе международных конференций, совещаний и других мероприятиях.
Приоритетные направления работы: защита прав и свобод граждан, развитие гражданского общества в России, проведение общественной экспертизы федеральных законопроектов, осуществление общественного контроля за деятельностью органов государственной власти.
Состав Общественной палаты РФ. Общественная палата формируется из 42 граждан Российской Федерации, утверждаемых Президентом Российской Федерации, 42 представителей общероссийских общественных объединений и 42 представителей межрегиональных и региональных общественных объединений. Не допускаются к выдвижению кандидатов в члены Общественной палаты объединения, зарегистрированные менее чем за один год до дня истечения срока полномочий членов Общественной палаты действующего состава; политические партии; организации, в отношении которых было вынесено предупреждение о недопустимости осуществления экстремистской деятельности; организации, деятельность которых была приостановлена судом в соответствии с Законом «О противодействии экстремистской деятельности».
Органы Общественной палаты РФ и основные формы работы. Постоянно действующим органом Общественной палаты является совет Общественной палаты, который избирается членами Общественной палаты на первом пленарном заседании. В состав совета Общественной палаты входят председатели комиссий Общественной палаты, секретарь Общественной палаты и его заместитель.
Общественная палата вправе образовывать комиссии и рабочие группы. В состав комиссий входят члены Общественной палаты. В состав рабочих групп могут входить члены Общественной палаты, представители общественных объединений и иные граждане, привлеченные к работе Общественной палаты.
Каждая комиссия Общественной палаты РФ включает не менее 5 и не более 10 членов Общественной палаты и занимается определенной сферой общественной жизни.
Деятельность Общественной палаты РФ обеспечивает аппарат Общественной палаты, который работает под общим руководством ее секретаря.
Основными формами работы Общественной палаты являются пленарные заседания Общественной палаты (проводятся не реже двух раз в год), заседания совета Общественной палаты, комиссий и рабочих групп Общественной палаты. На пленарных заседаниях рассматриваются наиболее значимые вопросы развития страны и гражданского общества. В среднем проводится 4–5 пленарных заседаний в год. На первом, организационном пленарном заседании очередного состава члены Палаты принимают решения об избрании секретаря Общественной палаты и его заместителей, о формировании рабочих органов — комиссий и межкомиссионных рабочих групп. Ежегодно на декабрьском пленарном заседании заслушивается и принимается Доклад Общественной палаты о состоянии гражданского общества в Российской Федерации.
Участие в международных организациях. Общественная палата РФ является членом Международной ассоциации экономических и социальных советов и схожих институтов (МАЭССИ), с 2011 г. входит в Президиум. Подписан меморандум с Европейским социально-экономическим комитетом.
З. А. Алиева
Список литературы
Федеральный закон «Об Общественной палате Российской Федерации» от 04.04.2005 г. № 32-ФЗ (в ред. от 23.07.2010 г.). Официальный сайт Общественной палаты Российской Федерации — http://www.oprf.ru. О деятельности Общественной палаты Российской Федерации в 2010 г. — М., 2010.

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
64.37 кб

Правовой статус актов Общественной палаты Российской Федерации

Назаров А. П.
Решения, принимаемые Общественной палатой Российской Федерации, в силу их правового статуса занимают особое место деятельности по ограничению государственной власти.
Читать PDF
282.50 кб

Общественная палата Российской Федерации и избирательный режим

Ахлюстин Владимир Александрович
Читать PDF
23.05 кб

Понятие и политико-правовая природа Общественной палаты Российской Федерации

Христич Анастасия Сергеевна
В данной статье анализируется правовое положение, определяются статус Общественной палаты Российской Федерации и ее место в гражданском обществе.
Читать PDF
238.07 кб

Учреждение Общественной палаты Российской Федерации: исторические предпосылки

Христич Анастасия Сергеевна
В статье анализируются исторические условия формирования Общественной палаты РФ, предпосылки становления данного института, некоторые вопросы отношений государства и гражданского общества.
Читать PDF
163.79 кб

Общественная палата Российской Федерации как институт защиты прав и свобод граждан

Кошкина Зинаида Николаевна
В статье рассматривается практическая деятельность Общественной палаты в современных условиях. Автор выделяет детерминанты правозащитной деятельности Общественной палаты Российской Федерации.
Читать PDF
412.01 кб

Эффективность взаимодействия Общественной палаты Российской Федерации и общественности

Юдина Нина Евгеньевна
В статье проводится анализ деятельности Общественной палаты Российской Федерации, ее взаимоотношение и взаимодействие с населением. Определяется роль Общественной палаты как механизма формирования и развития гражданского общества.
Читать PDF
157.08 кб

Институт общественных палат в Российской Федерации как комплексная система общественного контроля

Исаков А. С.
Цель. Изучение роли Общественных палат в Российской Федерации на разных уровнях управления и их взаимосвязь Методы.
Читать PDF
124.92 кб

Особенности создания Общественной палаты Российской Федерации и ее место в правозащитном измерении

Кошкина Зинаида Николаевна
В статье рассмотрены предпосылки возникновения Общественной палаты Российской Федерации, а также принципы организации ее деятельности в современных условиях.
Читать PDF
320.58 кб

Общественная палата Российской федерации в системе субъектов общественного (гражданского) контроля

Фёдоров В.В.
Читать PDF
483.99 кб

Общественная палата Российской Федерации в механизме реализации конституционного права граждан Росси

Урюпин А. Н.
Читать PDF
164.27 кб

Особенности формирования общественных палат субъектов Российской Федерации (на примере Приволжского

Гегедюш Наталья Сергеевна
Статья посвящена вопросу о порядке формирования Общественных палат субъектов РФ, входящих в состав Приволжского федерального округа.
Читать PDF
211.38 кб

Общественная палата Российской Федерации как важнейший институт социального контроля в современной Р

Хоценко Виталий Павлович, Бурдейный Николай Николаевич, Павлюк Андрей Николаевич
Общественная палата Российской Федерации является старейшим органом социального контроля в современной российской политической системе.
Читать PDF
34.69 кб

Статус Общественной палаты Российской Федерации и перспективы активизации взаимодействия государства

Плотников Андрей Анатольевич
В статье анализируются взаимоотношения государства и гражданского общества в связи с учреждением и функционированием Общественной палаты Российской Федерации.
Читать PDF
228.65 кб

Правовое регулирование взаимодействия Общественной палаты субъекта Российской Федерации с органами г

Лобанов И. В.
Введение. Статья посвящена анализу деятельности общественной палаты субъекта РФ в контексте ее взаимодействия с региональными органами власти и Общественной палатой РФ. Обсуждение.
Читать PDF
151.51 кб

Общественная палата Российской Федерации - конституционно-правовой институт гражданского общества в

Кошкина Зинаида Николаевна
В статье рассматривается практическая деятельность Общественной палаты в современных условиях. Автор выделяет детерминанты правозащитной деятельности Общественной палаты Российской Федерации.