согласно Конституции РФ и Федеральному закону от 14 апреля 1995 г. «Об общественных объединениях» (ред. от 31 декабря 2014 г.) существующие обособленно от государства самодеятельные и самоуправляемые (самоуправляющиеся) объединения граждан для удовлетворения их общих интересов (запросов) внутри объединения и для достижения его целей во внешней среде методами и средствами, отвечающими природе объединения и не противоречащими закону.
Создание о.о. есть реализация имеющегося у граждан права на объединение, закреплено в ст. 30 Конституции РФ. В соответствии с Законом реализация данного права предполагает учет ряда факторов. Вопервых, содержание их права на объединение включает возможности: а) создавать о.о.; б) вступать в существующие о.о.; в) воздерживаться от вступления; г) беспрепятственно выходить из о.о. Вовторых, в основе данного права – добровольность, т. е. все названные возможности реализуются гражданином на добровольной основе. Втретьих, создание о.о. или вступление в них используются для защиты общих интересов и достижения общих целей, но в то же время способствует реализации прав и законных интересов граждан (т. е. их индивидуальных запросов). Вчетвертых, граждане создают о.о. по своему выбору, им не требуется предварительного разрешения органов государственной власти и местного самоуправления на создание о.о. Граждане выбирают самостоятельно о.о., в которое хотят вступить, обязуясь соблюдать его устав. Впятых, право на создание о.о. реализуется как путем объединения физических лиц, так и через юридические лица – о.о.; иначе говоря, в ряде случаев новая организация может быть объединением и просто граждан, и (или) ранее созданных ими общественных структур. Вшестых, создаваемые гражданами о.о. могут регистрироваться и приобрести права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.
Спектр о.о. является разветвленным. Это политические партии, массовые движения, профессиональные союзы, политические, патриотические, экологические и иные движения, женские, ветеранские организации, организации инвалидов, молодежные и детские организации, научные, технические, культурнопросветительские, физкультурноспортивные и иные добровольные общества, творческие союзы, землячества, фонды, ассоциации и другие объединения граждан.
Российский Закон 1995 г. отказался от перечня о.о. по их отраслевой или социальной окраске. Хотя из положений Закона очевидно, что и он предполагает данный фактор как основу их существования. Т. е. естественна конкретная направленность о.о. (политическая жизнь, сфера труда, социальные дела и т. д.). Но всетаки основой для типизации о.о. по Закону 1995 г. стали организационноправовые формы их существования.
Они отражены в ст. 7 Закона, которая так и именуется – «Организационноправовые формы общественных объединений». Она гласит, что о.о. могут создаваться в одной из следующих организационноправовых форм: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самостоятельности; политическая партия.
Общественной организацией по Закону (ст. 8) является основанное на членстве о.о., созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица – о.о., если иное не установлено Законом 1995 г. и законами об отдельных видах о.о.
Общественным движением (ст. 9 Закона) является состоящее из участников и не имеющее членства массовое о.о., преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.
Общественный фонд (ст. 10 Закона) – один из видов некоммерческих фондов, представляет собой не имеющее членства о.о., цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах.
Общественным учреждением (ст. 11 Закона) является не имеющее членства о.о., ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения.
Органом общественной самодеятельности является (ст. 12 Закона) не имеющее членства о.о., целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.
Партии как разновидность о.о. предусмотрена Законом 1995 г., в характеристике партий следует исходить из того, что записано в Федеральном законе от 11 июля 2001 г. (ред. от 3 февраля 2015 г.) «О политических партиях». Согласно ст. 3 данного Закона: «политическая партия – это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления».
Закон 1995 г. предусматривает и категорию «союзы (ассоциации) общественных объединений». Он говорит о том, что о.о. независимо от их организационноправовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) о.о. на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями).
По территориальной сфере деятельности в РФ возможны такие виды о.о.: общероссийское – осуществляет свою деятельность на территории более половины субъектов РФ и имеет там свои подразделения – организации, отделения или филиалы и представительства; межрегиональное – действует на территории менее половины субъектов РФ и имеет там свои структурные подразделения (в названном выше наборе); региональное – его деятельность осуществляется в пределах территории одного субъекта РФ; местное – действует в пределах территории органа местного самоуправления – иначе говоря, в районе (уезде), волости (сельском округе, сельсовете), городе, сельском населенном пункте–
Возможно функционирование на территории РФ международных о.о. – ими считаются международные о.о., имеющие организации, филиалы или представительства в РФ, или же созданные в РФ о.о., имеющие подразделения в иностранных государствах.
Одним о.о. запрещено создавать ячейки по производственному принципу (т. е. на заводах, фабриках, в государственных учреждениях и т. д.) – это политические партии, движения. Для других о.о., наоборот, без создания первичных ячеек по производственным единицам деятельность попросту немыслима – имеются в виду профессиональные союзы.
О.о. положено иметь свой устав. Для регистрации о.о. оно обращается в государственные органы системы Министерства юстиции РФ. После регистрации о.о. как юридическое лицо может иметь свою собственность, средства массовой информации и т. д.
В случае нарушения законодательства о.о. соответствующий уровню орган Министерства юстиции РФ или прокурор вносит в руководящий орган данного о.о. представление об указанных нарушениях и устанавливает срок их устранения. В случае, если в установленный срок эти нарушения не устраняются, орган или должностное лицо, внесшие соответствующее представление, вправе своим решением приостановить деятельность о.о. на срок до шести месяцев. Если о.о. допускает нарушение прав и свобод человека и гражданина; неоднократные или грубые нарушения законодательства либо систематическое осуществление деятельности, противоречащей его уставным целям; не устраняет в установленный срок нарушения, послуживших основанием для приостановления его деятельности, указанные органы обращаются в соответствующий суд с заявлением о ликвидации данного о.о.
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.