(в широком смысле) – совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.
Общество (в узком смысле) – исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма общественных отношений.
ОБЩЕСТВО
Общество
Источник: Теория государств и права в схемах и определениях.
Общество
исторически сложившаяся в результате совместной деятельности совокупность людей на определенной территории, характеризующаяся многообразием (экономических, политических, этических, религиозных и др.) отношений и целостностью организации жизни.
ОБЩЕСТВО
1) население страны, ее граждане, рассматриваемые в совокупности с их историей, интересами, потребностями, желаниями, убеждениями, поведением, психологией О. - это общность людей, наделенных волей и сознанием, проживающих на определенной территории, обладающая определенной степенью экономического и духовного единства и целостностью организации жизни. О. - это и особая система, и самостоятельный социальный организм, действующий на данной территории и охватывающий все население. Объединение индивидов в человеческое О. происходит лишь на основе общего интереса, хотя в О. могут быть не только сходные, но и противоположные друг другу интересы, а т.ж. возможно и противоречие между индивидуальными и общими интересами. Степень организованности О. зависит от гармоничного сочетания общих и индивидуальных интересен его членов. Общие интересы в О. осуществляются в результате взаимного сотрудничества его индивидов. Однако, не всякая общность людей, объединенных общими интересами, является О. Зрителей в кинотеатре, на концерте объединяет общий интерес, но это не О. У О. людей должна быть заинтересованность друг в друге, дающая возможность достижения общей цели или интересов каждого только при совместном стремлении к ней. Тем не менее, не всякая общность людей, взаимодействующих на базе интересов, образует О. (слушатели курсов после их окончания могут разъехаться, коллектив рабочих после выполнения работ может распасться и т. п.).
В О. люди связаны интересами, имеющими постоянный и объективный характер. Такие общественные связи обеспечивают нормальное функционирование сообщества людей, его воспроизводство и саморазвитие. Для О..т.ж. характерно наличие организующего фактора, определяющего границы человеческого поведения в интересах всего О. Эту функцию выполняет само О. через соответствующие органы власти и вырабатываемые им правила общеобязательного поведения. Таким образом, в понятие О. включаются следующие основные элементы-признаки: совокупность индивидов, наделенных волей и сознанием; общий интерес, имеющий постоянный и объективный характер; взаимодействие и сотрудничество на основе общих интересов; регулирование общественных интересов посредством общеобязательных правил поведения; наличие организованной силы (власти), способной обеспечить О. внутренний порядок и внешнюю безопасность; способность и реальная возможность к самообновлению и совершенствованию О. Выделяют т.ж. развитые О., т.е. О. с уже сложившимися, сформировавшимися отношениями и институтами (современные О. европейских государств. Северной Америки), и неразвитые О., в которых такие отношения находятся в процессе становления (О. в странах, недавно ставших на путь самостоятельного развития - в странах Африки, Азии). Существенно т.ж. деление на демократические и недемократические О. О. могут т.ж. быть: феодальными, капиталистическими, социалистическими, отсталыми и передовыми, заидеологизированными (религиозными) и светскими и т.д.; 2) объединение граждан, предприятий для осуществления общей хозяйственной деятельности (хозяйственное О.); 3) объединение лиц, граждан по интересам; общественная организация, создаваемая в целях содействия какому-либо делу, проекту.
В О. люди связаны интересами, имеющими постоянный и объективный характер. Такие общественные связи обеспечивают нормальное функционирование сообщества людей, его воспроизводство и саморазвитие. Для О..т.ж. характерно наличие организующего фактора, определяющего границы человеческого поведения в интересах всего О. Эту функцию выполняет само О. через соответствующие органы власти и вырабатываемые им правила общеобязательного поведения. Таким образом, в понятие О. включаются следующие основные элементы-признаки: совокупность индивидов, наделенных волей и сознанием; общий интерес, имеющий постоянный и объективный характер; взаимодействие и сотрудничество на основе общих интересов; регулирование общественных интересов посредством общеобязательных правил поведения; наличие организованной силы (власти), способной обеспечить О. внутренний порядок и внешнюю безопасность; способность и реальная возможность к самообновлению и совершенствованию О. Выделяют т.ж. развитые О., т.е. О. с уже сложившимися, сформировавшимися отношениями и институтами (современные О. европейских государств. Северной Америки), и неразвитые О., в которых такие отношения находятся в процессе становления (О. в странах, недавно ставших на путь самостоятельного развития - в странах Африки, Азии). Существенно т.ж. деление на демократические и недемократические О. О. могут т.ж. быть: феодальными, капиталистическими, социалистическими, отсталыми и передовыми, заидеологизированными (религиозными) и светскими и т.д.; 2) объединение граждан, предприятий для осуществления общей хозяйственной деятельности (хозяйственное О.); 3) объединение лиц, граждан по интересам; общественная организация, создаваемая в целях содействия какому-либо делу, проекту.
Источник: Экономика и право: словарь-справочник
Общество
совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей, характеризующаяся устойчивостью и целостностью, самовоспроизводством и самодостаточностью, саморегулируемостью и саморазвитием, достижением такого уровня культуры, когда появляются особые социальные нормы и ценности, лежащие в основе взаимосвязи и взаимодействия людей.
Сложность общего определения понятия «общество» связана с рядом обстоятельств. Во-первых, это очень широкое по объему и высокоабстрактное по характеру понятие; во-вторых, общество — чрезвычайно сложное, многослойное и многогранное явление, позволяющее рассматривать его в самых различных ракурсах; в-третьих, общество — понятие историческое, общее определение которого должно охватывать все этапы его развития; в-четвертых, «общество» — это стыковая категория и социальной философии, и социологии, и истории, и социальной психологии, и некоторых других наук, каждая из которых по-своему в соответствии со своим предметом и методом исследования определяет общество; в-пятых, понятие «общество» используется в жизни очень широко и многозначно, в том числе, как в широком, так и в более или менее узком смыслах, что необходимо требует каждый раз оговорки при его употреблении.
Общество с позиций социального детерминизма и функционализма. Системный подход к обществу дополняется в социологии детерминистским и функционалистским. Детерминистский подход ярче всего выражен в марксизме. В основе этого подхода лежит положение о такой связи явлений, при которой одно явление (причина) в определенных условиях с необходимостью порождает другое явление (следствие). С точки зрения этого учения, общество как целостная система состоит из следующих подсистем: экономической, социальной, политической и идеологической, каждую из которых, в свою очередь, можно рассматривать как систему. Чтобы отличить эти подсистемы от собственно социальной, их называют социетальными.
Во взаимоотношениях между этими системами главенствующую роль играют причинно-следственные связи. Это означает, что каждая из этих систем существует не сама по себе, а, согласно марксизму, находится в причинно-следственной зависимости от других систем. Все эти системы представляют собой иерархичную структуру, т. е. находятся в соотношении субординации, подчиненности в том порядке, как они перечислены.
Детерминистский подход дополняется в социологии функциональным. Его основателем по праву считается Г. Спенсер. По его мнению, основными принципами функционального подхода являются целостность общества как единого организма, состоящего из множества частей: экономической, политической, военной, религиозной; каждая часть общества может существовать только в рамках целостности, где она выполняет конкретные, строго определенные функции; функции частей всегда означают удовлетворение какой-либо общественной потребности, что соответствует поддержанию устойчивости общества и воспроизводству человеческого рода; поскольку каждая из частей общества выполняет только ей присущую функцию, то в случае нарушения деятельности этой части, чем больше функции отличаются друг от друга, тем труднее другим частям восполнить нарушенные функции; социальная система сохраняет стабильность главным образом потому, что она содержит в себе элементы контроля.
А. Н. Шахов
Список литературы
Козырев Г. И. Основы социологии и политологии: учебник. — М.: ИНФРА-М, 2009.
Кондауров В. И., Страданченков А. С., Багдасарова Н. В. Социология. Общий курс: учебник. — М.: ИНФРА-М, 2008. Кравченко А. И. Социология: учебник. — СПб.: Питер, 2007.
Кравченко А. И., Анурин В. Ф. Социология: учебник. — СПб: Питер, 2009. Тощенко Ж. Т. Социология: Общий курс. — М.: Юнити, 2007.
Фролов С. С. Социология. — М.: Гардарики, 2007.
Эфендиев А. Г. Общая социология: учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2008.
Сложность общего определения понятия «общество» связана с рядом обстоятельств. Во-первых, это очень широкое по объему и высокоабстрактное по характеру понятие; во-вторых, общество — чрезвычайно сложное, многослойное и многогранное явление, позволяющее рассматривать его в самых различных ракурсах; в-третьих, общество — понятие историческое, общее определение которого должно охватывать все этапы его развития; в-четвертых, «общество» — это стыковая категория и социальной философии, и социологии, и истории, и социальной психологии, и некоторых других наук, каждая из которых по-своему в соответствии со своим предметом и методом исследования определяет общество; в-пятых, понятие «общество» используется в жизни очень широко и многозначно, в том числе, как в широком, так и в более или менее узком смыслах, что необходимо требует каждый раз оговорки при его употреблении.
Общество с позиций социального детерминизма и функционализма. Системный подход к обществу дополняется в социологии детерминистским и функционалистским. Детерминистский подход ярче всего выражен в марксизме. В основе этого подхода лежит положение о такой связи явлений, при которой одно явление (причина) в определенных условиях с необходимостью порождает другое явление (следствие). С точки зрения этого учения, общество как целостная система состоит из следующих подсистем: экономической, социальной, политической и идеологической, каждую из которых, в свою очередь, можно рассматривать как систему. Чтобы отличить эти подсистемы от собственно социальной, их называют социетальными.
Во взаимоотношениях между этими системами главенствующую роль играют причинно-следственные связи. Это означает, что каждая из этих систем существует не сама по себе, а, согласно марксизму, находится в причинно-следственной зависимости от других систем. Все эти системы представляют собой иерархичную структуру, т. е. находятся в соотношении субординации, подчиненности в том порядке, как они перечислены.
Детерминистский подход дополняется в социологии функциональным. Его основателем по праву считается Г. Спенсер. По его мнению, основными принципами функционального подхода являются целостность общества как единого организма, состоящего из множества частей: экономической, политической, военной, религиозной; каждая часть общества может существовать только в рамках целостности, где она выполняет конкретные, строго определенные функции; функции частей всегда означают удовлетворение какой-либо общественной потребности, что соответствует поддержанию устойчивости общества и воспроизводству человеческого рода; поскольку каждая из частей общества выполняет только ей присущую функцию, то в случае нарушения деятельности этой части, чем больше функции отличаются друг от друга, тем труднее другим частям восполнить нарушенные функции; социальная система сохраняет стабильность главным образом потому, что она содержит в себе элементы контроля.
А. Н. Шахов
Список литературы
Козырев Г. И. Основы социологии и политологии: учебник. — М.: ИНФРА-М, 2009.
Кондауров В. И., Страданченков А. С., Багдасарова Н. В. Социология. Общий курс: учебник. — М.: ИНФРА-М, 2008. Кравченко А. И. Социология: учебник. — СПб.: Питер, 2007.
Кравченко А. И., Анурин В. Ф. Социология: учебник. — СПб: Питер, 2009. Тощенко Ж. Т. Социология: Общий курс. — М.: Юнити, 2007.
Фролов С. С. Социология. — М.: Гардарики, 2007.
Эфендиев А. Г. Общая социология: учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2008.
Источник: Местное самоуправление: энциклопедия