Общие принципы оплаты труда муниципального служащего

Найдено 1 определение
Общие принципы оплаты труда муниципального служащего
Оплата труда как социально-экономическая категория требует рассмотрения с точки зрения ее роли и значения для работника, работодателя и общества. Для работника оплата труда — главная и основная статья его личного дохода, средство воспроизводства и повышения уровня благосостояния его самого и его семьи. Для работодателя оплата труда работников — это затрачиваемые им средства, составляющие одну из основных статей расходов. С точки зрения общества оплата труда должна основываться на результативности, поэтому система оценки результатов должна стать неотъемлемой частью системы оплаты управленческого труда.
В теории существуют три основных подхода к системе оценки эффективности управленческой организации, основанной на оценке результативности деятельности служащих:
— премии, которые выплачиваются периодически по последним результатам служебной деятельности;
— надбавки к должностному окладу по последним результатам деятельности, но не включаемые в базовый оклад;
— постоянная надбавка к должностному окладу.
Первый подход иногда применяется для того, чтобы, не допуская завышения оценок, обеспечить соответствие расходов заранее выделенным на это средствам. Второй подход часто считают наиболее объективным, поскольку размер премии зависит от оценки последних результатов деятельности. Третий подход распространен в организациях с системой оплаты труда, ставящей оплату труда в зависимость от квалификационного разряда (классного чина).
Существуют два основных подхода к системе оплаты труда по результатам: 1) дифференцированные надбавки к должностному окладу путем увеличения базовой ставки оклада; 2) увеличение размера оклада денежного содержания в зависимости от квалификационного разряда (классного чина).
Второй подход широко применяется на государственной и муниципальной службе в ряде стран Европы, где шкала должностных окладов заменяется шкалой чинов, чтобы обеспечить большую гибкость в выравнивании ставок заработной платы в зависимости от результативности служебной деятельности и классного чина. Но все же системы оплаты труда большинства стран в сфере государственной или муниципальной службы отражают подход «горизонтального роста зарплаты» с учетом надбавок за выслугу лет, которые не связаны с эффективностью и результатами работы.
В сфере бюджетных организаций Трудовым кодексом Российской Федерации устанавливается тарифная система оплаты труда (ст. 143), включающая в себя: тарифные ставки (оклады), тарифную сетку, тарифные коэффициенты. Сложность выполняемых работ определяется на основе их тарификации. Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Указанные справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Тарифная система оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджетов всех уровней, устанавливается на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ закрепляет право органов местного самоуправления самостоятельно определять размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих (ст. 53).
Однако здесь действует одно ограничение. В соответствии со ст. 136 Бюджетного кодекса РФ муниципальные образования, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением субвенций) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 10% собственных доходов местного бюджета, начиная с очередного финансового года, не имеют права превышать установленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и (или) содержание органов местного самоуправления.
Решение вопросов, связанных с размером и условиями оплаты труда муниципального служащего, Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» относит к компетенции органов местного самоуправления, но с учетом соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий государственных гражданских служащих и муниципальных служащих, установленных Федеральными законами «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. 7) и «О муниципальной службе в Российской Федерации» (ст. 5).
Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ.
Но поскольку представительный орган муниципального образования определяет структуру органов местного самоуправления самостоятельно, то законодательная основа для установления какой-то оптимальной типовой структуры органов местного самоуправления отсутствует. Поэтому нормативное регулирование в отношении расходов муниципального образования определяется не на конкретного муниципального служащего, а в целом на органы местного самоуправления, включая лиц, замещающих муниципальные должности на постоянной основе.
В федеральном законодательстве о муниципальной службе имеются шесть групп законодательных положений, на которых основываются принципы оплаты труда муниципального служащего:
1)«классификация» должностей (ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации»);
2)соотношение должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации с учетом квалификационных требований к соответствующим должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы субъекта Федерации, которое устанавливается законом субъекта Федерации (ч. 2 ст. 8 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации»);
3)«сетка классификации» должностей муниципальной службы (ст. 9 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации»), с точки зрения их важности и необходимой квалификации;
4)учет выслуги лет на муниципальной службе (ст. 25 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации»);
5)различные элементы, составляющие оплату труда: оклад, ежемесячные и иные дополнительные выплаты (ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации»);
6)нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и (или) содержание органов местного самоуправления, устанавливаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в случае предоставления дотаций (ч. 2 ст. 136 Бюджетного кодекса РФ.
Н. Н. Мусинова
Список литературы
Бюджетный кодекс Российской Федерации. — Ст. 134, 136.
Трудовой кодекс Российской Федерации. — Ст. 57, 143.
Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» от
02.03.2007 г. № 25-ФЗ. — Ст. 5, 22
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г.
№ 131-ФЗ. — Ст. 52, 53.
Указ Президента Российской Федерации «О денежном содержании федеральных гражданских служащих» от 25.07.2006 г. № 763. — СЗРФ. — 2006. — № 31. — Ст. 3459; № 38. — Ст. 3975.
Кабашов С. Ю. Организация муниципальной службы: Учебник. — М.:. ИНФРА-М,
2010. — С. 345–353.

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия