ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Найдено 1 определение
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
комплекс закрепленных в Конституции РФ и других законодательных актах правовых принципов формирования на всей территории России демократической системы местного самоуправления, обеспечивающей реализацию конституционного права населения на самостоятельное решение вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Впервые понятие «Общие принципы организации местного самоуправления» было использовано в Федеративном Договоре 1992 в связи с существенным увеличением числа субъектов РФ и расширением их полномочий в области правового регулирования местного самоуправления. Договор отнес установление общих принципов организации местного самоуправления к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Впоследствии эта норма была закреплена в п. «н» ч. 1 ст.72 Конституции РФ 1993. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации » 1995 предусмотрел систему этих принципов исходя из конституционного статуса местного самоуправления и применительно к главным институтам, финансово-экономическим основам и государственным гарантиям местного самоуправления. Центральное место в этой системе занимают следующие принципы. 1. Принципы, определяющие основные обязанности и полномочия государства по организации местного самоуправления: признание местного самоуправления в качестве особой формы публичной власти; гарантированность государством права граждан на местное самоуправление; разграничение полномочий по организации местного самоуправления между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления; государственная поддержка местного самоуправления. 2. Принципы, согласно которым создаются муниципальные образования, — главные структуры в системе местного самоуправления: поселенческо-терри- ториальный принцип установления границ муниципальных образований; учет мнения населения при определении и изменении границ территорий муниципальных образований; возможность двухуровневой (городское, сельское поселение и район) организации местного самоуправления; единство требований при создании любого муниципального образования (фиксированная территория, наличие муниципальной собственности, местного бюджета и выборных органов). 3. Принципы, определяющие демократические формы организации местного самоуправления, порядок образования и содержание функций органов местного самоуправления: сочетание представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан (референдумы, собрания, сходы); сочетание права населения самостоятельно определять структуры органов местного самоуправления в муниципальных образованиях с государственным регулированием статуса органов местного самоуправления; выборность населением органов местного самоуправления; отнесение к компетенции органов местного самоуправления всех вопросов местного (для данной территории) значения; трехуровневое регулирование вопросов местного значения (федеральный, региональный и местный); приоритетная роль представительных органов в нормативном регулировании по предметам ведения муниципального образования и в контроле за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления; запрет на образование органов местного самоуправления и назначения должностных л и ц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами. 4. Принципы, определяющие финансово-экономические основы местного самоуправления: соответствие материально-финансовых ресурсов муниципального образования функциям и полномочиям органов местного самоуправления, закрепленным в Уставе муниципального образования; самостоятельное формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов органами местного самоуправления; использование муниципальной собственности по целевому назначению в интересах населения муниципального образования; стабильность основных доходных источников местных бюджетов; обеспечение федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации минимальных местных бюджетов; гарантированность государством минимальных государственных социальных стандартов по удовлетворению основных жизненных потребностей населения, обеспечение которых отнесено к ведению муниципальных образований. 5. Принципы, обеспечивающие самостоятельность органов местного самоуправления при осуществлении ими своих функций и полномочий: конституционный статус органов местного самоуправления вне системы органов государственной власти; экономическая и финансовая самостоятельность муниципальных образований и запрет на установление подчиненности одного муниципального образования другому; свобода инициативы органов местного самоуправления и выбора ими решения по всем предусмотренным в Уставе муниципального образования вопросам местного значения; соразмерность принимаемых органами местного самоуправления решений материально-финансовым возможностям муниципального образования; соответствие фактического порядка принятия решений органами и должностными лицами местного самоуправления требованиям законов и уставов муниципального образования. 6. Принципы, обеспечивающие стабильность установленных Конституцией РФ и федеральными законами прав местного самоуправления: стабильность статуса местного самоуправления как одной из основ конституционного строя РФ; конституционный запрет на ограничение прав местного самоуправления установленных Конституцией РФ и федеральными законами; гарантированность государством судебной защиты прав и законных интересов местного самоуправления. 7. Принципы, согласно которым органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями: равная правомочность РФ и ее субъектов в пределах своей компетенции наделять органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями (осуществляется только путем принятия соответствующего закона с одновременной передачей необходимых для их реализации материальных и финансовых средств); дополнительные расходы органов местного самоуправления в результате решений органов государственной власти компенсируются. 8. Принципы, гарантирующие обязательность актов (решений) местного самоуправления: соответствие акта (решения) местного самоуправления Конституции РФ, Конституции, Уставу субъекта РФ, федеральным законам и законодательству субъекта РФ, Уставу муниципального образования; равная обязательность для исполнения актов (решений), принятых на местном референдуме, на собраниях (сходах) граждан, решений органов и должностных лиц местного самоуправления для всех расположенных на территории муниципального образования предприятий, учреждений и организаций, а также граждан; административная ответственность за неисполнение актов (решений) местного самоуправления; признание недействительным акта (решения) местного самоуправления — исключительное право суда. 9. Принципы, обеспечивающие поднадзорность и подконтрольность государству деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления: сочетание государственных гарантий самостоятельности местного самоуправления с контрольно-надзорными полномочиями государства в отношении деятельности органов и должностных л и ц местного самоуправления, но без вмешательства в решение вопросов местного значения; государственная регистрация уставов муниципальных образований; прокурорский надзор за соблюдением законности в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления; государственный контроль за реализацией переданных органам местного самоуправления государственных полномочий; гарантированная законом возможность обжалования в суд актов органов и должностных лиц местного самоуправления. 10. Принципы, обеспечивающие ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления за свою деятельность: все органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность как за принимаемые ими решения (акты), так и за действия (бездействие); утрата органом или должностным лицом местного самоуправления доверия населения — основание для наступления их ответственности перед населением согласно Уставу муниципального образования; признание в судебном порядке несоответствия деятельности органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления Конституции РФ, Конституции, Уставу субъекта РФ, федеральным законам, законам субъекта РФ, Уставу муниципального образования — основание для ответственности перед государством (вплоть до решения законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ вопроса о прекращении полномочий соответствующего органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и назначения новых выборов). К.Ф. Шеремет

Источник: Юридическая энциклопедия

Реклама