один из конституционно-правовых институтов непосредственной демократии, суть которого заключается в рассмотрении населением проектов решений государственных органов и органов местного самоуправления, а также важных вопросов жизни государства или соответствующей территории.
Основы института О. могут устанавливаться конституцией государства. Например, ст. 5 Конституции РСФСР 1978 г. гласила, что наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное О. Могут приниматься специальные акты, составляющие основу института О.: например, Закон РСФСР "О народном обсуждении важных вопросов государственной жизни" от 20 апреля 1988 г. Аналогичные акты принимают и субъекты РФ.
Институт О. не исключен и в настоящее время. Например, действующий Регламент Государственной Думы (ГД) 1998 г. (ст. 119) предусматривает, что ГД может принять решение о всенародном О. законопроекта, принятого палатой в первом чтении.
С точки зрения территориальных масштабов, О. может быть: всенародным (для всей территории РФ; в период существования СССР всенародным являлось О., проводимое в масштабах всего СССР, а российское О. называлось народным, теперь оно приняло на себя наименование всенародное); по вопросам жизни субъекта РФ; местным - по вопросам жизни муниципального образования. Но в принципе не исключено, что в масштабах субъекта или муниципального образования обсуждается проблема, имеющая значение соответственно для всей территории РФ или субъекта РФ.
С точки зрения размаха, О. может быть: всеохватывающим - когда участником О. является весь народ страны; О. общественностью - когда в нем участвуют преимущественно общественные объединения и некоторые средства массовой информации (СМИ); О. специалистами - когда оно организуется в профилирующих научных и практических учреждениях.
Участие в О. является сугубо добровольным делом гражданина. Оно может осуществляться индивидуально, выражением своего мнения в письменной форме (направление по почте или передача лично своих предложений по обсуждаемому вопросу) или в устной форме с обращением в компетентные органы, в СМИ. Граждане могут осуществлять право на участие в О. и коллективно - проведением собраний, митингов с обсуждением соответствующего вопроса. В этом случае их коллективно выработанные мнения, оценки передаются в виде решений и резолюций в компетентные органы или СМИ.
С точки зрения народовластия, О. относится к консультативным формам непосредственной демократии, поскольку высказываемые в ходе О. позиции не имеют формально обязывающего значения для органов, которым предстоит принимать решение или закон, хотя и подлежат учету, если нашли поддержку у значительной группы участников О. Конечно, с этим связана и эффективность О. Его роль ослабляется, если у граждан нет уверенности, что их предложения имеют какое-либо значение; к тому же организаторы О. не связаны обязанностью дать ответ каждому гражданину, выразившему свое мнение в ходе обсуждения.(С. А.)
ОБСУЖДЕНИЕ
ОБСУЖДЕНИЕ
ОБСУЖДЕНИЕ
один из конституционноправовых институтов непосредственной демократии, суть которого заключается в обсуждении населением проектов решений государственных органов и органов местного самоуправления, а также важных вопросов жизни государства или соответствующей территории.
Основы института о. могут устанавливаться конституцией государства. Например, ст. 5 Конституции РСФСР 1978 г. гласила, что наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение. Могут приниматься специальные акты, составляющие основу института о. – например, Закон РСФСР от 20 апреля 1988 г. «О народном обсуждении важных вопросов государственной жизни».
Не исключается институт о. и в настоящее время. Например, действующий Регламент Государственной Думы предусматривает, что она может принять решение о всенародном о. законопроекта, принятого палатой в первом чтении.
Есть Указ Президента РФ от 9 февраля 2011 г. «Об общественном обсуждении проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов». В целях совершенствования законотворческой деятельности и обеспечения учета общественного мнения при подготовке проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов Президента постановил, что: а) проекты федеральных конституционных законов и федеральных законов, затрагивающих основные направления государственной политики в области социальноэкономического развития РФ, по решению Президента РФ могут быть вынесены на общественное о.; б) в соответствии с поручением Президента РФ федеральным государственным органам, разработавшим законопроект (принимавшим участие в его разработке), вынесенный на общественное о., предписано: размещать в сети Интернет на своих официальных или специально созданных сайтах тексты законопроекта, пояснительной записки и финансовоэкономического обоснования к нему, а также информацию о порядке направления гражданами на соответствующий сайт замечаний и предложений по законопроекту с указанием времени, в течение которого будет проводиться его общественное о.; обеспечивать гражданам, принимающим участие в общественном о. законопроекта, возможность ознакомиться с поступившими на соответствующий сайт замечаниями и предложениями по законопроекту; по истечении 90 дней со дня завершения общественного о. законопроекта представлять Президенту Российской Федерации доклад о результатах его о.
Законы о народных о. принимаются в наше время многими субъектами РФ.
Таким образом, о., с точки зрения территориальных масштабов, могут быть: всенародными (для всей территории РФ; по вопросам жизни субъекта РФ; местными – по вопросам жизни муниципального образования. Но в принципе не исключено, что в масштабах субъекта или муниципального образования обсуждается проблема, имеющая значение соответственно для всей территории РФ или субъекта РФ.
О., с точки зрения масштабности, могут быть; всеохватывающими – когда участником о. является весь народ страны; о. общественностью – когда в нем участвуют преимущественно общественные объединения и ряд СМИ; о. специалистами – когда оно организуется в профилирующих научных и практических учреждениях.
Участие в о. является добровольным делом гражданина. Оно может осуществляться индивидуально выражением своего мнения в письменной форме (направление по почте или передача лично своих предложений по обсуждаемому вопросу) или в устной форме с обращением в компетентные органы, в средства массовой информации. Граждане могут осуществить право на участие в о. также и коллективно – проведением собрания, митинга с обсуждением соответствующего вопроса. В этом случае их коллективно выработанные мнения, оценки передаются в виде решений и резолюций в компетентные органы или СМИ.
С точки зрения народовластия, о. относятся к консультативным формам непосредственной демократии, поскольку высказываемые в ходе о. позиции не имеют формально обязывающего значения для органов, которым предстоит решать вопрос и принимать решение, закон, хотя и подлежат учету, если нашли поддержку у больших групп участников о.
Основы института о. могут устанавливаться конституцией государства. Например, ст. 5 Конституции РСФСР 1978 г. гласила, что наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение. Могут приниматься специальные акты, составляющие основу института о. – например, Закон РСФСР от 20 апреля 1988 г. «О народном обсуждении важных вопросов государственной жизни».
Не исключается институт о. и в настоящее время. Например, действующий Регламент Государственной Думы предусматривает, что она может принять решение о всенародном о. законопроекта, принятого палатой в первом чтении.
Есть Указ Президента РФ от 9 февраля 2011 г. «Об общественном обсуждении проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов». В целях совершенствования законотворческой деятельности и обеспечения учета общественного мнения при подготовке проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов Президента постановил, что: а) проекты федеральных конституционных законов и федеральных законов, затрагивающих основные направления государственной политики в области социальноэкономического развития РФ, по решению Президента РФ могут быть вынесены на общественное о.; б) в соответствии с поручением Президента РФ федеральным государственным органам, разработавшим законопроект (принимавшим участие в его разработке), вынесенный на общественное о., предписано: размещать в сети Интернет на своих официальных или специально созданных сайтах тексты законопроекта, пояснительной записки и финансовоэкономического обоснования к нему, а также информацию о порядке направления гражданами на соответствующий сайт замечаний и предложений по законопроекту с указанием времени, в течение которого будет проводиться его общественное о.; обеспечивать гражданам, принимающим участие в общественном о. законопроекта, возможность ознакомиться с поступившими на соответствующий сайт замечаниями и предложениями по законопроекту; по истечении 90 дней со дня завершения общественного о. законопроекта представлять Президенту Российской Федерации доклад о результатах его о.
Законы о народных о. принимаются в наше время многими субъектами РФ.
Таким образом, о., с точки зрения территориальных масштабов, могут быть: всенародными (для всей территории РФ; по вопросам жизни субъекта РФ; местными – по вопросам жизни муниципального образования. Но в принципе не исключено, что в масштабах субъекта или муниципального образования обсуждается проблема, имеющая значение соответственно для всей территории РФ или субъекта РФ.
О., с точки зрения масштабности, могут быть; всеохватывающими – когда участником о. является весь народ страны; о. общественностью – когда в нем участвуют преимущественно общественные объединения и ряд СМИ; о. специалистами – когда оно организуется в профилирующих научных и практических учреждениях.
Участие в о. является добровольным делом гражданина. Оно может осуществляться индивидуально выражением своего мнения в письменной форме (направление по почте или передача лично своих предложений по обсуждаемому вопросу) или в устной форме с обращением в компетентные органы, в средства массовой информации. Граждане могут осуществить право на участие в о. также и коллективно – проведением собрания, митинга с обсуждением соответствующего вопроса. В этом случае их коллективно выработанные мнения, оценки передаются в виде решений и резолюций в компетентные органы или СМИ.
С точки зрения народовластия, о. относятся к консультативным формам непосредственной демократии, поскольку высказываемые в ходе о. позиции не имеют формально обязывающего значения для органов, которым предстоит решать вопрос и принимать решение, закон, хотя и подлежат учету, если нашли поддержку у больших групп участников о.
Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.