ОФФШОРНЫЕ ЗОНЫ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Оффшорные зоны
(О.з.) — один из наиболее распространенных в мире типов особых (специальных, свободных) экономических зон.
В настоящее время О.з. называют территории, законодательства которых при определенных условиях предоставляют льготный режим налогообложения иностранным компаниям. По совокупному набору различных льгот оффшорные центры отличаются друг от друга, но в целом налоговые условия в таких зонах более мягкие, чем в большинстве стран мира. Однако льготный режим и безналоговый статус предоставляется на двух условиях: владельцы компании должны быть нерезидентами страны регистрации и компания не должна вести производственную и коммерческую деятельность на оффшорной территории.
О.з. дают использующим их хозяйствующим агентам следующие преимущества: а) налоговые льготы; б) значительную свободу, практическое отсутствие валютного контроля; в) возможность проведения операций с резидентами в любой иностранной валюте; г) списание затрат на месте; д) анонимность, секретность финансовых операций (действует лишь требование информировать власти о сомнительных операциях, связанных с наркобизнесом).
Главное отличие О.з. от других особых экономических зон состоит в том, что зарегистрированные в оффшорах предприятия не имеют права осуществлять никакую производственную деятельность, однако взамен получают возможность выбрать любые допустимые законодательством методы для уменьшения налогов и освобождения от таможенных тарифов, валютного контроля.
Ядром оффшорного режима считаются налоговые льготы. Они весьма существенны и, как правило, представляют собой полное освобождение от уплаты всех местных налогов. Оффшорные компании обязаны внести лишь разовый регистрационный сбор и оплачивать годовой сбор, ставки которого обычно фиксированы и не зависят от коммерческой активности.
Налог на прибыль в О.з. отсутствует или составляет всего 1–2%. Вместо него обычно взимается ежегодный сбор, составляющий в разных оффшорах от 50 до 1000 долларов США.
В О.з. максимально упрощена процедура регистрации. Минимальный объем уставного капитала обычно не устанавливается, хотя, как правило, он варьируется от 5 до 50 тыс. долларов США.
В большинстве стран не требуется предоставление отчета по ведению счетов, налоговых деклараций. Внешние аудиторы требуются далеко не во всех зонах. Счета фирмы могут быть проверены только по разрешению владельцев. Единственная форма отчетности большинства О.з. — ежегодный финансовый отчет.
В свою очередь смысл регистрации безналоговых компаний для стран, предоставляющих свою территорию под О.з., заключается в том, что вносимая при регистрации оффшорных компаний пошлина, а также ежегодные фиксированные платежи дают ощутимый вклад в бюджет территорий. Таким образом, страны, создающие О.з., привлекают дополнительные иностранные инвестиции, увеличивают доходы, создают новые рабочие места (прежде всего за счет секретарских компаний), что способствует развитию национальной экономики.
Общее число О.з. в мире можно определить очень условно в связи с их достаточно быстрым появлением и возможностью быстрой ликвидации. По мнению экспертов, в настоящее время реально существует около 60 устойчивых оффшорных центров, в которых давно функционируют оффшорные компании. Оффшорный бизнес концентрируется, как правило, в банковском, страховом деле, морском судоходстве, операциях с недвижимостью, в трастовой деятельности, во всех видах экспортно-импортных операций, в консалтинге. Около 70% всех оффшорных центров созданы в развивающихся странах и владениях, а остальные функционируют в промышленно развитых государствах.
Государственные образования и административные территории с предельно упрощенным порядком регистрации юридических лиц и полностью отсутствующим или значительно сниженным налогом на прибыль называют «налоговыми гаванями».
Основной недостаток оффшорных компаний состоит в том, что владельцы и руководящий персонал этих фирм не могут проживать и выполнять свои обязанности непосредственно в стране регистрации. Все коммерческие операции оффшорная фирма обязана проводить за пределами «налоговой гавани».
Несмотря на огромные преимущества, предоставляемые оффшорным компаниям, оффшорную деятельность неправильно было бы трактовать как ничем не ограниченную деловую практику без каких-либо обязательств и ограничений. Создание и функционирование оффшорных центров обычно подчиняется твердым правилам. Основными из них являются:
1)обязательная регистрация иностранных юридических лиц в соответствии с национальным оффшорным законодательством страны регистрации обычно в форме частной или публичной акционерной компании с ограниченной ответственностью, товарищества, филиала или дочерней компании зарубежной корпорации под юрисдикцией принимающей стороны;
2)финансирование всех оффшорных операций только за счет привлекаемых извне валютных и иных ресурсов;
3)своевременное предоставление местной администрации годовых отчетов о финансовых итогах деятельности оффшорных компаний, а также, если это определено законодательством, копий банковских счетов и аудиторских заключений местных экспертов;
4)своевременная уплата всех налоговых сборов в бюджет оффшорного центра;
5)безоговорочный отказ от деловых операций на внутреннем рынке оффшорного центра, если иное не разрешено администрацией оффшорного центра, за исключением содержания собственного офиса компании;
6)отказ от привлечения местных резидентов страны регистрации в качестве акционеров оффшорных компаний и местных капиталов в акционерный фонд;
7)инвестирование средств в денежной (свободно конвертируемой валюте) и материально-вещественной формах в объемах не ниже определяемых администрацией минимумов уставного и оплаченного капитала и соблюдение установленных пропорций между уставным и оплаченным капиталом оффшорной компании;
8)наличие официально зарегистрированного офиса оффшорной компании в стране регистрации, где должны храниться ее учредительные документы, протоколы годовых собраний акционеров и дирекции, деловая переписка, образцы печати и бланков, реестр компании;
9)наличие местного или иностранного резидента — официального представителя оффшорной компании в стране регистрации;
10)своевременное извещение местной администрации обо всех изменениях официальных реквизитов оффшорной компании, уставного капитала, состава ее акционеров и директоров, а также устава и учредительного договора.
Соблюдение этих требований дает основание для получения статуса оффшорной компании в стране регистрации и сопутствующих этому статусу льгот в бизнесе.
В России есть единственный пример официального создания оффшорной зоны. По специальному федеральному закону в 1996 г. оффшорная зона была учреждена в Ингушетии. Главными результатами функционирования зоны стали приток налогоплательщиков (юридических лиц) из других российских регионов и «отмывание» нелегальных доходов. Значительные иностранные капиталы в Ингушетию не пришли, и впоследствии оффшорная зона была ликвидирована.
С. В. Соколова
Список литературы
Борисов А. Б. Большой экономический словарь. — 3-е изд., перераб. и дополн. — М.:
Книжный мир, 2009.
Гранберг А. Г. Основы региональной экономики: учебник для вузов. — М.: ГУ ВШЭ, 2000.
Попова С. В. Специальные экономические зоны как современная форма территориальной организации национального хозяйства. — М.: Российская экономическая академия, 2002.
Региональная экономика: учебник / под ред. В. И. Видяпина и М. В. Степанова. — М.: ИНФРА-М, 2012.

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия

ОФФШОРНЫЕ ЗОНЫ
города, районы и страны, в которых иностранные (нерезидентные) кредитные учреждения и иные компании осуществляют операции с нерезидентами (иностранными физическими и юридическими лицами) в иностранной для данной страны валюте при отсутствии вмешательства или минимальном вмешательстве со стороны государства, создавшего О.з. При этом для зарегистрированных в этих зонах учреждений (компаний) создается особо льготный налоговый режим, вплоть до полного освобождения от налогообложения. Таким образом, главный признак О.з. - предоставление налоговых льгот нерезидентам, действующим вне юрисдикции данного государства. Помимо термина "О.з." часто употребляют два других аналогичных термина: "оффшорные центры" и "оффшорные юрисдикции"; также часто в литературе встречаются термины "налоговый рай" или "налоговые убежища". Компании, зарегистрированные в подобных зонах и пользующиеся налоговыми льготами, именуются оффшорными компаниями. Из самого слова "оффшорный", которое переводится как "находящийся вне берегов", можно сделать вывод о сути такой компании: являясь де-юре компанией, созданной по законодательству какого-либо государства, де-факто она осуществляет свою деятельность вне границ этого государства, благодаря чему и пользуется различного рода льготами.
Зарождение оффшорной индустрии связано с желанием государств привлекать инвестиции и поощрять международное сотрудничество, отвлекая минимум ресурсов на государственное регулирование и вмешательство в экономику. Широкомасштабное развитие оффшорного бизнеса началось в 1960-е гг. с возникновением независимых государств - бывших колоний. Эти государства стали предоставлять налоговые и иные льготы компаниям, не ведущим деятельность на их территории с целью привлечь капитал. Значительное увеличение количества возникающих О.з. связывается с переходом развитых стран к монетаристской модели управления экономикой, что привело к ужесточению различных требований, предъявляемых к банкам. Это в свою очередь повлекло увеличение масштабов бегства капиталов из США и других развитых стран путем открытия транснациональными компаниями своих банков в О.з., а затем - посредством создания собственных торговых, страховых, холдинговых и иных компаний и трастов. Таким образом, предоставляя различным компаниям нерезидентный режим, О.з. привлекают средства в виде фиксированных налогов и сборов, не беспокоясь о том, какие последствия может вызвать деятельность подобных компаний, поскольку они, как правило, ведут ее только за рубежом. Так, Панама привлекает ежегодно около 200 млн. долл. благодаря зарегистрированным там компаниям; сумма депозитных вкладов на Каймановых островах превышает 150 млн. долл.; на Багамских островах прибыль от зарегистрированных оффшорных компаний составляет 20% валового национального дохода.
Как показывает зарубежная практика, О.з. отличают следующие признаки: а) привлекательный пакет налоговых льгот; б) анонимность осуществления бизнеса; в) отсутствие валютного контроля; г) минимальные требования относительно существования компании (проведение собраний акционеров, простота финансовой отчетности и др.); д) возможность ведения операций в любой валюте; е) иные льготы. Первый из указанных признаков характерен для всех оффшорных центров и налоговых гаваней. Так, на острове Джерси, Багамских, Каймановых, Британских Виргинских островах, в Панаме, Ирландии, Гибралтаре, на острове Мэн, Мальте и в других О.з. отсутствуют налоги на нерезидентные компании. В Швейцарии, Нидерландах, Люксембурге, Лихтенштейне, на Кипре, Западном Самоа налоги либо отсутствуют, либо значительно снижены по сравнению с резидентными компаниями. Во всех случаях, как правило, уплачивается ежегодный правительственный сбор (в том числе за предоставленные лицензии), а также услуги секретарской компании, местного аудитора и др.
Анонимность осуществления бизнеса связана с институтом номинального держания акций и управления компаний. Это означает, что компания (банк, траст, холдинг) создается местными инкорпораторами (акционерами), которые затем отказываются от всех своих прав и правооснований на принадлежащие им акции путем направления бенефициару компании трастовых деклараций и писем об отставке (Ирландия, Великобритания. Кипр и др.). Для российских предпринимателей этим, помимо анонимности, достигается также соответствие требованиям валютного законодательства, которое предусматривает необходимость разрешения ЦБ для инвестиций за рубежом (в частности, приобретения акций иностранной компании). В некоторых О.з. (Панама, Багамские, Британские Виргинские острова, Сент-Кристофер и Невис) анонимность достигается тем, что публичный реестр, содержащий имена акционеров, закрыт для доступа, данные финансовой отчетности не разглашаются. Возможность выпуска акций на предъявителя в таких юрисдикциях, как Панама, Терке и Кайкос, Вануату, Монако и др., а также отсутствие необходимости директору компании быть резидентом О.з. также увеличивают конфиденциальность факта владения компанией.
Компании, зарегистрированные в О.з., могут осуществлять операции в любой валюте, иметь счета в любых банках, оперировать этими счетами, а также оставлять себе всю валютную выручку без конвертации и обязательной продажи на внутреннем валютном рынке. Кроме того, допускается ведение финансовой отчетности в иностранной валюте. Для оффшорных банков это означает возможность открывать и вести счета своих клиентов в любых валютах, производя самые разнообразные взаимозачеты и клиринги по собственным курсам.
Во многих О.З. к нерезидентным компаниям предъявляются более низкие требования, чем к резидентным. Это касается ведения финансовой отчетности и проведения регулярных собраний акционеров. В Швейцарии, Ирландии от оффшорных компаний требуется лишь минимальная бухгалтерская отчетность: на Антильских, Каймановых островах, в Панаме отсутствует и такое требование (равно как и необходимость аудиторских проверок); собрания акционеров могут проводиться ежегодно в любой точке мира. Среди иных льгот можно выделить смягчение норм об отмывании незаконных доходов, возможность не оплачивать уставный капитал, относительную легкость и доступность лицензий и разрешений (на ведение банковской, страховой, трастовой и иной деятельности) на перемещение, реорганизацию и т.д.
Вышеперечисленные льготы и преимущества привели к буму оффшорного бизнеса и регистрации оффшорных компаний. Конфиденциальность этого бизнеса не позволяет определить точное количество таких компаний, однако специалисты определяют эту цифру равной приблизительно 1,5 млн., из которых 50 тыс. созданы предпринимателями РФ. На первом месте Панама (более 300 тыс.), затем следуют Британские Виргинские острова (около 200 тыс.), на третьем месте Ирландия (150 тыс.).
Понятие "О.з." отличается от понятия "свободная экономическая зона". Если О.з. предполагают ведение компанией деятельности вне их территории, то в свободной экономической зоне льготы как раз и предоставляются потому, что компании ведут там свою деятельность. Это весьма важное различие, поскольку некоторые из зон РФ с льготным налогообложением создавались как свободные экономические зоны.
В РФ возможно создание двух типов оффшорных компаний: "классических", пользующихся налоговыми льготами в силу того, что они ведут деятельность за рубежом, и "внутренних", что связано, прежде всего, с особенностями административно-территориального деления РФ. Правовую основу существования "внутренних" О.з. составляет целый ряд нормативных актов. Каждый субъект РФ имеет право взимать свои налоги. Отмена субъектами РФ и местными органами власти республиканских и местных налогов для юридических лиц, зарегистрированных, но не ведущих деятельность на территории этого субъекта, и приводит к возникновению "внутренних" российских О.з. Кроме того. Законом РФ от 14 июля 1992 г. № 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" (ЗАТО) установлен правовой статус ЗАТО, где, как правило, сосредоточены объекты военно-промышленного комплекса, ядерные и другие научно-исследовательские центры. В доходы бюджета ЗАТО зачисляются все закрепленные и регулирующие доходы, поступающие с его территории. Это означает возможность создания значительного количества (по числу закрытых образований) О.з. в РФ, предоставляющих налоговые льготы как по местным налогом, так и по федеральным.
Говоря о конкретных О.з. с различными льготами, необходимо назвать прежде всего Калмыкию. Горный Алтай и Бурятию. Одной из наиболее приближенных к традиционной оффшорной практике является Республика Калмыкия - Хальмг Тангч. Первой ею была принята соответствующая нормативная база: 14 марта 1994 г. Президент Калмыкии подписал Указ "О снижении до 5% ставки налога на прибыль в части, зачисляемой в бюджет республики для отдельной категории налогоплательщиков". Впервые в юридической практике РФ была выделена в качестве льготируемой категория "нерезидентов". Это принципиально отличает Калмыкию от других регионов РФ, где в том или ином объеме возможно предоставление налоговых льгот. Позднее (19 января 1995 г.) был принят Закон Республики Калмыкия "О предоставлении налоговых льгот отдельным категориям плательщиков". В соответствии с ним предприятия, не использующие в своей деятельности природные и сырьевые ресурсы Республики Калмыкия, уплачивают лишь федеральные налоги и полностью освобождаются от уплаты налогов и сборов, подлежащих зачислению в республиканский и местные бюджеты. Оффшорные компании. зарегистрированные в Калмыкии, могут пользоваться услугами номинальных директоров, аудиторской фирмы, а сами услуги по регистрации этих компаний предоставляются по всей территории РФ (что также приближает Калмыкию к традиционной практике О.з.). Для получения и сохранения оффшорного статуса компания уплачивает фиксированные регистрационный сбор и ежеквартальный взнос на программы социально-экономического развития Республики Калмыкия. Предусматривается так же возможность заключения соглашения о предоставлении целевых налоговых льгот.
Благодаря значительному количеству субъектов, имеющих право самостоятельно устанавливать и отменять налоги, а также предоставлять те или иные налоговые льготы, в РФ созданы и функционируют различные О.з., суть которых сводится к тому, что предприятию, зарегистрированному в О.з., предоставляются налоговые льготы, если предприятия не извлекает дохода на территории О.з
Не являясь О.з., РФ, подобно СШУ (Делавэр, Вайоминг и др.) и Великобритании, предоставляет налоговые льготы компаниям, не ведущим деятельность на ее территории.

Источник: Энциклопедия юриста

Реклама

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
152.79 кб

Оффшорные зоны в современном мире (на примере княжества Лихтенштейн)

Аксанов К.В.
Изучается создание свободных экономических зон, в виде оффшорных, их значение для международного бизнеса. Оффшорные зоны имеют ряд преимуществ и специфические недостатки.
Читать PDF
246.32 кб

Оффшорные зоны как угроза экономической безопасности российской Федерации

Золотарев Евгений Владимирович

Похожие термины:

  • БАНКОВСКИЕ ОФФШОРНЫЕ ЗОНЫ

    пространства, обладающие географической и (или) юридической экстерриториальностью и используемые их участниками для проведения банковских операций с нерезидентами на условиях, отличных от дейс