Опрос граждан
Опрос граждан
это форма осуществления населением местного самоуправления. Опрос проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти. В опросе принимают участие граждане, обладающие избирательным правом.
Источник: Юридический энциклопедический словарь.-2-е изд. — Москва Проспект 2016. — 1136 с.
Опрос граждан
метод выявления и фиксирования отношения граждан к широкому кругу проблем, выражения общественного мнения по проблемам жизнеобеспечения населения муниципального образования. Это самостоятельный институт непосредственной демократии.
Опрос граждан проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти по вопросам, затрагивающим экономические, социальные, экологические и другие законные интересы населения этой территории. Субъекты РФ принимают законы, регламентирующие различные виды опроса граждан.
Результаты опроса носят рекомендательный характер. В опросе граждан имеют право участвовать жители муниципального образования, обладающие избирательным правом. Опрос граждан проводится по инициативе:
1)представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования — по вопросам местного значения;
2)органов государственной власти субъектов Российской Федерации — для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения.
Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется уставом муниципального образования и (или) нормативно-правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Решение о назначении опроса граждан принимается представительным органом муниципального образования. В нормативно-правовом акте представительного органа муниципального образования о назначении опроса граждан устанавливаются:
1)дата и сроки проведения опроса;
2)формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) при проведении опроса;
3)методика проведения опроса;
4)форма опросного листа;
5)минимальная численность жителей муниципального образования, участвующих в опросе.
В список участников опроса включаются жители, имеющие право на участие в опросе, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования. В опросном листе содержится точно воспроизведенный текст вынесенного на опрос вопроса (вопросов) и указываются варианты волеизъявления голосующего «за» или «против», под которыми помещаются пустые квадраты. При вынесении на опрос нескольких вопросов они включаются в один опросный лист, последовательно нумеруются и отделяются друг от друга горизонтальными линиями. Опросный лист содержит разъяснение о порядке его заполнения.
Форму опросного листа устанавливает комиссия. Голосование при опросе может быть тайным или открытым.
Жители муниципального образования должны быть проинформированы о проведении опроса граждан не менее чем за 10 дней до его проведения. Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса граждан, осуществляется за счет средств:
1)местного бюджета — при проведении опроса по инициативе органов местного самоуправления;
2)бюджета субъекта Российской Федерации — при проведении опроса по инициативе органов государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
З. М. Зотова
Список литературы
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ.
Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (постатейный) / под общ. ред. В. И. Шкатулла. — 2-е изд., дополн. — М., 2006.
Система муниципального управления: учебник для вузов / под ред. В. Б. Зотова. — 5-е изд., испр. и доп. — Ростов н/Д: Феникс, 2010.
Опрос граждан проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти по вопросам, затрагивающим экономические, социальные, экологические и другие законные интересы населения этой территории. Субъекты РФ принимают законы, регламентирующие различные виды опроса граждан.
Результаты опроса носят рекомендательный характер. В опросе граждан имеют право участвовать жители муниципального образования, обладающие избирательным правом. Опрос граждан проводится по инициативе:
1)представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования — по вопросам местного значения;
2)органов государственной власти субъектов Российской Федерации — для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения.
Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется уставом муниципального образования и (или) нормативно-правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Решение о назначении опроса граждан принимается представительным органом муниципального образования. В нормативно-правовом акте представительного органа муниципального образования о назначении опроса граждан устанавливаются:
1)дата и сроки проведения опроса;
2)формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) при проведении опроса;
3)методика проведения опроса;
4)форма опросного листа;
5)минимальная численность жителей муниципального образования, участвующих в опросе.
В список участников опроса включаются жители, имеющие право на участие в опросе, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования. В опросном листе содержится точно воспроизведенный текст вынесенного на опрос вопроса (вопросов) и указываются варианты волеизъявления голосующего «за» или «против», под которыми помещаются пустые квадраты. При вынесении на опрос нескольких вопросов они включаются в один опросный лист, последовательно нумеруются и отделяются друг от друга горизонтальными линиями. Опросный лист содержит разъяснение о порядке его заполнения.
Форму опросного листа устанавливает комиссия. Голосование при опросе может быть тайным или открытым.
Жители муниципального образования должны быть проинформированы о проведении опроса граждан не менее чем за 10 дней до его проведения. Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса граждан, осуществляется за счет средств:
1)местного бюджета — при проведении опроса по инициативе органов местного самоуправления;
2)бюджета субъекта Российской Федерации — при проведении опроса по инициативе органов государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
З. М. Зотова
Список литературы
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ.
Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (постатейный) / под общ. ред. В. И. Шкатулла. — 2-е изд., дополн. — М., 2006.
Система муниципального управления: учебник для вузов / под ред. В. Б. Зотова. — 5-е изд., испр. и доп. — Ростов н/Д: Феникс, 2010.
Источник: Местное самоуправление: энциклопедия