ОРГАНИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ОРГАНИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ
Законы, которые принимаются по прямому предписанию конституции и в порядке, отличающемся от порядка принятия как конституции, так и обычных законов. Как правило, конституции предусматривают принятие органических законов по вопросам избирательной системы, режима чрезвычайного положения, статуса высших исполнительных и судебных органов государства и т.п.

Источник: Словарь терминов по истории государства и права зарубежных стран

ОРГАНИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ
понятие науки конституционного права, а в некоторых странах - также и законодательства. Чаще всего под О. з. понимают законы, определяющие статус органов (возможно, отсюда и "органические") государства, основы местного самоуправления или регулирующие важнейшие государственные процедуры - например, референдумы. Некоторые авторы считают О. з. акты, принятие которых, так сказать, "органически" вытекает из конституции государства, т. е. либо конституция прямо предусматривает их существование, либо их появление логически следует из нее. (С. А.)

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

ОРГАНИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ
законы, которые принимаются по прямому предписанию конституции (т. е. на основе ее бланкетных норм) и в порядке, отличающемся от порядка принятия как конституции, так и обычных законов. Как правило, конституции предусматривают принятие О. з. по вопросам избирательной системы, режима чрезвычайного положения, статуса высших исполнительных и судебных органов государства и т. п. Сам термин О. з. известен в основном конституционному праву стран романской системы права (Франция, Испания, Румыния, Молдова, Чили и др.). В Бразилии О. з. называются дополнительными законами. В России, Таджикистане, Литве, Казахстане О. з. называются конституционными. В ряде стран (Эстония, Венгрия, Азербайджан) О. з. не имеют специального обозначения.

Источник: Большой юридический словарь

ОРГАНИЧЕСКИЙ ЗАКОН
закон, принимаемый по прямому предписанию конституции в порядке, отличном от принятия как конституционных, так и обычных законов, занимающий в юридической иерархии актов место между ними и регулирующий, как правило, определенный конституционно-правовой институт в целом (выборы, гражданство, судоустройство, чрезвычайное положение и др.). В различных странах конституции предусматривают издание О.з. по разному числу вопросов. О.з. могут быть приняты только парламентом (это право нельзя делегировать главе государства или правительству). Как правило, они принимаются квалифицированным большинством голосов или большинством голосов общего числа членов парламента и до промульгации в обязательном порядке представляются в орган конституционного контроля. О.з. может быть изменен только О.з. В России нет понятия О.з. Аналогом могут служить конституционные федеральные законы, принятие которых Конституция 1993 предусматривает примерно по полутора десяткам вопросов (о Конституционном Суде РФ, о чрезвычайном положении, о гербе государства и др.). Англосаксонское и германское право не знают понятия О.з. В.Е. Чиркин

Источник: Юридическая энциклопедия

ОРГАНИЧЕСКИЙ ЗАКОН (органическое законодательство)
1) в ряде стран романской системы права (Франция, Испания, Португалия) закон, имеющий особый статус, который занимает пограничное положение между конституционными и обычными законами, принимается по прямому предписанию конституции на основе ее бланкетных (отсылочных) норм в ее дополнение и развитие и в специальном порядке. Назначение О.з. состоит в установлении деятельности органов, указанных в основном законе; 2) все законы, к которым отсылает конституция. В Бразилии их именуют дополнительными и они равнозначны французским органическим: 3) в некоторых странах, например в Италии, О.з. именуются конституционными. В РФ используется термин "федеральные конституционные законы" (ФКЗ) в отношении законов, принимаемых по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ, по более сложной процедуре, чем обычные законы. В Венгрии в 1989-1990 гг. эти законы назывались конституционными; в действующей редакции Конституции названия не имеют. Государственное собрание принимает их квалифицированным большинством, но в Конституции прямо не сказано, что эти законы имеют более высокую юридическую силу, чем обычные.
Юридическая сила О.з. меньше конституционной, но больше, чем у простых законов. О.з. был введен в систему источников конституционного права Франции Конституцией 1958 г. Ранее О.з. назывались обычные законы, регулировавшие вопросы об институтах, закрепленных в Конституции; однако они не имели отличий от других законов. Затем О.з. был признан во франкоязычных странах Африки, в последние десятилетия - в Испании, Португалии, Румынии, Венгрии, Кабо-Верде, Папуа-Новой Гвинее, РФ. К числу О.з. Франции отнесены: Закон о Конституционном совете, Закон о Высокой палате юстиции, Закон о Суде Республики, Закон об Экономическом и социальном совете, Закон о Высшем совете магистратуры. Закон о порядке выборов палат парламента, Закон о финансовой гласности политической жизни.
В разных странах перечень вопросов, по которым принимаются О.з., неодинаков. В Румынии они принимаются по 25 вопросам, в РФ - по 15, в Марокко - по 4. ФКЗ РФ принимаются по вопросам, относящимся к Правительству, референдуму, судебной системе, чрезвычайному и военному положению, принятию и образованию нового субъекта, гимну, гербу, флагу. В некоторых странах (Испания) конституцией определен лишь круг общественных отношений, регулируемых О.з.
О.з. могут быть приняты только парламентом квалифицированным большинством голосов (в РФ не менее 3/4 голосов от общего числа членов СФ и не менее 2/3 от общего числа депутатов ГД); иногда до промульгации в обязательном порядке представляются в орган конституционного контроля (Франция, Алжир, Сенегал); на них может не распространяться право отлагательного вето главы государства (РФ). О.з. может быть изменен только О.з. в том же порядке (в ФКЗ РФ может быть отменен или изменен только другим ФКЗ).
В Италии в виде конституционных законов (КЗ) принимаются статуты об особой автономии 5 областей. Они устанавливают условия, формы и сроки возбуждения дел о проверке конституционности и гарантии независимости Конституционного суда (КС). Принимаются каждой из палат после 2 предварительных обсуждений с промежутком не менее 3 месяцев между ними и одобряются абсолютным большинством состава каждой палаты при втором голосовании.
В Румынии Конституцией предусмотрено принятие О.з. по таким вопросам, как функционирование избирательной системы, организация и порядок деятельности политических партий, организация и проведение референдума, организация правительства и Верховного совета обороны, режим осадного или чрезвычайного положения, правонарушения, наказания и режим их исполнения, предоставление амнистии или помилования, организация и порядок деятельности Высшего совета магистратуры, судебных инстанций, прокуратуры и Счетной палаты, статус публичных должностных лиц, общий правовой режим собственности и наследования, общие нормы, касающиеся трудовых отношений, профсоюзов и социальной защиты, общая организация образования, общий режим культов, организация местной администрации, территории, общий режим местной автономии, порядок установления исключительной экономической зоны и др.
Конституция Испании содержит значительное число ссылок на О.з. Они регулируют осуществление публичных прав и свобод, утверждение уставов об автономии, установление общего избирательного режима. Одобрение, изменение или отмена этих законов требуют абсолютного большинства голосов состава Конгресса депутатов.
В Португалии О.з принимается большинством голосов всех членов парламента. Вето президента, наложенное на О.з., может быть преодолено только большинством в 2/3 голосов. Правительство или 1/5 часть депутатов Ассамблеи республики могут выступить с инициативой обращения в КС с целью проверки соответствия О.з. Конституции до его вступления в юридическую силу.

Источник: Энциклопедия юриста

Реклама

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
620.24 кб

Органические законы субъектов Российской Федерации

Ульихин Виктор Сергеевич
Статья посвящена анализу конституций (уставов) субъектов Российской Федерации на предмет выделения ими региональных органических законов.
Читать PDF
77.26 кб

2008. 01. 008. Васильев Д. В. Юридическая природа органических законов / междунар. Ун-т бизнеса и но

Загоруйко К. Ф.
Читать PDF
126.23 кб

Органическая продукция, ГМО: законодательные дефиниции в нормативно-правовых актах Краснодарского кр

Хитарова Елена Георгиевна
Статья посвящена анализу законодательных дефиниций в области органического производства в законодательстве Краснодарского края и нормативно-правовых актов Евросоюза.
Читать PDF
156.60 кб

Конституционные и органические законы: интерпретация понятий в конституциях Российской Федерации и з

Гавриленко Валентина Ивановна, Ленкина Татьяна Алексеевна
Статья посвящена определению понятий конституционного и органического законов и их интерпретации в конституционном законодательстве РФ и зарубежных стран.

Похожие термины:

  • ОРГАНИЧЕСКИЙ ЗАКОН

    Законы, которые принимаются по прямому предписанию конституции и в порядке, отличающемся от порядка принятия как конституции, так и обычных законов. Как правило, конституции предусматривают прин