ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЛИКВИДАЦИЕЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЛИКВИДАЦИЕЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
совокупность взаимосвязанных мер и действий органов управления и сил, направленных на обеспечение эффективного использования сил и средств различного предназначения с целью выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ в полном объеме, в кратчайшие сроки, с минимальными потерями населения и материальных средств. О.у.л.ЧС начинается с момента возникновения чрезвычайной ситуации и завершается после ее ликвидации. Осуществляется она по суточным циклам, каждый из которых включает: сбор данных об обстановке; анализ и оценку обстановки; подготовку выводов и предложений для решения на проведение работ; принятие (уточнение) решения и доведения задач до исполнителей; организацию взаимодействия; обеспечение действий сил и средств. О.у.л. ЧС осуществляется в соответствии с Планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, разрабатываемым заблаговременно на каждом уровне, который корректируется с возникновением конкретной чрезвычайной ситуации. На его основе с учетом особенностей возникшей чрезвычайной ситуации руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации принимает решение на ликвидацию чрезвычайной ситуации, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ. При подготовке решения осуществляется планирование аварийно-спасательных и других неотложных работ. Оно завершается после принятия решения и постановки задач подчиненным. План проведения работ оформляется текстуально, с приложением карт, схем, графиков и расчетов. Он подписывается руководителем работ по ликвидации чрезвычайной ситуации и утверждается старшим начальником. Выписки из плана работ доводятся до подчиненных в части их касающейся. Для руководства действиями сил непосредственно в районе чрезвычайной ситуации создаются оперативные группы, используются стационарные и развертываются подвижные пункты управления (ПУ), а также организуется система связи, главным элементом которой является подвижный узел связи (ПУС); для обеспечения эффективной работы системы управления создается автоматизированная подсистема управления на базе мобильного информационно-управляющего центра (МИУЦ). Состав и структура системы управления определяются масштабом чрезвычайной ситуации и решением органов управления РСЧС, которые координируют работы по ликвидации чрезвычайной ситуации. При руководителе работ по ликвидации чрезвычайной ситуации на любом уровне создается штаб или оперативная группа. При штабе (оперативной группе), как правило, создаются и работают оперативные группы КЧС соответствующего уровня. В подсистему управления административного района (города) при возникновении чрезвычайной ситуации на его территории может входить оперативная группа регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а в особых случаях — оперативные группы федеральных органов исполнительной власти и МЧС России. Для управления ликвидацией региональной или глобальной чрезвычайной ситуацией создается система управления, в состав которой входят оперативные группы МЧС России, федеральных органов исполнительной власти. Руководство всеми силами и средствами, привлекаемыми к ликвидации чрезвычайных ситуаций, и организацию их взаимодействия осуществляют назначенные для этого руководители работ по ликвидации чрезвычайной ситуации. Решения руководителей работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зонах действия, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Руководители аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, прибывшие в зоны действия первыми, временно принимают на себя полномочия руководителей работ, определенных законодательством РФ или назначенных органами местного самоуправления, руководителями организаций до их прибытия. Полномочия руководителя работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, руководством организаций в соответствии с законодательством.